Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 04:11, курсовая работа
Объектом исследования является расследовательская журналистика как вид деятельности СМИ.
Предметом исследования являются основные направления расследовательской деятельности журналиста.
Целью данной курсовой работы является изучение теории и особенностей жанра расследовательской журналистики.
Введение 3
Глава 1. Теория расследовательской журналистики 5
1.1. Цели, средства, задачи, предмет и методы расследований 5
1.2. Информация: её характер и первоисточники 11
1.3. Поиск информации и её изложение 14
1.4. Источники информации 19
Глава 2. Основные направления расследовательской деятельности журналиста (на примере периодических изданий) 25
2.1. Расследование коррупционных дел 25
2.2. Проблемы насилия в армии 28
2.3. Халатность и безответственность властей (на примере расследования журналистов «Комсомольской правды») 31
2.4. Проблема свободы слова в России (на примере журналистского расследования убийства А. Политковской) 33
Заключение 35
Библиографический список 37
Прибегающий к нему журналист не слишком афиширует на страницах своего издания, при каких условиях и каким образом получены необходимые ему сведения. И вот почему. Дело в том, что, применяя включенное наблюдение журналист внедряется в уже существующую ситуацию и просто фиксирует факты, которые возникают по ходу его развития. После завершения включенного наблюдения ситуация эта, как правило, не исчезает, а продолжает существовать в основных параметрах. В том же случае, когда журналист проводит эксперимент, он обязательно создаёт не существовавшею для него, то есть искусственную, ситуацию, например, организует письменное обращение к себе из разных районов города ста адресатов и ждёт, когда и как каждое из них к нему поступит, и уже затем изучает её, применяя в числе других метод наблюдения. Намеренно созданная ситуация позволяет увидеть в ярком свете журналисту то, что при обычном наблюдении было бы растянуто во времени и не проявилось столь концентрированно и наглядно. После того, как эксперимент завершен, созданная журналистом искусственная ситуация «снимается».
Любое расследование, включая журналистское, будет проведено эффективно, если расследователь подходит к нему творчески, применяет нестандартные приёмы и методы, оставаясь, разумеется, в рамках прав, предоставленных ему законом. Потому ему постоянно необходимо пополнять свой «методологический арсенал». Их журналист-расследователь может изучать не только по открытой продаже учебникам для следователей, но и по выступлениям сотрудников правоохранительных органов в прессе.
Подготовка расследования - это прежде всего поиск информации. Со стороны оно ничем не отличается от обычной журналистской работы - ведь информацию ищет и комментатор и репортёр, и рецензент, и обозреватель и др. Но получить нужную информации именно в расследовании становится порой исключительно трудной задачей. Ведь журналисты ищут при этом не просто чрезвычайно актуальные и значительные для общества сведения, а те, которые малодоступны или вообще скрываются от них и от общества в целом. И те «драконы», которые этим «владеют», порой готовы пойти на любые преступления, лишь бы информация осталась нераскрытой так, что расследователю приходится иногда мучительно долго добиваться до истины и при этом понимать, что избранный путь - не один-единственный: каждая «уходящая в сторону» тропинка может оказадъся не менее важной!
Многие ответы журналист-расследователь может получить, обращаясь к «носителям» базовой информации - различным специалистам, политикам, государственным деятелям, используя для этих целей наиболее распространённые родственные методы добычи информации - интервью и беседу. При этом он ни в коем случае не должен обольщать себя надеждой, что сможет с помощью каких-либо «приёмчиков» заигрывания, лести выведать некую тайну у лица, которое хочет её скрыть. Тем не менее определённое представление о позиции, об отношении того или иного человека к расследуемому вопросу журналист вполне может получить. При этом надо знать, что результативная беседа «один на один», особенно с известным человеком - дело достаточно непростое, особенно для начинающего журналиста. Одна из труднейших задач в данном случае - предстать перед интервьюированным в образе человека, компетентного в том вопросе, о котором идёт речь. Но когда речь идёт о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана - профессионализма коммуникатора. То есть умение точно и оперативно ставить вопросы, направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание собеседника на самом главном, интересном для аудитории. Такого рода компетентность журналиста проявляется на всех этапах подготовки и проведения им интервью. Естественно, её приобретению способствует onbrrj.
