СМИ и манипулятивные технологии

Автор работы: s********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:07, реферат

Описание

Данная тема была выбрана мной в связи с тем, что она является важной проблемой, касающейся профессиональной этики журналистов, что делает ее актуальной в любое время. Особенно в наше время, так как с годами, журналисты и средства массовой информации вынуждены использовать все больше средств манипуляций обществом, да и современное общество уже давно привыкло к большому потоку информации, что оно нуждается все больше в этой информации, полной манипуляторских приемов. Нужда эта увеличивается в соответствии с увеличением расслабления умов людей при помощи этих самых манипуляций.

Содержание

Введение
Глава 1 Источник и субъект манипуляций. Их взаимодействие
Глава 2 Чем и для кого опасна манипуляция
Глава 3 Профессионально - этическая сторона вопроса
Глава 4 Интервью с экспертом
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

рееферат.docx

— 32.05 Кб (Скачать документ)

План:

  1. Введение
  2. Глава 1 Источник и субъект манипуляций. Их взаимодействие
  3. Глава 2 Чем и для кого опасна манипуляция
  4. Глава 3 Профессионально - этическая сторона вопроса
  5. Глава 4 Интервью с экспертом
  6. Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Данная  тема была выбрана мной в связи  с тем, что она является важной проблемой, касающейся профессиональной этики журналистов, что делает ее актуальной в любое время. Особенно в наше время, так как с годами, журналисты и средства массовой информации вынуждены использовать все больше средств манипуляций обществом, да и современное общество уже давно привыкло к большому потоку информации, что оно нуждается все больше в этой информации, полной манипуляторских приемов. Нужда эта увеличивается в соответствии с увеличением расслабления умов людей при помощи этих самых манипуляций.

 «Манипуляция» рассматривается как «воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам».

СМИ –  сила, оказывающая сильнейшее воздействие на сознание людей, оперативное средство донесения информации, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, которое способно убеждать людей наилучшим образом. СМИ воздействуют на общественное мнение. С каждым днем их роль возрастает все больше и больше, а по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Но насколько  это манипулирование соответствует  профессионально – этическим  нормам в работе журналиста? Для кого опасна манипуляция? Каким образом совершаются манипуляции общественным сознанием? К чему это может привести? Цель моей работы наиболее точно и полно ответить на поставленные вопросы. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Эффективность журналистики обычно оценивается по степени ее влияния на общественное мнение и массовое сознание, а также  на поведение малых и больших групп людей. Чрезвычайно редко воздействие журналистики интерпретируется через ее диалог с отдельной личностью. Отдельный человек, ежедневно или периодически читая газеты и журналы, слушая радио, просматривая телепрограммы или обращаясь к интернет-источникам журналистской информации остается с ними «один на один», т. е. находится в непосредственном индивидуальном контакте с журналистским текстом. Это позволяет поставить вопрос о конкретных взаимоотношениях индивида с текстами, о влиянии журналистики на отдельную человеческую личность.

Сегодня журналистика все больше становится связанной со своими реципиентами в силу ее активного развития. СМИ сегодня почти не сталкиваются с языковыми, культурными и государственными барьерами, что позволяет им проникать во все большее количество голов. Таким образом, общество нуждается в большом количестве разнообразной и мгновенной информации. Потребность общества в информации в таких количествах ставит под вопрос качество этой информации.

Когда журналист собирает или получает информацию, когда обрабатывает и готовит текст, сохраняется возможность изменить информационный продукт. Субъектами манипуляции при такой искаженной информации становятся реципиенты. Также, при таком спросе на новости, информация, поступающая в них может основываться на слухах, предположениях и показаниях неизвестного источника, что соответствует одному из пунктов Кодекса профессиональной этики журналистов, при соблюдении которого журналист нарушает норму профессиональной этики и право граждан на получение информации.

