Русский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:11, курс лекций

Описание

Словообразование рассматривается в мировой лингвистике как учение о морфемике и деривации лексем, которые считаются подразделами собственно словообразования.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, а также само образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах и морфах).

Деривация – образование новых слов при помощи аффиксов или безаффиксным способом.

В современном русском словообразовании принимаются термины латинского происхождения, для того чтобы не ограничить русскую науку национально.

Содержание

Словообразование как раздел языкознания.
Место словообразования среди других лингвистических разделов.
Проблема соотношения морфемы, слова и словосочетания.

Работа состоит из  1 файл

СРЯ - 1 лекция.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ  КАК НАУКА 

О МОРФЕМИКЕ И ДЕРИВАЦИИ  ЛЕКСЕМ 

  1. Словообразование  как раздел языкознания.
  2. Место словообразования среди других лингвистических разделов.
  3. Проблема соотношения морфемы, слова и словосочетания.
 
 

     1. Словообразование рассматривается  в мировой лингвистике как учение о морфемике и деривации лексем, которые считаются подразделами собственно словообразования.

     Словообразование  – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, а также само образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.

     Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах и морфах).

     Деривация – образование новых слов при помощи аффиксов или безаффиксным способом.

     В современном русском словообразовании принимаются термины латинского происхождения, для того чтобы не ограничить русскую науку национально.

     Словообразование  как раздел в современном русском  языке выделилось очень поздно (в  конце XX века). В этом специфика данного курса. Говорить о самостоятельности языкового раздела появляется возможность лишь при наличии определенных условий: 1) наличие своего объекта и предмета изучения; 2) формирование цели и задач изучения; 3) формулирование принципов, методов анализа объекта изучения. Эти условия реализованы в словообразовании. И тем не менее словообразование как раздел русского языка находится все еще в процессе формирования.

     Объектом изучения является производное русское слово, то есть слово, состоящее из частей, из морфем. Производные слова отличаются от первичных, исконных, первообразных слов («стол», «дом» и др.).

     Для объекта изучения в словообразовании выработана целая система терминов. Ключевыми являются «морфема» и  «морф».

     Морф – минимальная значимая единица, выделяемая в составе словоформы (словоформа – данное слово в определенной грамматической форме: университет, университета, университету, университет, университетом, об университете); минимальная значимая частица слова в тексте, текстовый представитель морфемы.

     Морфы делятся на два основных типа: корневые и аффиксальные. Аффиксальные, в  свою очередь, представлены следующими разновидностями: префиксальные, суффиксальные, постфиксальные, интерфиксальные, конфиксальные, флективные). Флексия (окончание) является очень важной морфемой, так кА русский язык относится к языкам флективным. Флексия оформляет два основных типа изменения слов: 1) склонение и 2) спряжение.

     Морфема – совокупность одноименных морфов, обладающих тождеством значения и формальной фонематической или звуковой близостью. Морфема является единицей языка.

     Например:

     Два суффиксальных морфа: -чик-/-щик-  – образуют одну морфему. Они имеют одинаковое значение в словах «летчик»/ «сборщик» – называют лицо по профессии – и обладают похожей звуковой оболочкой (различаются одним звуком).

     Корневые  морфы -рабат-/-работ- образуют одну морфему. Они имеют одинаковую семантику и похожи по звучанию (вырабатывать/ выработка).

     Таким образом, морфема является понятием обобщенным, абстрактным, морф является понятием конкретным, частным. Морф – это конкретная реализация морфемы. Иногда в лингвистике эти понятия используют как синонимы.

     Морфы, обладающие одинаковым значением, относящиеся  к одному типу, но полностью различающиеся  в звучании написании (фонематически), не образуют одну фонему (потух/ погас).

     Морфы, относящиеся к одному типу, обладающие одинаковой звуковой оболочкой, но полностью  различающиеся по значению, также  не являются представителями одной  морфемы (переноска/ носатый).

     Кроме названных, в русском словообразовании существует понятие «алломорфы».

     Алломорфы – тождественные по значению и близкие фонематически морфы, которые возникают в условиях определенного окружения. Как правило, эти условия вызваны историческим, позиционным чередованием. Например: суффиксы -ств-/ -еств- (учительство/ студенчество).

     Алломорфы необходимо отличать от вариантов морфа. Варианты   морфа – это морфы, которые всегда свободно заменяют друг друга в одной и той же позиции в слове. Например: окончания -ой/-ою (водой/ водою).

     В системе русского словообразования производных слов, то есть состоящих  из морфем (морфов), большинство. 

     2. Существует тесная связь русского  словообразования с русской лексикой  и грамматикой. Связь с лексикой  проявляется в том, что в языке появляются новые слова, которые образуются по типовым моделям, то есть по моделям, уже работающим в языке (компьютерщик – компьютер;   барабанщик – барабан). Словообразование в его связи со словарным составом русского языка приводит к количественному изменению лексики.

     Словообразование  связано и с грамматикой, поскольку  каждое вновь возникшее по существующим типовым моделям русское слово  помещается в определенный лексико-грамматический разряд или часть речи и приобретает  все грамматические признаки части речи. Кроме того, высокий уровень теории русского словообразования помогает решать многие общие грамматические проблемы. Например, в истории мирового языкознания до сих пор принято положение о том, основной единицей языка следует считать морфему как минимальную значимую единицу. Российские исследования в области словообразования доказывают, что морфема не может считаться основной значимой единицей языка, так как выражает только часть значения и не способна выразить понятие. Понятие содержится лишь в слове. 

     3. Поскольку в современном русском языкознании слово считается основной значимой единицей языка, постольку есть необходимость сопоставить его с морфемой (более мелкой значимой единицей) и со словосочетанием (более крупной значимой единицей). Слово является связующим элементом таких языковых разделов, как лексика, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис. Морфемы представляют собой строительный материал для слов, слова – строительный материал для словосочетаний.

     Признаки  морфемы.

    1. Морфема существует только  в слове.

     2. Морфема – мельчайшая единица значимая единица языка, далее нечленимая, так как дальнейшее членение морфемы оказывается бессмысленным.

     3. Морфема не способна обозначать предмет в широком смысле этого слова, то есть не способна выразить понятие.

     4. Морфема не соотносится и не может быть соотнесена, находясь в структуре слова, с каким-либо лексико-грамматическим разрядом или с частью речи.

      Признаки  слова.

     1. Слова существуют в языке как  отдельные, самостоятельные, цельнооформленные единицы.

     2. Слово обладает морфемной структурой, то есть может состоять из  нескольких морфем (мин. из 2-х).

     3. Слово является средством отражения  объективной действительности.

     4. Слово всегда является частью  какой-либо категории или частью  субкатегории.

       

        Признаки словосочетания.

    1. Словосочетание  только синтаксическая единица.

    2. Словосочетание  дает расчлененное представление  о действительности.

      3. Словосочетание формируется в  процессе речи по моделям, существующим  в языке.

      4. Словосочетание создается на основе подчинительной связи.

      5. Словосочетание раздельнооформленная  единица. 
 

Информация о работе Русский