Из потока информации, с которым может столкнуться журналист в ходе расследования, ему необходимо уметь отбирать в первую очередь то, что может быть максимально полезно для достижения цели. А для этого важно умение оценивать значимость получаемых сведении. Значимость информации определяется, прежде всего, её содержанием, то есть фактологической насыщенностью, а также достоверностью этого содержания. Определение значимости информации необходимая ступенька в работе любого ведомства и отдельного работника, имеющего с ней дело. С точки зрения значимости, должна оцениваться в первую очередь информация, которая тем или иным способом «проталкивается» в прессу с целью, выгодной её создателю или создателям. Такая информация часто существует в документальной форме, что, однако, вовсе не гарантирует её истинности. На деле информация может быть достоверной и недостоверной. Именно последнее обстоятельство должно предостерегать журналиста от безоглядного доверия «документам», в опубликовании которых некто бывает очень заинтересован. Он должен быть в состоянии суметь отделить достоверные сведения от ложных, хотя сделать это порой очень трудно. Первое, что должно насторожить журналиста - отсутствие у информации авторства, то есть выходных данных. Подобного рода сообщения на журналистском жаргоне называются «сливом»дВ отличие от поступающих в редакцию в установленном порядке и принятом оформлении, например, пресс - релизов, то есть форме, имеющей авторов, необходимые реквизиты, информация этого типа - «документы», «письма», «доклады» -выступает безымянной. Авторами такой информации на деле могут быть отдельные лица или группы людей, преследующих определённые цели, которые готовят различные «разработки» и без подписи, без заголовка направляют их по нужным адресам, включая прессу. Такие материалы обычно содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей. Цель может быть разной.
Конечно же, «слив» иногда может оказаться настолько интересным и важным, что журналист может не выдержать «искушения» и использовать его в качестве отправной точки в своём расследовании, или просто изложить полученные сведения, с определёнными оговорками, в своей публикации. В любом случае, используя «слив», журналист обязательно вступает в какую-то игру, о которой может иметь смутное представление или не иметь его вообще. И, конечно же, вряд ли он может представить себе, чем это может закончиться для него и его издания.
Выявление полной картины событий, которое стало предметом журналистского расследования, невозможно без достоверной информации о разных сторонах этого события. Получение нужной информации - это самый трудный этап любого расследования. Поиск социально важного журналистского расследования могут быть обозначены так: делать явной ту информацию, которая необходима, жизненно важна для народа, но от него скрывается; бороться со злоупотреблениями сильных мира сего; противостоять беззаконию, с тем, чтобы изменялось к лучшему и всё общество. Анализируемые предметы расследований могут оказаться исключительно актуальными в тот или иной момент жизни общества. А это предполагает немедленное вмешательство журналиста, с тем, чтобы выяснить, как и почему возникло некое явление, что оно представляет собой при ближайшем рассмотрении и какие следствия вытекают из него для общества. Подобная информация необходима любому социуму, ибо без этого картина действительности будет неполной, что помешает реализации его многочисленных целей и задач. Но самое главное для журналиста-расследователя - творческий подход к реализации своих замыслов, постоянный поиск, пробы и ошибки, применение нестандартных, своих приёмов и методов, не выходя при этом за рамки закона, разумеется. И совершенствоваться стоит не только непосредственной практикой, но и чтением расследований людей, имеющих непосредственное отношение к такому роду деятельности сотрудников правоохранительных органов.
За исключением тех случаев, когда ваш собеседник сам крайне заинтересован в том, чтобы его информация или комментарий появились в прессе, поиски достоверных сведений и “выуживание” их из различных источников — самая, пожалуй, трудная часть журналистского расследования. И здесь очень важно сделать все для того, чтобы заставить человека общаться с вами и предоставить необходимые данные даже тогда, когда он сам не очень хочет этого делать. В отличие от сотрудника правоохранительных органов, журналист ничем, кроме закона о средствах массовой информации, в данном случае не вооружен и правом официально вести дознание не обладает. Поэтому, в первую очередь, ему надо научиться правильно задавать вопросы и быстро определять, искренен с ним человек или лукавит.
