Автор работы: s********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:07, реферат
Данная тема была выбрана мной в связи с тем, что она является важной проблемой, касающейся профессиональной этики журналистов, что делает ее актуальной в любое время. Особенно в наше время, так как с годами, журналисты и средства массовой информации вынуждены использовать все больше средств манипуляций обществом, да и современное общество уже давно привыкло к большому потоку информации, что оно нуждается все больше в этой информации, полной манипуляторских приемов. Нужда эта увеличивается в соответствии с увеличением расслабления умов людей при помощи этих самых манипуляций.
Введение
Глава 1 Источник и субъект манипуляций. Их взаимодействие
Глава 2 Чем и для кого опасна манипуляция
Глава 3 Профессионально - этическая сторона вопроса
Глава 4 Интервью с экспертом
Заключение
Список литературы
План:
Список
литературы
Введение
Данная тема была выбрана мной в связи с тем, что она является важной проблемой, касающейся профессиональной этики журналистов, что делает ее актуальной в любое время. Особенно в наше время, так как с годами, журналисты и средства массовой информации вынуждены использовать все больше средств манипуляций обществом, да и современное общество уже давно привыкло к большому потоку информации, что оно нуждается все больше в этой информации, полной манипуляторских приемов. Нужда эта увеличивается в соответствии с увеличением расслабления умов людей при помощи этих самых манипуляций.
«Манипуляция» рассматривается как «воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам».
СМИ – сила, оказывающая сильнейшее воздействие на сознание людей, оперативное средство донесения информации, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, которое способно убеждать людей наилучшим образом. СМИ воздействуют на общественное мнение. С каждым днем их роль возрастает все больше и больше, а по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
Но насколько
это манипулирование
Глава 1
Эффективность журналистики обычно оценивается по степени ее влияния на общественное мнение и массовое сознание, а также на поведение малых и больших групп людей. Чрезвычайно редко воздействие журналистики интерпретируется через ее диалог с отдельной личностью. Отдельный человек, ежедневно или периодически читая газеты и журналы, слушая радио, просматривая телепрограммы или обращаясь к интернет-источникам журналистской информации остается с ними «один на один», т. е. находится в непосредственном индивидуальном контакте с журналистским текстом. Это позволяет поставить вопрос о конкретных взаимоотношениях индивида с текстами, о влиянии журналистики на отдельную человеческую личность.
Сегодня журналистика все больше становится связанной со своими реципиентами в силу ее активного развития. СМИ сегодня почти не сталкиваются с языковыми, культурными и государственными барьерами, что позволяет им проникать во все большее количество голов. Таким образом, общество нуждается в большом количестве разнообразной и мгновенной информации. Потребность общества в информации в таких количествах ставит под вопрос качество этой информации.
Когда журналист собирает или получает информацию, когда обрабатывает и готовит текст, сохраняется возможность изменить информационный продукт. Субъектами манипуляции при такой искаженной информации становятся реципиенты. Также, при таком спросе на новости, информация, поступающая в них может основываться на слухах, предположениях и показаниях неизвестного источника, что соответствует одному из пунктов Кодекса профессиональной этики журналистов, при соблюдении которого журналист нарушает норму профессиональной этики и право граждан на получение информации.
Культивирование в индивидах данной ориентации на основе их потребностей в обновлении информационных связей с обществом открывает эффективный путь влияния журналистики на субъективность реципиентов: создание у них истинных или ложных картин и образов, репрезентирующих трансцендентную реальность и, следовательно, неявным образом воздействующих и регулирующих их личное отношение к ней, а в конечном счете – и поведение, стиль жизни индивидов в социуме. Отсюда появляется возможность скрытого манипулирования чувствами, ценностными ориентациями, мышлением реципиента, которая связана, в первую очередь, с прагматическим аспектом функционирования журналистики в качестве общественного института.
Существует
огромное количество методов манипуляций,
которые влияют на духовный мир человека,
его представление о
Глава 2
СМИ очень часто попадают под коммерческое влияние властных структур, которые преследуют цели использовать СМИ для пропаганды собственных ценностей и идеалов, которые включаются, таким образом, в духовный обмен и обретают законность в массовом и индивидуальном сознании.
