Психологика педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:04, реферат

Описание

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).
Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем.

Содержание

9. Средства и методы педагогического воздействия на личность.


План

1 Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика.

2 Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Работа состоит из  1 файл

психология педогогика.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

        1) объяснительно-иллюстративный метод  (лекция, рассказ, работа с литературой  и т. п.);

        2) репродуктивный метод;

        3) метод проблемного изложения;

        4) частично-поисковый (или эвристический)  метод;

        5) исследовательский метод.

        Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Репродуктивные методы обучения

        Объяснительно-иллюстративный метод.

        Он  состоит в том, что обучающий  сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

        Репродуктивный  метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.

        Оба охарактеризованных метода обогащают  учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

        Продуктивные  методы обучения.

        Условием  функционирования продуктивных методов  является наличие проблемы.

        Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

        В разрешении учебной проблемы можно  выделить четыре главных стадии:

        1) создание проблемной ситуации;

        2) анализ проблемной ситуации, формулировка  проблемы и представление ее  в виде одной или нескольких  проблемных задач;

        3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

        4) проверка решения проблемы.

        Роль  педагога и учащихся на четырех стадиях  решения учебной проблемы может  быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

        4. Методы стимулирования.

        Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

        Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

        Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

        В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды  за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием.

        Наказание. Наказание один из самых старейших методов воспитания.

        Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

        1) нельзя наказывать за неумышленные  поступки;

        2) нельзя наказывать наспех, без  достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

        3) сочетать наказание с убеждением  и другими методами воспитания;

        4) строго соблюдать педагогический  такт;

        5) опора на понимание и поддержку  общественного мнения;

        6) учет возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы

 
  1. Басова  Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
  2. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
  4. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.
  5. Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.
  6. Волкова А.И. и др. Психология и педагогика для технических вузов /
  7. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

Информация о работе Психологика педагогика