Готовясь к беседе, попробуйте сначала уяснить для себя главную задачу — что именно вы хотите услышать от собеседника. Если вы сталкиваетесь с какой-то проблематикой впервые, обратитесь к опыту коллег. Почитайте в библиотеке материалы, которые были написаны по данному поводу еще до того, как эта тема заинтересовала вас. Не бойтесь упреков в компиляции, вы просто не должны повторять то, что уже кем-то сказано. То, что для вас может показаться “открытием Америки”, другим давно известно. Воспользуйтесь чужим опытом, чтобы продвинуться дальше. Определив тему и ее рамки, заранее подготовьте вопросы. Попытайтесь провести беседу так, чтобы в вашем интервью были все эти вопросы. Их сложная конструкция поможет как можно глубже исследовать проблему и не даст собеседнику переключиться на какую-то другую тему.
Ваши формулировки должны быть четкими, ясными, конкретными и понятными. Самое лучшее — это простые вопросы. Наводящие или улавливающие только запутают вас самих. Содержание вопроса не должно давать повода для предположительного ответа. Намеки и недоговоренность — тот капкан, в который легко попадает журналист, пытающийся основывать свой материал на сомнительных фактах. Доверие к такому расследованию сразу же снижается, а его автор становится уязвим для исков о защите чести и достоинства. Необходимо также учитывать, что и сама по себе постановка вопроса несет в себе определенную информацию. Поэтому стоит определиться заранее, до какой степени журналист хочет проявить перед собеседником свою осведомленность в теме разговора. Наиболее сложная и довольно распространенная ситуация, когда по какой-то объективной или субъективной причине человек, особенно, если он — лицо неофициальное, не хочет общаться с журналистом. При этом он может быть просто нездоров, или ему не нравится ваше лицо, политическая ориентация вашего издания, или он просто боится, что навредит себе, если даст интервью корреспонденту. Постарайтесь уяснить четко, почему именно “клиент” не горит желанием рассказать вам все, что ему известно по интересующей вас проблеме. Апеллируйте к здравому смыслу собеседника, объясните социальную значимость его поведения и сведений, которыми он располагает. Заинтригуйте его какой-то собственной информацией, которая может быть ему любопытна. Невзначай, между делом “оброните” какой-нибудь факт, мимо которого он не сможет пройти равнодушно. Если человек и рад бы помочь вам, но не припоминает интересующих вас событий, помогите ему их вспомнить. Возбудите его ассоциации. Пройдите вместе с ним вслух весь тот эпизод, обстоятельства которого для вас важны. Припомните сами, какая была погода в тот день, о чем писали газеты, какая передача шла по телевизору. Спросите, чем ваш собеседник позавтракал, кого встретил при выходе из дома. Цепочка этих фактов сама приведет его к тем событиям, которые выпали из его памяти. Непременно учитывайте темперамент человека, с которым общаетесь.
Один следователь рассказывал, что в его работе имеет значение даже то, в какой форме он отправит свидетелю повестку с вызовом для допроса. Бланк можно заполнить вручную, а можно отпечатать на машинке. Можно поставить несколько печатей или вообще ни одной. Вручить с милиционером или послать по почте. В конверте или без него. Каждая мелочь имеет свой смысл.
Особенно важны первые фразы беседы. Их построение, тональность. Представившись, запишите имя, должность и звания собеседника. Может случиться так, что сделать это позже у вас не будет возможности.
“Золотое правило” вашего поведения — не допустить ничего такого, что может вызвать негативное к вам отношение. Будьте доброжелательны, опрятны, не кичитесь своей публичной профессией. В начале разговора непременно сообщите некоторые сведения о себе, своих целях, о материале, который вы собираете. Дайте собеседнику возможность рассмотреть вас, привыкнуть к вам. Попытайтесь заранее узнать, чтобы потом к слову использовать какие-то наиболее существенные факты из биографии этого человека.
Заранее подстройтесь под “среду обитания” интересующей вас личности. Собираясь на презентацию или в представительство крупной фирмы, одевайтесь соответствующим образом. Ваша свободная профессия не дает вам права пренебрегать чужими правилами, даже если они кажутся вам условностями. Нарушив их, вы можете кого-то обидеть. Точно также, не бравируйте своим достатком, вливаясь в толпу митингующих или посещая бастующее предприятие. Будьте своим в доску, но не допускайте панибратства, вульгарности. Манерность и примитивность одинаково снизят ваш авторитет.