Как отмечает Лазутина Г.В.: в результате возникают серьезные опасности:
– для журналистики, поскольку из социального института, воплощающего в себе свободу слова, гласность и демократизм, призванного снабжать граждан правдивой, универсальной по охвату событий, оперативной и регулярной информацией, она превращается в средство манипуляции сознанием человека и тем самым утрачивает свою сущность;
– для
социума, поскольку вместо адекватного
отражения постоянно меняющейся
действительности, сопровождаемого
свободным обменом мнений, идей и
помогающего тем самым
– для
индивида, поскольку его суверенный
внутренний мир оказывается подвержен
такому информационно-психологическому
воздействию, при котором он лишается
возможности самостоятельно формировать
свое отношение к событиям, освещаемым
в средствах массовой информации,
хотя и не догадывается об этом. Дело
в том, что специфические приемы,
которые формируются в
Для решения данной проблемы Лазутина считает, что СМИ должны быть экономически самостоятельны - это во-первых. Во-вторых, необходимо формирование в журналистской общности таких стандартов профессионального поведения, при глубинном усваивании которых у журналиста возникают устойчивые внутренние запреты на отклонения от закономерных профессиональных шагов. Эти стандарты и получают отражение в профессионально-нравственных принципах творческого поведения журналист.
Глава 3
В наше время положение журналиста в обществе очень значительно и, привлекая, так или иначе, к себе внимание, очень сильно воздействует на аудиторию. Это воздействие на них журналист оказывает не только при помощи своих текстов, здесь также работают и жесты, выражение лица и, может быть, даже взгляд. Индивид, смотря телепередачу, невольным образом замечает эти элементы не по отдельности, а в совокупности и сам того не замечая, чаще всего начинает реагировать и формировать свое мнение на те факты, которыми оперирует журналист, так же, какое мнение на них выразит он. Например, освещая войну в Южной Осетии, российские журналисты делали новостные сюжеты с односторонней подачей информации, утаивая какое-то количество фактов, что немало искажало представление граждан России о происходящем тогда конфликте. Когда человек слушает радио, он в первую очередь обращает внимание на интонацию произнесенного текста, какие эмоции журналист хотел передать своим слушателям. И вновь индивид в какой-то степени меняет свое представление о данном факте, формирует свое отношение к нему, начиная испытывать те же эмоции, касающиеся услышанной информации. Не все журналисты при этом задумываются, какую роль они сыграли в формировании мировоззрения отдельного человека. Роль эта может быть как добрая, так и злая – все зависит от уровня моральности и культуры журналиста.
Журналистами становятся уже тогда, когда уже сложились определенные моральные традиции, сложился уровень регуляции своего поведения. Следовательно, у каждого из журналистов свой личный уровень моральности.
Для каждого журналиста необходимо соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности. Только в таких условиях журналист будет преподносить «здоровую», правдивую, лишенную трансформаций информацию.
Выполнение данных норм способны стимулировать моральное и культурное развитие каждого отдельного члена общества, улучшая, оздоравливая тем самым ее профессионально-нравственный климат в журналистике.
В результате
создается возможность для
На сегодняшний день очень важно ориентировать журналистов на соблюдение этого принципа. Ведь штабы каждого из средств массовой информации со временем пополняются, а для многих из них профессионально-нравственные ценности журналистики - это представление о свободе творчества, которое не имеет ничего общего с грамотным профессиональным представлением. В любом случае, все зависит от внутренней моральности и культуры журналистов.
Лазутина В.Г. приводит в своей работе те нормы, которые сегодня являются определяющими в группе работников пера и эфира содержащие следующие требования-ориентиры:
При соблюдении
выше приведенных моральных и
этических принципов каждым из журналистов,
количество манипуляций обществом
через СМИ значительно
Глава 4
На вопросы по выбранной мной теме реферата ответила Бражникова Любовь Ивановна, главный редактор районной газеты АНО « Красная Вишера».
- Любовь Ивановна, по вашему мнению, насколько широко на сегодняшний день в СМИ используются методы манипуляций обществом?
- Современные
СМИ широко используют
Примером широкого использования приемов манипулирования является Российские выборные кампании. Так, в ходе президентской кампании использовался в частности такой метод убеждения масс, как «перенос» - прием, с помощью которого бесспорный авторитет личности (В.В. Путина) переносится на другого человека, нуждающегося в популяризации (Д.А. Медведева).
Многие политики эксплуатируют имидж «своих ребят», используют эффективный прием создания «образа врага» (террористы) для увеличения своего рейтинга.
- Какие
положительные и отрицательные
стороны вы в этом видите
с точки зрения этики
- Манипулятивные методы позволяют направлять общество в нужное русло, и это может быть актуально в периоды чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, когда необходима консолидация – все эти методы не нарушают этических соображений в профессии журналиста.
Например, в ходе Великой Отечественной войны советские СМИ были насыщены пропагандой, они были средством объединения людей в одну силу, способную дать отпор фашистам. Пропаганда может быть и «хорошей» - так, на протяжении последнего времени по телеканалу «Россия» транслируются ролики социальной направленности против курения, алкоголизма, наркомании, насилия и тому подобное.