Культивирование в индивидах данной ориентации на основе их потребностей в обновлении информационных связей с обществом открывает эффективный путь влияния журналистики на субъективность реципиентов: создание у них истинных или ложных картин и образов, репрезентирующих трансцендентную реальность и, следовательно, неявным образом воздействующих и регулирующих их личное отношение к ней, а в конечном счете – и поведение, стиль жизни индивидов в социуме. Отсюда появляется возможность скрытого манипулирования чувствами, ценностными ориентациями, мышлением реципиента, которая связана, в первую очередь, с прагматическим аспектом функционирования журналистики в качестве общественного института.

Существует  огромное количество методов манипуляций, которые влияют на духовный мир человека, его представление о необходимом  социальном положении, на формирование его политических позиций.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

СМИ очень  часто попадают под коммерческое влияние властных структур, которые  преследуют  цели  использовать СМИ для пропаганды собственных ценностей и идеалов, которые включаются, таким образом, в духовный обмен и обретают законность в массовом и индивидуальном сознании.

Как отмечает Лазутина Г.В.: в результате возникают серьезные опасности:

– для  журналистики, поскольку из социального  института, воплощающего в себе свободу  слова, гласность и демократизм, призванного снабжать граждан правдивой, универсальной по охвату событий, оперативной  и регулярной информацией, она превращается в средство манипуляции сознанием  человека и тем самым утрачивает свою сущность;

– для  социума, поскольку вместо адекватного  отражения постоянно меняющейся действительности, сопровождаемого  свободным обменом мнений, идей и  помогающего тем самым укреплению институтов гражданского общества, он получает неравноценную замену. Ему  предлагается, в основном, истолкование изменений, опирающееся на групповые  интересы, и завуалировано несущее  в себе пропаганду ценностей, соответствующих  этим групповым интересам, нередко  – в ущерб общечеловеческим;

– для  индивида, поскольку его суверенный внутренний мир оказывается подвержен  такому информационно-психологическому воздействию, при котором он лишается возможности самостоятельно формировать  свое отношение к событиям, освещаемым в средствах массовой информации, хотя и не догадывается об этом. Дело в том, что специфические приемы, которые формируются в журналистике, принимающей на себя манипуляторскую  функцию, рассчитаны на то, чтобы запрограммировать  нужную духовно-психологическую реакцию  реципиента, создавая при этом иллюзию  его полной самостоятельности.

Для решения  данной проблемы Лазутина считает, что СМИ должны быть экономически самостоятельны - это во-первых. Во-вторых, необходимо  формирование в журналистской общности таких стандартов профессионального поведения, при глубинном усваивании которых у журналиста возникают устойчивые внутренние запреты на отклонения от закономерных профессиональных шагов. Эти стандарты и получают отражение в профессионально-нравственных принципах творческого поведения журналист.

Глава 3

В наше время положение журналиста в  обществе очень значительно и, привлекая, так или иначе, к себе внимание, очень сильно воздействует на аудиторию. Это воздействие на них журналист оказывает не только при помощи своих текстов, здесь также работают и жесты, выражение лица и, может быть, даже взгляд. Индивид, смотря телепередачу, невольным образом замечает эти элементы не по отдельности, а в совокупности и сам того не замечая, чаще всего начинает реагировать и формировать свое мнение на те факты, которыми оперирует журналист, так же, какое мнение на них выразит он. Например, освещая войну в Южной Осетии, российские журналисты делали новостные сюжеты с односторонней подачей информации, утаивая какое-то количество фактов, что немало искажало представление граждан России о происходящем тогда конфликте. Когда человек слушает радио, он в первую очередь обращает внимание на интонацию произнесенного текста, какие эмоции журналист хотел передать своим слушателям. И вновь индивид в какой-то степени меняет свое представление о данном факте, формирует свое отношение к нему, начиная испытывать те же эмоции, касающиеся услышанной информации. Не все журналисты при этом задумываются, какую роль они сыграли в формировании мировоззрения отдельного человека. Роль эта может быть как добрая, так и злая – все зависит от уровня моральности и культуры журналиста.

Журналистами  становятся уже тогда, когда уже  сложились определенные моральные  традиции, сложился уровень регуляции  своего поведения. Следовательно, у  каждого из журналистов свой личный уровень моральности.