Поставьте себя на место человека, к которому пришли за информацией. Если это свидетель, уместно извиниться за причиняемое беспокойство. Если потерпевший — посочувствуйте по поводу травмирующих его обстоятельств. Если довелось разговаривать с человеком, который подозревается в совершении преступления, убедите его в том, что версию обвинения изложите корректно, без ущерба для его чести и достоинства. Обязательно выполните свое обещание.
В ходе общения старайтесь опираться на положительные качества собеседника. Покажите, что вам об этих качествах известно, и вы их высоко цените.
Не стоит сразу же выставлять на стол диктофон, его можно вытащить чуть позже, когда приступите к существу беседы. Сошлитесь на свою отвратительную память, скажите, что запись ведете исключительно для того, чтобы ничего не упустить в ходе разговора. Если эти аргументы не помогут, диктофон лучше убрать. Вести скрытую аудиозапись опасно. Техника может подвести, и вас разоблачат. В лучшем случае, вы просто потеряете свое лицо. В переносном смысле. В худшем — потеряете его в прямом смысле.
Профессионализм журналиста подразумевает множество умений и навыков человека, избравшего для себя эту профессию. Универсальный журналист сегодня, помимо того, что может легко и свободно излагать свои и чужие оригинальные мысли, также знает иностранный язык, водит автомобиль, умеет работать на компьютере. Он владеет всеми публицистическими жанрами и сведущ в технологии производства своего издания или эфирной программы. Но, даже научившись всему этому, журналист, намеривающийся заняться расследованиями, еще не состоится. Инвестигейтор работает, как сапер, без права на ошибку. В некоторых случаях достаточно лишь однажды самонадеянно не проверить полученную информацию или небрежно, неправильно изложить ее, и он сам, и его издание будут разорены исками о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда, утраченной выгоды.
Малейшая неточность в заметке или судебном очерке могут стать причиной судебного разбирательства. Чтобы не оказаться в проигрыше, недостаточно одного умения разбираться в понятиях, что такое честь, достоинство, деловая репутация. Надо уметь доказывать, что те или иные сведения соответствуют действительности и не порочат истца. Проблема в том, что судебная практика по делам такого рода еще не сложилась. В различных регионах по-своему трактуют даже одни и те же понятия.
Дарованная Конституцией свобода слова дает журналисту право писать практически все, что ему заблагорассудится. Разумеется, общество некоторым образом регламентирует эту свободу соответствующим законодательством таким образом, чтобы не оказаться в заложниках у недобросовестных средств массовой информации. В цивилизованных странах для СМИ уже многие годы существует также некая совокупность норм поведения, что-то вроде морали — то, что мы называем журналистской этикой. Этические нормы не закреплены никакими правовыми актами. Наверное, это ненужно и невозможно, поскольку обсуждаемые понятия более близки к морали, нежели к юриспруденции. Тем не менее, именно отсутствие зафиксированных в той или иной форме этических норм российской прессы приводит порой к необратимым последствиям.
Источники информации надо холить, нежить и лелеять. Их нельзя оставлять своим вниманием. К вам должны привыкнуть, о вас должны помнить, вам должны доверять. Для этого общайтесь с интересующими вас людьми не только по делу, когда вам нужна консультация или комментарий. Помните, что человеку приятно ваше внимание и в качестве поздравления в канун праздника, и просто так, когда вы звоните, чтобы справиться о здоровье или рассказать свежий анекдот. В зависимости от степени близости ваших контактов проявляйте оригинальность. Малознакомый политик запомнит вас, если вы пришлете ему открытку не только на Рождество, но в день образования его партии. А старый знакомый немало удивится, если вы напомните ему о круглой дате, стороной выяснив сколько лет работает он в своей фирме. Не скупитесь ни на добрые слова, ни на маленькие знаки внимания. Копеечная открытка, канцелярский набор скрепок или кнопок с остроумной надписью — вот те крошечные мостки, с которых начинается строительство прочных отношений. И зачастую только от вас зависит интенсивность и качество этого “строительства”. При этом, вовсе необязательно торчать по вечерам на корте только потому, что интересующий вас человек любит играть в теннис. Достаточно просто быть в курсе проходящих соревнований, знать ведущих спортсменов, уметь рассказать о них что-то интересное. Обратите внимание на то, как оформлен рабочий кабинет вашего источника. Нередко какие-то плакаты, фотографии, сувениры и даже цветы могут немало рассказать о своем хозяине, его интересах и пристрастиях.