Роль "женского журнала" в повышении уровня массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является проследить на примере "Женского журнала" влияние журналистики на общество, а именно её значение в повышении культуры.
Объектом курсовой работы является журналистика. Предметом – роль журналистики в повышении уровня культуры населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...2
Глава I. ФУКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ………………………………………….3
1.1 Общая характеристика функций СМИ……………………………………….3
1.2 Культуроформирующие функции……………………………………………..7
1.3 Идеологические функции……………………………………………………...10
1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции…………………………….14
Глава II. РОЛЬ "ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА" В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.…………………17
2.1 Общая характеристика "Женского журнала"………………………………..17
2.2 Журнал и его роль в повышении массовой культуры……………………...19
Глава III. ПРИНЦЫПЫ РАБОТЫ КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩИХ ИЗДАНИЙ………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа за 7 сем.docx

— 47.67 Кб (Скачать документ)

Культуроформирующая функция  журналистики не имеет такой жесткой  прагматической направленности, ее цель – обогатить внутренний мир человека как само ценной личности.

Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий  и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей  информацией.

Разумеется, деятельность журналиста может быть направлена на расширение или преобразование интересов своей  аудитории, но главной его задачей  все же остается высокопрофессиональное "обслуживание" предпочтений, стремлений и увлечений, сформировавшихся на базе ее собственного выбора.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как  правило, художественная культура –  литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные  отрасли фундаментальных и прикладных наук. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и  научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет  и журналов, передач телевидения  и радио. Для СМИ важной задачей  является и формирование высокой  культуры быта и досуга, даже этикета  и т.д.

Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять  разрушительному воздействию так  называемой "массовой культуры", явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный  вкус. При этом важнейшей задачей  журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких  масс к подлинной культуре.

 

1.3 Идеологические  функции

В прямой связи с культуроформирующими функциями журналистики находятся  функции идеологические. "Термин "идеология" (греч. idea – "мысль, понятие" + logos – "слово, учение") обозначает учение об идеях, т.е. не несет  ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что  понятие "идея" постепенно переосмыслялось  и стало, в конце концов, обозначать с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении, соединенное, с другой, со стремлением к действию". Между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого термина "идеология", относительно места идеологии в жизни ее отношений с наукой и т.д.

"Идеология – это  система взглядов, в которых осознаются  и оцениваются отношения людей  к действительности и друг  к другу, социальные проблемы  и способы их разрешения, опредёляются  цели и средства социальной  деятельности государственных образований  и общественных объединений по  поддержанию statиsquo или преобразованию  социальных отношений в соответствии  с интересами и потребностями  носителей данной идеологии".

Столь важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться  в стихийный процесс их формирования. И возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании "поля" для идеологической деятельности. При  этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

"Журналистика разных  социальных ориентаций стремится  идеологическими средствами создать  и укрепить в своей аудитории  определенный тип сознательности  как единства сознания и самосознания".

Формирование сознательности, выработка идеологических представлений  осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп  людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так  как имеет возможность действовать  постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных  по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать  быстро меняющуюся обстановку и тем  самым способствовать в случае необходимости  переориентации массовой аудитории.

"Социальная ориентация  – это умение разбираться в  окружающей обстановке, понимать  и оценивать социальные явления,  вы являть их значимость для  себя и влияние на протекающие  процессы и в соответствии  с этим определять свое к  ним отношение, вырабатывать, позицию,  цели, направления и характер деятельности".

Следовательно, ориентированность  включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя  все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности. Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предполагает составление  представления о ближайших и  более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В-третьих, в ходе ориентации при  сопоставлении представлений о "желаемом будущем" с реалиями настоящей  жизни возникают оценочные суждения "о том, что есть". В-четвертых, ориентация предполагает овладение  представлениями о совокупности норм – тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных  целей, приблизит "желаемое будущее".

"Таким образом, ориентирование  осуществляется в том же русле,  что и информирование, ведь информационный  процесс и организуется ради  достижения ориентированности, а  это требует передачи дескриптивной,  прескриптивной, валюативной и нормативной информации".

Идеологическая ориентирующая  деятельность СМИ носит универсальный  характер, т.е. охватывает все стороны  духовного мира личности, все компоненты массового сознания.

Массовое сознание формируется  и как самоориентация групп, и  под влиянием различных идеологических сил. Средства массовойинформации природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием.

