Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования – определить место расследовательской журналистики в районной газете и методы ее осуществления там.
Методы исследования определялись целью работы, решением теоретических и практических задач. Были использованы методы теоретического уровня: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения социологической и методической литературы. В качестве основного организационного метода использовался теоретического сравнения. В комплекс эмпирических методов вошли: методы наблюдения и метод опроса.
Объектом исследования являются журналистские тексты газеты «Канские ведомости», опубликованные под рубрикой «спецрасследование» в период с 2006 по 2009 годы.
Данная работа была написана на основе работ Константинова А. «Журналистское расследование», Майкла Берлина « Краткое руководство по проведению журналистского расследования», Тертычный А.А. «Расследовательская журналистика» и др., а также материалы газеты « Канские ведомости» и интервью с корреспондентом этой газеты.
По временному признаку (количеству затраченного времени) наблюдения подразделяются: на кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций, в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, что чаще всего и требуется в ходе журналистских расследований, применяется длительное наблюдение.
Наблюдения подразделяются на открытые и скрытые. В ходе открытого наблюдения журналист вполне осознанно афиширует свою роль наблюдающего. Во втором случае, тот факт, что он ведет, например, за кем-то, наблюдение, журналист скрывает от других людей (прежде всего от лиц, привлекших его внимание).
Особенности журналистского наблюдения могут быть предопределены и таким фактором, как степень участия журналиста в том событии, за которым он ведет наблюдение. Наблюдения могут быть разделены на включенные и не включенные. Включенное наблюдение в наибольшей мере приближает автора к интересующему его объекту, поскольку он непосредственно и повседневно соприкасается с ним, видит все происходящее, как говорят, изнутри.
Методы интервью и беседы. Многие ответы, на волнующие журналиста - расследователя вопросы, он может получить, обращаясь к «носителям» базовой информации. Термин интервью происходит от английского слова interview4, что в переводе означает беседа. Результативная беседа «один на один» (с глазу на глаз или по телефону), особенно с известным человеком - дело достаточно непростое для начинающего журналиста. Одна из труднейших задач в данном случае - предстать перед интервьюируемым (или собеседником) в образе человека, компетентного в том вопросе, о котором идет речь. Ибо вполне логично предположить, что, например, государственный деятель, обычно обремененный множеством забот, будет ожидать лаконичного разговора по существу, а, значит, и хорошей подготовки журналиста к разговору.
Но когда речь идет о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей предмета интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана - профессионализма коммуникатора. То есть умения точно и оперативно ставить вопросы, умения направлять разговор в нужное русло, умения акцентировать внимание собеседника на самом главном, самом интересном для аудитории. Журналист, готовясь к разговору, должен учесть следующие моменты:
а) журналист, готовясь к интервью, должен узнать как можно
больше о своем «источнике»;
б) обязательно следует составить вопросы, на которые могут
быть получены интересные ответы. И хотя такие вопросы не всегда «ложатся» в канву того интервью, которое реально совершится, все же они будут хорошим ориентиром в ходе разговора;
в) интервью лучше получать в личной беседе, нежели по телефону или другим техническим каналам, поскольку они могут выйти из строя в неподходящий момент, а это может кончиться нежелательным для интервьюера образом. Однако когда нельзя избежать интервью по телефону, когда надо задать всего два-три вопроса, журналист должен четко представиться своему собеседнику, говорить с ним уважительным тоном, по существу дела, коротко и ясно, точно формулируя вопросы; желательно всегда дублировать обычную запись на бумаге диктофонной записью. Это помогает избежать в дальнейшем проблем, если собеседник откажется от своих слов. В некоторых случаях можно записывать разговор, не предупреждая его об этом. Порой это противозаконно. Иногда собеседника раздражает включенный диктофон, но затем он, как правило, забывает о нем;
г) любому интервью должна предшествовать предварительная договоренность с «источником» (за исключением особых случаев, например - интервью в чрезвычайной ситуации);
д) журналист должен прочно запомнить фамилию, отчество, профессию, звание, должность собеседника;
е) интервью начинается с установления психологического контакта с «источником». Это может произойти разными путями. Например, можно сказать несколько любезных слов о проекте, которым занят собеседник, или затронуть легкий спорный вопрос общего плана. Если известно, что собеседник любит шутки, можно начать с нового анекдота, желательно короткого и остроумного, но не задевающего собеседника;
ж) следует дать повод собеседнику поговорить о самом себе, что разрядит ситуацию (с этой целью можно вспомнить какую-то приятную для собеседника деталь из его биографии). Собственно интервью следует начинать с одного-двух вопросов, на которые журналист сам знает ответ. Это необходимо для того, чтобы определить, насколько стоит доверять тем ответам, которые последуют на другие вопросы;
з) задавать надо такие вопросы, которые не предполагают односложные ответы «да», «нет»;
и)
вести разговор нужно так, чтобы
предполагался развернутый
к) не следует ставить вопросы так: «Не хотите ли прокомментировать то-то...»;
л) если собеседник уходит от ответа, следует вопрос перефразировать и задать после трех-четырех очередных вопросов;
м) при неполном ответе надо дать собеседнику почувствовать, что вы ждете продолжения. Для этого следует помолчать определенное время, не задавая вопросов;
н)
сложные вопросы следует
о) окончив запись ответов, надо продолжить разговор, плавно выходя из него;
п)
поблагодарив собеседника, следует
попросить разрешения, в случае необходимости
еще позвонить ему для
Самыми лучшими свидетелями являются бывшие жены, друзья, сотрудники. Конечно, идеально найти кого-то кто работает на человека, являющегося предметом вашего исследования.