Для каждого  журналиста необходимо соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности. Только в таких условиях журналист будет преподносить «здоровую», правдивую, лишенную трансформаций информацию.

Выполнение  данных норм способны стимулировать моральное и культурное развитие каждого отдельного члена общества, улучшая, оздоравливая тем самым ее профессионально-нравственный климат в журналистике.

В результате создается возможность для укрепления авторитета журналистики в обществе, для увеличения позитивных последствий ее деятельности.

На сегодняшний  день очень важно ориентировать журналистов на соблюдение этого принципа. Ведь штабы каждого из средств массовой информации со временем пополняются, а для многих из них профессионально-нравственные ценности журналистики - это представление о свободе творчества, которое не имеет ничего общего с грамотным профессиональным представлением. В любом случае, все зависит от внутренней моральности и культуры журналистов.

Лазутина В.Г.  приводит в своей работе те нормы, которые сегодня являются определяющими в группе работников пера и эфира содержащие следующие требования-ориентиры:

  1. Всемерно защищать свободу прессы как одно из неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;
  2.   уважать право людей знать правду, своевременно предоставляя им максимально объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя сообщения о фактах от мнений, противодействуя намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению ложных данных;
  3. уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио и телевидению, содействуя общедоступности средств массовой информации;
  4. уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, используя их в качестве ценностной основы произведений и не допуская в тексте смакования подробностей преступлений, потворства порочным инстинктам, а также утверждений и слов, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека;
  5. укреплять доверие людей к средствам массовой информации, содействуя открытому диалогу СМИ с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии общественности к своей деятельности, предоставляя возможность ответа на критику, оперативно исправляя существенные ошибки, не допуская намеренного манипулирования сознанием адресата информации, а также дезориентации его в содержании материалов посредством их неточных заголовков.

При соблюдении выше приведенных моральных и  этических принципов каждым из журналистов, количество манипуляций обществом  через СМИ значительно снизится. Но так ли легко это сделать, когда  существует еще и финансовая сторона вопроса, за которой зачастую стоят влиятельные люди и даже интересы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4

На вопросы  по выбранной мной теме реферата ответила Бражникова Любовь Ивановна, главный редактор районной газеты АНО « Красная Вишера».

- Любовь  Ивановна,  по вашему мнению, насколько  широко на сегодняшний день  в СМИ используются методы  манипуляций обществом?

- Современные  СМИ широко используют технологии  манипуляций: PR, рекламу и пропаганду. Манипуляцию представляют собой замалчивание, утаивание одних фактов и выпячивание других, неполная, односторонняя подача информации в угоду одной какой-то личности или определенной группы людей, интерпретация фактов в выгодном для «заказчика» свете, публикация ложных сообщений и многое другое.

Примером  широкого использования приемов  манипулирования является Российские выборные кампании. Так, в ходе президентской  кампании использовался в частности  такой метод убеждения масс, как  «перенос» - прием, с помощью которого бесспорный авторитет личности (В.В. Путина) переносится на другого человека, нуждающегося в популяризации (Д.А. Медведева).

Многие  политики эксплуатируют имидж «своих ребят», используют эффективный прием  создания «образа врага» (террористы) для увеличения своего рейтинга.

- Какие  положительные и отрицательные  стороны вы в этом видите  с точки зрения этики журналиста?

- Манипулятивные  методы позволяют направлять  общество в нужное русло, и  это может быть актуально в  периоды чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, когда необходима  консолидация – все эти методы  не нарушают  этических соображений  в профессии журналиста.

Например, в ходе Великой Отечественной  войны советские СМИ были  насыщены пропагандой, они были средством  объединения людей в одну силу, способную дать отпор фашистам. Пропаганда может быть и «хорошей» - так, на протяжении последнего времени по телеканалу «Россия» транслируются ролики социальной направленности против курения, алкоголизма, наркомании, насилия и тому подобное.

Информация о работе СМИ и манипулятивные технологии