Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:30, автореферат
Актуальность диссертации связана со сменой приоритетов в современных российских СМИ. Новая речевая тактика общения с читателями обусловила отказ от стереотипного мышления, риторического многословия и сухого языка. В современной газете отражается творческий настрой авторов, их стремление к обновлению языковых средств, поиску новых приёмов и способов привлечения читательского внимания, выражению модально-оценочных характеристик, и это представляется нам недостаточно изученным на материале политического газетного текста в лингвометодическом аспекте. Актуальность данного диссертационного исследования поддерживается и тем, что чтение газетного текста является обязательным аспектом в преподавании РКИ.
В
параграфе «Эволюция газетно-
Как известно, ранее адресат рассматривался как пассивный объект управления (что вытекало из предписанной газете функции быть «коллективным организатором, коллективным агитатором и коллективным пропагандистом»), а сегодня же адресат — «суверенная» личность, способная самостоятельно разобраться в предложенной ей информации. В прежней публицистике адресат — это чаще всего идейно однородная масса, сегодня под этим понимается весьма разнородная масса людей с разными интересами, информационными запросами и взглядами. В постсоветскую эпоху сформировался и новый тип адресанта: не носителя бюрократического авторитета, а творческой личности. Если ранее языковая компетенция журналиста определялась способностью манипулировать предварительно отобранным набором словесных формул, то сегодня публицист — «свободно (нередко радикально) мыслящий человек, выступающий от собственного имени, защищающий идеалы прогресса, демократии, реализующий себя в свободной, эмоциональной речи, лишенной по возможности штампов, особенно штампов предшествующего периода» (Солганик, 2002, с.50).
Активный
процесс в современной
Ещё одна яркая черта современного языкового развития – использование иноязычных заимствований. Массовое вхождение в русский язык заимствований (преимущественно из английского языка) вызвано социальной ситуацией - открытостью современного общества для международных контактов: консенсус, приватизация, презентация, менеджер, маркетинг, рейтинг, имидж, саммит и др. Приведем примеры: «Во-вторых, резон для дальневосточного вояжа состоит в двусторонних встречах с лидерами ведущих держав» (МН, 17.11.2006); «У него [В.Путина] фактически нет сильных “спарринг-партнёров”» (АиФ, 30.08.2006).
Жесточайшая конкуренция, борьба между СМИ за аудиторию породили и негативные языковые процессы: огрубление речи, нарушение этических норм общения, общечеловеческих нравственных норм и др.
Во второй главе «Средства выражения оценки в современном политическом газетном тексте» были изучены главные характеристики понятий «оценка», «экспрессивность» и «эмоциональность». Также были выявлены основные средства выражения оценки в современном газетном тексте.
Категория оценки с позиции лингвистики рассматривается в узком и широком смысле. В первом случае имеется в виду различение по признаку «хорошо/плохо», во втором – различение по ряду других свойств («большой/маленький», «узкий/широкий» и т.д.). В работе мы приняли широкое понимание оценки, при котором учитывается не только её аксиологическая природа, но и рациональный и эмоциональный факторы, влияющие на её выбор субъектом при оценивании того или иного объекта.
С нашей точки зрения, И.В. Арнольд даёт наиболее полное определение экспрессивности и эмоциональности: «Под экспрессивностью мы понимаем такое свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего, и имеет своим развитием эмоциональное или логическое усиление, которое может быть, а может и не быть образным» (Арнольд, 1975, с.11). Таким образом, экспрессивность и эмоциональность являются отдельными самостоятельными явлениями, которые соотносятся между собой как часть и целое.
В данном диссертационном исследовании мы выделили экспрессивность и эмоциональность в качестве одной из отличительных черт газетного текста.
Анализ языкового материала показал, что в текстах современных газет происходит качественное и количественное накопление новых экспрессивных и эмоциональных средств и приемов, используемых затем широко, особенно в «жёлтой прессе», а именно: активно функционируют тропы и фигуры речи, остроумные каламбуры, окказионализмы, формируется адресованность по типу ты-обращений, оригинально трансформируются фразеологизмы, аллюзии, пародии. Чрезвычайно экспрессивен синтаксис, здесь часто используются парцелляция, эллипсис, вставные конструкции и др. Весьма оригинальны некоторые заголовки. Отличительной чертой «жёлтой» прессы, ее рекламным «оружием» становятся игры со смыслами. Цель языковой игры — привлечение внимания читателя с помощью языковой шутки, юмора, остроты. Важной чертой в современных публицистических текстах является частота использования прецедентных текстов, а также их деформирование с помощью приёмов цитирования, аллюзий, парафраз, пародий, которые способствуют формированию у читателя дополнительных ассоциаций. Ирония стала ведущей чертой языка современных СМИ, так как приблизительно все эмоционально-экспрессивные средства передают газетному тексту ироническую оценку.
Экспрессивные средства оценки нацелены на глубину восприятия и потому требуют большей читательской активности, сотворчества. Читателю самому предоставляется возможность «вывести» оценку. Можно утверждать, что общая методологическая посылка современной газеты состоит в стремлении призвать читателя к совместному размышлению. Тенденция к антропоцентричности приводит к определенной диалектике функций языка в газете: функция сообщения начинает конкурировать с функцией общения.
