Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа
Целью нашего исследования является проследить на примере "Женского журнала" влияние журналистики на общество, а именно её значение в повышении культуры.
Объектом курсовой работы является журналистика. Предметом – роль журналистики в повышении уровня культуры населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...2
Глава I. ФУКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ………………………………………….3
1.1 Общая характеристика функций СМИ……………………………………….3
1.2 Культуроформирующие функции……………………………………………..7
1.3 Идеологические функции……………………………………………………...10
1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции…………………………….14
Глава II. РОЛЬ "ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА" В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.…………………17
2.1 Общая характеристика "Женского журнала"………………………………..17
2.2 Журнал и его роль в повышении массовой культуры……………………...19
Глава III. ПРИНЦЫПЫ РАБОТЫ КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИХ ИЗДАНИЙ………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, ее цель – обогатить внутренний мир человека как само ценной личности.
Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.
Разумеется, деятельность журналиста может быть направлена на расширение или преобразование интересов своей аудитории, но главной его задачей все же остается высокопрофессиональное "обслуживание" предпочтений, стремлений и увлечений, сформировавшихся на базе ее собственного выбора.
На первом месте из выбираемых
обществом сфер культуры стоит, как
правило, художественная культура –
литература, изобразительное искусство,
архитектура, музыка. За ней следуют,
а иногда и опережают, разнообразные
отрасли фундаментальных и
Заботясь о духовном развитии
личности, журналистика способна противостоять
разрушительному воздействию
1.3 Идеологические функции
В прямой связи с культуроформирующими функциями журналистики находятся функции идеологические. "Термин "идеология" (греч. idea – "мысль, понятие" + logos – "слово, учение") обозначает учение об идеях, т.е. не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что понятие "идея" постепенно переосмыслялось и стало, в конце концов, обозначать с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении, соединенное, с другой, со стремлением к действию". Между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого термина "идеология", относительно места идеологии в жизни ее отношений с наукой и т.д.
"Идеология – это
система взглядов, в которых осознаются
и оцениваются отношения людей
к действительности и друг
к другу, социальные проблемы
и способы их разрешения, опредёляются
цели и средства социальной
деятельности государственных
Столь важная роль идеологических
представлений в массовом сознании
издавна заставляла вмешиваться
в стихийный процесс их формирования.
И возникновение
"Журналистика разных
социальных ориентаций
Формирование сознательности,
выработка идеологических представлений
осуществляется как в ходе самоориентации
людей, так и под влиянием деятельности
различных идеологических институтов,
ставящих своей целью всестороннюю
социальную ориентацию больших групп
людей. Журналистика играет в этом процессе
едва ли не самую важную роль, так
как имеет возможность
"Социальная ориентация
– это умение разбираться в
окружающей обстановке, понимать
и оценивать социальные
Следовательно, ориентированность
включает, во-первых, осознание того,
что существует в реальной жизни.
Поэтому журналистика, используя
все каналы гласности, представляет
аудитории широкую панораму действительности.
Во-вторых, ориентированность в
"Таким образом,
Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания.
Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовойинформации природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием.
Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко целенаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания и особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания в решающей степени зависит характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них.
"По аналогии с резерфордовой
моделью атома структуру
В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ.
В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение.
"Мировоззрение – это
призма, сквозь которую человек
рассматривает и оценивает
"Миросозерцание –
также обобщенная "модель действительности",
дающая принципиальные
Журналистика участвует также в формировании исторического сознания масс – представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим.
"Если мировоззрение
и миросозерцание – компоненты
"ядра" массового сознания, то
историческое сознание
Следующий важный вопрос, на котором необходимо остановиться: в чем специфика взаимоотношений журналистики с массовым со знанием как своим "контрагентом"?
Журналистика функционально
значима для всех слагаемых массовогосознания,
что она обслуживает все его
Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов, массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.
В соответствии с характером
и структурой идеологических функций
находятся и творческие формы
деятельности в журналистике. Главным
типам творчества, используемым в
журналистике, является публицистика.
Именно публицистический тип отображения
действительности и передачи социальной
информации сформировался в связи
с нуждами обслуживания общественного
мнения. Широко используется также
и научный тип творчества, поскольку
журналистика решает задачи по формированию
мировоззрения, что невозможно без
строгого научного анализа. Для формирования
миросозерцания используется художественный
тип творчества, обеспечивающий создание
эмоционально-образных представлений
о характерных персонажах и обстоятельствах
жизни общества. В силу своеобразия
и полиструктурности
1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции
Как бы на периферии системы
функций находится и такая
область деятельности, как справочная,
которая выполняет
К справочным материалам в
журналистике примыкает реклама. Реклама
как информация о товарах и
услугах, способствующая формированию
привлекательного их образа, спросу на
них, вошла в журналистику с первых
шагов ее развития. Печать, телевидение
и радио в наше время занимают
ведущее место в системе
Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio – "восстановление", creatio – "становление") функцию, которую называют так же гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия.
Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности. При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики.
Таким образом, журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, обеспечению рекламно справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию. "Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определении форм реализации требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функции одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения".
Функции журналистики – общие основы деятельности для всех СМИ.
Однако реализуются они
своеобразно по содержанию в зависимости
от социальной позиции, которую вырабатывают
журналисты и реализуют в СМИ
различных общественно-
"Функции СМИ как
объективные, закономерные
Глава II. РОЛЬ "ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА" В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Общая характеристика "Женского журнала"
Средства массовой информации
играют большую роль в познавании
мира, в обеспечении динамичного
общения и в поддержании
Информация о работе Роль "женского журнала" в повышении уровня массовой культуры