Специфика интервью в музыкальной журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание

Задачи: проанализировать публикации в жанре «интервью», выявить специфику.
Цель: выявление специфики подготовки и проведения интервью в музыкальной журналистике.

Содержание

Введение……………..…...……………………………………………………….2
Глава 1: Основы интервью
§1. Понятие интервью……………..…...…………………………………………4
§2. Подготовка к интервью……………..…...……………………………………5
§3. Проведение интервью……………..…...……………………………………..7
Глава 2: Интервью в музыкальной журналистике
§1. Немного о музыкальной журналистике…………………………...…….…11
§2. Подготовка к интервью с музыкантами.…...…………………………..….12
§3. Проведение интервью……………..…...…………………………………....13
Глава 3: Анализ материалов………………….……….……………………...16
Заключение……………………………………….……………………………..
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 61.26 Кб (Скачать документ)
  1. В начале разговора задайте вопрос-другой, на которые вы сами знаете ответ. Это поможет проверить, насколько правдив собеседник.
  2. Иногда надо дать собеседнику поговорить немного о том, о чём он хочет. Когда тон и настроение разговора установятся, переходите к самым простым из ваших вопросов.
  3. Убедитесь в том, что понимаете ответы. Если сомневаетесь, попросите собеседника объяснить те моменты, которые вы не поняли.
  4. Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно (то есть, «да» или «нет»).
  5. Записывая ответы, отмечайте, как одет собеседник, как себя ведёт, что его окружает. Такой совет обусловлен тем, что потом эти специфические детали помогут воссоздать место действия и образ собеседника для читателя.
  6. Используйте «беременную паузу». Если собеседник явно недоговаривает, нужно просто помолчать7. И тогда, если у него не хватит выдержки, можно услышать много интересного. Главное здесь – умело «перемолчать» интервьюируемого.
  7. Поговорите о биографических подробностях собеседника.
  8. Когда беседа близится к концу, начинайте задавать самые сложные вопросы. Скорей всего, к этому моменту нежелание говорить уже исчезнет. В конце концов, это всё равно не испортит интервью, так как на большинство вопросов ответы уже получены.
  9. Продолжайте беседу даже после того, как вы закрыли блокнот и выключили диктофон. Нередко это самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов.
  10. В конце интервью обязательно поблагодарите собеседника. На всякий случай обменяйтесь номерами телефонов. Если обнаружите какие-то пробелы в своем материале, то сможете позвонить и уточнить определённые моменты.

    Постарайтесь  оставить о себе самое приятное впечатление. Вполне возможно, что этот человек в следующий раз может пригодиться в качестве информатора.

    И самое главное – не забывайте  предоставить отредактированный вариант  интервью вашему собеседнику до выхода его в печать или эфир, чтобы впоследствии не возникало претензий, что вы «всё перепутали». В случае если интервьюируемый не сможет приобрести газету или посмотреть передачу с этим материалом, пришлите номер с опубликованным интервью или диск с записью. 
 

Журналистское интервью требует  очень тщательной подготовки. Правильно составленные и заданные вопросы являются непременным залогом грамотного и качественного интервью.

 

Глава 2: Интервью в музыкальной  журналистике

§1. Немного о музыкальной  журналистике

    Перед тем, как говорить об особенностях интервью в музыкальных СМИ, давайте немного рассмотрим и саму музыкальную журналистику.

    До  становления периодической печати как таковой музыкально-критическая  мысль была представлена в философских  трактатах. Лишь только в 18 веке музыкальная критика оформилась как «отдельно-позиционированная сфера деятельности», а музыкально-критическая мысли и музыкальное просветительство канализированы были с помощью такого инструментария как журналистика8.

     Музыкальная журналистика – это, прежде всего, аналитика и критические изыскания, так называемый «проводник в мир искусства»9. Одним из первых музыкальных изданий в России была «Русская музыкальная газета», издававшееся в Санкт-Петербурге с 1894 до 1917 года. Журнал был посвящён  музыкальной журналистике, изучению русской народной музыки и музыкального развития в России. Также в нём отдельно публиковались портретырисункиавтографы и нотные примеры. Примечательно, что в «Русской музыкальной газете» существовал специальный раздел «Глинкиниана», который был целиком посвящён жизни и творчеству великого русского композитора, основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки.