Метод эксперимента. Одним из важнейших методов, используемых в ходе журналистского расследования (и как нельзя более адекватный сути этого вида журналистики) является метод эксперимента (метод "провокации действительности"). «Прародителями» этого метода журналистики являются научный и следственный эксперименты. В науке и юриспруденции этот метод применяется очень широко. В последние годы он стал активнее, чем ранее, осваиваться и отечественными расследователями. По утверждению В.П. Таловова « воздействие на наблюдаемые объекты в ходе его являются не только допустимым, но как раз и предполагается»5.
Этот метод очень близок методу
«включенного» наблюдения и
Необходимость комплексного использования методов сбора информации. В зависимости от содержания конкретного расследования журналист может применять те или иные методы. Как это установить? Журналист не может, подобно следователю, прослушивать телефон, допрашивать его, устраивать очные ставки и т.д. Значит, ему придется прибегнуть к помощи правоохранительных органов, своих осведомителей из этих органов и пр. (то есть, использовать «агентурные» методы).
§ 3. Специфика работы над текстом
Как только предварительное расследование закончено, настало время сесть и задать себе вопрос: " Что же я обнаружил? Что будет стержнем, квинтэссенцией моей статьи?"
Почти всегда в ходе больших расследований обнаруживается много дополнительных фактов. Например, что мэр не только взяточник, но и изменяет жене, да еще бьет своих детей. Журналист должен обладать сильной волей, чтобы заставить себя принять трудное решение - пожертвовать грязным бельем мэра (читателям будет трудно разобраться в том, что важнее) ради более важной части расследования - коррупции, которая не имеет ничего общего с частной жизнью мэра. Кроме того, при публикации подробностей личной жизни может создаться впечатление, что журналист имеет личные счеты с мэром. Нужно использовать только то, что пойдет на пользу интересам общества.
Другие факты, обнаруженные в ходе расследования, но не являющиеся главными (мэр не только берет себе деньги из городской казны, он еще и заключает контракты с фирмой, которой тайно владеет его брат), должны быть опубликованы отдельно, на другой день или одновременно с основным материалом, чтобы читатели не запутались в информации по главному вопросу.
На
следующем этапе коррепондент должен
выстроить оставшийся материал в
сюжет так, чтобы показать читателям
направление удара, квинтэссенцию
расследования. Сюжет определяет, как
журналист ПОКАЖЕТ главное
После построения сюжета неизменно обнаруживаются пробелы в логической последовательности событий. Для заполнения этих пробелов потребуются дополнительные исследования, новые интервью и документы.
После того, как все закончено, журналист должен решить как подать этот материал.
Автор может начать с заявления, отражающего суть дела: "Расследование, проведенное "Таймс" установило, что мэр присвоил по меньшей мере 300.000 долларов из городской казны за последние три года".
Материал может начаться с рассказа, показывающего пример коррупции или, например, с истории о женщине, которая нуждалась в медицинской помощи, но не смогла ее получить, так как система работает плохо.
Повествование может идти по нарастающей, чередуя драматические события до самого кульминационного момента.
В любом случае тон публикации должен быть спокойным. Только факты. Не нужно сарказма, злобы, гнева и критиканства. Язык должен быть нейтральным. Пусть факты говорят сами за себя и пусть читатель будет разгневан потому, что он прочитал об этих фактах.
Какое бы вступление не использовалось всегда резюмируются выводы, важность событий, последствия для читателей, реакцию представителей власти, правовые и этические аспекты. Все заявления должны иметь ссылки на источник: "в соответствии с информацией , полученной в беседах тремя муниципальными служащими", "в соответствии с официальными документами", "сравнительный анализ аналогичных услуг в соседнем городе показал...", "... два сотрудника "комсомольской правды" видели его в магазине, а он утверждает, что в это время находился на работе в Мэрии.")
После каждого резюме помещается комментарий официального лица (мэра или директора больницы) с его видением события. Далее необходимо проследить путь денег или должностного лица в определенной последовательности с использованием документов, обзоров, интервью и т.д. чтобы доказать свою правоту и в то же время дать возможность чиновникам защищаться.
К
основной статье нужно приложить
фотографии, фотокопии документов,
стройплощадок и т.д. Материал должен
сопровождаться дополнительными публикациями,
отражающими реакцию
Расследование
может вызвать дискуссию в
обществе и официальную реакцию,
так что история может иметь
продолжение и в этом случае газета
или другое СМИ должны принимать
в этом участие до тех пор, пока
дело продолжается.
Глава II. Практика журналистских расследований
Просмотрев все выпуски газеты «Канские ведомости» за определенный период, а точнее с 2006 по 2009 гг., включительно, я нашла только три расследовательские статьи, опубликованные под рубрикой «Спецрасследование». Причем, печатные материалы такого рода были выпущены по одному разу в год. Проанализировав каждый текст, я не нашла никаких грубых нарушений, все правила работы для написания статей были учтены. Но не в каждом тексте можно было четко выделить этапы проведения расследования. Ведь мы знаем, что любое журналистское произведение-творчество, и автор имеет право на свою организацию этого произведения.