Мы ограничили свое исследование рассмотрением двух актуальных для языка современной газеты явлений – использование метафор и прецедентных единиц, так как мы считаем, что они являются более типичными для современного политического газетного текста и наиболее трудными для восприятия иностранцами, в частности, румынами. Дело в том, что те изменения, которые произошли в языке современных СМИ за последние годы, привели к новому осмыслению уже привычных метафор и прецедентных языковых единиц, к использованию новых, отражающих новые явления в социальной и политической жизни страны. Понимание этих языковых явлений вызывает большие трудности у иностранцев при чтении российских газет. Третья глава «Роль метафоры и прецедентных единиц в современном политическом газетном тексте» посвящена анализу метафоры и прецедентных языковых единиц в современном политическом газетном тексте. Мы решили рассмотреть их в одной главе по следующим причинам:
прецедентными единицами.
В диссертации мы рассмотрели метафору с позиции современных направлений в лингвистике, в частности, когнитивного подхода. Согласно этому подходу метафора рассматривается как основная ментальная операция, как способ познания, структурирования и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, создает при помощи метафор тот мир, в котором он живет. Сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны: «Понятийная система человека упорядочивается и определяется метафорически. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека» (Лакофф, Джонсон, 1990, с.390).
В
данной работе мы анализировали только
политическую метафору, так как наша
задача - исследовать эмоционально-
При характеристике современной российской политической метафоры прежде всего необходимо отметить сохранение и развитие целого ряда традиционных позитивных образов. Они акцентируют идею естественности и непрерывности развития жизни, близости и взаимосвязанности человека и природы. Эти образы также наглядно отражают причинно-следственные связи в природе, значимость физического и морального здоровья, крепких корней и другие фундаментальные для русского национального сознания ценности.
Вместе с тем исследование показало, что в последнее десятилетие получили развитие метафорические модели с концептуальными векторами жестокости, агрессивности и соперничества, отклонения от естественного порядка вещей (война, криминал, спорт, болезнь и др.).
В нашей работе мы остановились на некоторых продуктивных метафорических моделях, характерных для современного русского политического текста. Мы представили тематические группы слов, которые в газетном тексте чаще других получают метафорическое переосмысление, определяемое состоянием общественного сознания в сферах политики. Итак, мы выделили следующие метафорические модели:
1) война: «Премьер идёт в атаку» (АиФ, 01.02.2006); «Пришлось подключать "тяжелую артиллерию" в лице первого вице-премьера России Дмитрия Медведева» (МН, 17.11.2006);
2) медицина: «Всё это было симптомами тяжелой политической болезни под названием “удержать власть любой ценой”, в том числе и ценой недееспособного управления страной» (МН, 27.01.2006); «Политика заражена тем же самым “вирусом неэффективности”» (АиФ, 01.03.2006);
3) театр: «Но, пожалуй, самой неожиданной фигурой в предстоящем спектакле “выборы президента” может стать новоиспеченный депутат, он же банкир-миллиардер, экс-разведчик А. Лебедев» (АиФ, 13.04.2005); «Такого рода “политические гастроли”, не сомневается аграрник, наверняка не пройдут даром для региона…» (Нез.Г., 23.01.2007);
4) спорт: «В. Путин поинтересовался и планами “европейских тяжеловесов” относительно Украины» (АиФ, 23.03.2005); «Хотя за лето, скорее всего, скамейку запасных [новых министров] существенно расширят» (АиФ, 17.05.2006);
5) техника: «И Рогозин с “Родиной” — клапан, через который этот пар выходит» (АиФ, 22.03.2006); «Общественного гнева это партия не боится, потому что у неё есть “огнетушитель”, наполненный нефтедолларами» (АиФ, 02.12.2005);
6) человек:
а) родственные связи: «Путин должен стать отцом нации» (АиФ, 05.07.2006);
б) супружеские и любовные отношения: «По мнению директора киевского Института глобальных стратегий В. Карасева, медовый месяц в отношениях России и Украины закончен» (АиФ, 02.02.2005); «Россия, по словам В. Путина, в течение последних 15 лет дарила Украине за политические поцелуи по 3-5 млрд. долларов в год» (АиФ, 08.02.2006);
в) социальное положение человека; «А народ любит, когда царь [В. Путин] наказывает зарвавшихся бояр» (АиФ, 16.03.2005);
г) части человеческого тела: «На шее у народа и государства» (АиФ, 21.12. 2005);
7) природа:
а) мир животных: «”Чёрная пантера” [К. Райс] потакает “оранжевым” [В. Ющенко]» (АиФ, 21.12.2005);
б) мир растений: «”Яблоко” обменяли на “кукурузу”» (политическая партия «Яблоко» не будет участвовать в выборах Законодательного собрания Санкт-Петербурга) (НГ, 12.02.2007);
в)
атмосферные явления и
8) кухня: «Похоже, что наше гражданское общество ещё не смололо той сортовой муки, из которой можно испечь качественный пирог демократии. Одна из причин — низкий рейтинг демократических пекарей в глазах населения» (АиФ, 08.03.2006);
9) цвета: «Оранжевая любовь или голубая война?» (об отношении между Россией и Украиной) (АиФ, 02.02.2005);
10) одежда: «В минувшую субботу захлебнулась белорусская “джинсовая революция”» (АиФ, 29.03.2006);