    Сегодня диапазон жанров в музыкальных СМИ значительно расширился – теперь в них присутствую заметки, репортажи, интервью, обозрения, эссе и многое другое. Однако, по заявлениям многих пессимистов, музыкальная журналистка как жанр во всём мире постепенно деградирует10. Причины на это самые разные. Многие считают, что музыкальная пресса попросту перестала критиковать музыкантов и их творчество, и что царит так называемая атмосфера «музполиткорректности». Однако недостатки музыкальной журналистики не являются темой данной курсовой, поэтому мы перейдём к следующему параграфу. 

§2. Подготовка к интервью с музыкантами

    Подготовка  к беседе с музыкантами несколько  отличается от подготовки к «обычному» интервью. Но здесь так же важны два фактора – выбор места и времени проведения беседы и сами вопросы.

    1). Вопросы. Журналисту так же необходимо сначала прочитать всё, что касается интервьюируемого музыканта, чтобы в ходе изучения материала наметить план будущей беседы. К этим материалам обычно относится биографии, отчёты с каких-либо концертов, упоминания в новостях и так далее.

    Но  особый уклон при подготовке всё же следует сделать на предыдущие интервью, которые у него брали. Это обусловлено тем, что музыканты ввиду своей профессии часто сталкиваются с одними и теми же вопросами журналистов («когда следующий альбом?», «какие у группы планы на будущее?» и прочее). Подобные банальные вопросы у многих исполнителей нередко вызывают неприкрытое раздражение.

    Так же, как и в подготовке к «обычному» интервью, при подготовке вопросов к музыкантам репортёру не стоит забывать про то, насколько развёрнуто на них сможет ответить собеседник. Некоторые опытные исполнители, достаточно пообщавшись и по-своему «пресытившись» всевозможными интервью, на вопрос «вы бы хотели заниматься чем-нибудь, кроме музыки?» ответят односложное «да» или «нет» и принципиально не станут пояснять свой ответ, тем самым намекая на непрофессионализм интервьюера.

    Очень важна область, в которой будет  проходить ваш разговор. Некоторым  музыкантам будет совершенно неинтересна или даже непонятна политика – следовательно, вопросов про «Единую Россию» и выборы президента лучше избегать (в конце концов, нет смысла спрашивать неосведомлённого человека о подобном). Другие музыканты, наоборот, очень интересуются социальными проблемами и политическим строем в стране. Чаще всего, конечно, они высказывают негативное отношение (как, например вокалист «ДДТ» Юрий Шевчук в своей известной на весь интернет беседе с премьер-министром Путиным11).

    Особо следует выделить и вопросы о  личной жизни. Если большинство поп-исполнителей вполне охотно поделятся с журналистом  информацией о своей семье  или взаимоотношениях с партнёром, то рок- и рэп-музыканты могут  ответить достаточно сухо или даже резко. У некоторых это объясняется следующей позицией: «вся моя личная жизнь – в моих песнях, хотите что-то узнать – слушайте их».

    2). Место и время. В организации времени и места проведения интервью в музыкальной журналистике тоже есть свои особенности, связанные с «недоступностью» звёзд.

    Если  музыкант, с которым надо побеседовать, достаточно известная личность, то договориться именно с ним о встрече вряд ли удастся. Обычно с подобными просьбами надо обращаться к продюсеру или администратору исполнителя – только он сможет организовать вам интервью.

    Место и  время проведения может быть разным. Чаще всего – это за несколько  часов до концерта, гораздо реже – дома у самого исполнителя или на улице. В любом случае, музыканты редко чувствуют себя неловко во время интервью из-за того, где и когда оно проходит. 