Чтобы решение задач, стоящих  перед журналистикой, было четко  целенаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания и  особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания в решающей степени  зависит характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них.

"По аналогии с резерфордовой  моделью атома структуру массового  сознания можно представить как  совокупность четырех взаимодействующих  специфических компонентов: мировоззрения,  миросозерцания, исторического сознания  и общественного мнения"].

В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам  массового сознания, что легко  проследить по материалам изданий и  программ.

 

 

В структуре сознания фундаментальную  роль играет мировоззрение.

"Мировоззрение – это  призма, сквозь которую человек  рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения,  определяет свою линию поведения  в решении принципиальных вопросов бытия". Поэтому формирование мировоззрения главная задача всех форм идеологической работы.

"Миросозерцание –  также обобщенная "модель действительности", дающая принципиальные ориентиры,  но модель, построенная не на  рационально-понятийной основе, а  с помощью эмоционально образных средств".

Журналистика участвует  также в формировании исторического  сознания масс – представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого  общества, различных цивилизаций, стран  и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.п., т.е. о  самых различных явлениях жизни  прошлого, его связях с настоящим  и будущим.

"Если мировоззрение  и миросозерцание – компоненты "ядра" массового сознания, то  историческое сознание составляет  как бы область перехода от "ядра" к "оболочке" – общественному  мнению как системе ориентации  в современности. Общественное  мнение по своей природе представляет  собой реакцию массового сознания  на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи  современной жизни, т.е. на все  то, что составляет живую ткань  текущей истории в ее конкретных  характерных проявлениях".

Следующий важный вопрос, на котором необходимо остановиться: в  чем специфика взаимоотношений  журналистики с массовым со знанием как своим "контрагентом"?

 

Журналистика функционально  значима для всех слагаемых массовогосознания, что она обслуживает все его компоненты. Однако в целом в силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журналистики обращено к общественному мнению.

Сущность идеологических функций журналистики состоит в  том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в  формировании всех компонентов, массового  сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации  общественного мнения.

В соответствии с характером и структурой идеологических функций  находятся и творческие формы  деятельности в журналистике. Главным  типам творчества, используемым в  журналистике, является публицистика. Именно публицистический тип отображения  действительности и передачи социальной информации сформировался в связи  с нуждами обслуживания общественного  мнения. Широко используется также  и научный тип творчества, поскольку  журналистика решает задачи по формированию мировоззрения, что невозможно без  строгого научного анализа. Для формирования миросозерцания используется художественный тип творчества, обеспечивающий создание эмоционально-образных представлений  о характерных персонажах и обстоятельствах  жизни общества. В силу своеобразия  и полиструктурности исторического  сознания для создания обращенных к  нему произведений используются публицистический, научный и художественный типы творчества.

1.4 Рекламно-справочные  и рекреативные функции

Как бы на периферии системы  функций находится и такая  область деятельности, как справочная, которая выполняет удовлетворение запросов, связанных с миром увлечений  разных слоев аудитории.

К справочным материалам в  журналистике примыкает реклама. Реклама  как информация о товарах и  услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение  и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При  этом реклама является и огромным источником средств для журналистики.

Журналистика несет и  рекреативную (лат. recreatio – "восстановление", creatio – "становление") функцию, которую  называют так же гедонистической, развлекательной  или функцией релаксации. Ее цель –  создание условий для отдыха, интересного  проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости  и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия.

Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности. При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и  направленность материалов журналистики.

Таким образом, журналистика для своей аудитории выполняет  широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, обеспечению  рекламно справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию. "Все эти  многообразные задачи составляют как  бы единый комплекс, а при определении  форм реализации требуют от журналистов  согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функции  одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения".

 

 

Функции журналистики –  общие основы деятельности для всех СМИ.

Однако реализуются они  своеобразно по содержанию в зависимости  от социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ  различных общественно-политических ориентаций.

"Функции СМИ как  объективные, закономерные связи  реализуются в форме тенденции,  через диалектику сущности и  явления, объективного и субъективного,  необходимости и случайности  и степень их реализации зависит  от многих факторов, в том числе  от сознательности выбора и  особенностей потребления информации аудиторией"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. РОЛЬ "ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА" В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Общая характеристика "Женского журнала"

Средства массовой информации играют большую роль в познавании мира, в обеспечении динамичного  общения и в поддержании социального  равновесия.

Информация о работе Роль "женского журнала" в повышении уровня массовой культуры