§3. Проведение интервью

    Достаточно  иронично и одновременно едко про  музыкальные интервью выразился известный американский мультиинструменталист Фрэнк Заппа: «Рок-журналистика: парни, не умеющие писать, интервьюируют парней, не

умеющих говорить, для парней, не умеющих  читать»12.

    Проведение  интервью с музыкантами обычно происходит точно так же, как и с представителем любой другой профессии. Правда, одеваться по-деловому не обязательно – лучше одеться свободно, неформально (но в зависимости от того, с кем приходиться беседовать – с рок-гитаристом или оперным певцом). Но все те советы, которые мы рассмотрели в первой главе, так же применимы и в музыкальных интервью.

    Но, к сожалению, оплошности здесь происходят те же, что и в «немузыкальных». Яркий тому пример – недавно вышедшая в интернете музыкальная передача «Парадигма Квача», где ведущий Данил Вачегин беседовал с группой «Психея»13. Несмотря на то, что в ходе интервью Вачегин утверждал, что давно следит за творчеством команды, одного из вокалистов он ухитрился назвать совершенно другим именем – Алексеем Азовским (хотя того звали Андреем Зыряновым). Как видно на видеозаписи, внешне ребята не проявили никакого недовольства, однако напряжение в программе заметно усилилось.

    Подобный  случай ещё раз доказывает, что  к интервью надо готовиться как можно  тщательнее и что не знать имя и фамилию интервьюируемого попросту непрофессионально.

    Часто много ошибок при проведении интервью возникает из-за волнения. Из-за звёздного статуса интервьюируемого журналисты часто начинают теряться, задавать странные, а порой и откровенно глупые вопросы («на что бы вы потратили миллион долларов?», «какое желание вы бы загадали, если бы у вас была волшебная палочка?») или утверждать слабо обоснованные факты из непроверенных источников («существует мнение, что вы негативно относитесь к российской публике и своим поклонникам»). В этом случае совет один – интервьюеру следует взять себя в руки и сосредоточиться на своей работе.

Подготовка и проведение интервью в музыкальной журналистике несколько отличается от «обычного» интервью. Это обусловлено особенностями работы интервьюируемых и их частными контактами с музыкальными СМИ. Поэтому при подготовке необходимо делать больший уклон на предыдущие беседы, а во время самого интервью не забывать, что перед вами такой же человек, как и вы.

 

Глава 3: Анализ материалов

  1. Подготовка к интервью

    Поиск информации. Перед каждым интервью журналисты сайта «newzvuki.ru» тщательно готовятся. Учитывая, что основной контент интервью состоит из бесед с молодыми командами, не имеющих особой известности, информацию собирают весьма кропотливо и, в основном, через социальные сети (такие, как «ВКонтакте» или «Facebook»), потому что там скоплены почти все сведения о коллективах. Периодически этот факт находит своё отражение в вопросах к группе:

  1. «Вы достаточно скромно написали о себе в «ВКонтакте». Ни истории коллектива, ни даты создания – только состав. Расскажите, как образовалась группа?» («Folie à deux: «Ломаем стереотипы», Михаил Ломаев, «Новые Звуки», Выпуск №2, май, 2010).
  2. «Почему строка «ударные» в вашей группе «ВКонтакте» пустует?» («BubbleGum»: Это же бубль-гум!», Михаил Ломаев, «Новые Звуки», Выпуск №7, октябрь, 2010).

    Однако  на сайте размещены интервью не только с молодыми неизвестными музыкантами, но и с уже состоявшимися рок-звёздами, такими как Илья Кнабенгоф («Пилот»), Сергеи Троицкий («Коррозия металла») и Билли Новик («Billy's band») и популярными инди-группами как «Курара» и «Мои ракеты вверх». Найти информацию по ним было намного легче, и это значительно облегчало подготовку к интервью.

    Вопросы. При беседе с молодой командой всегда существует определённый стандартный набор вопросов. Это объясняется тем, что начинающим музыкантам, в первую очередь, стоит рассказывать о себе. Именно поэтому почти во всех интервью присутствуют вопросы о названии группы и о том, как она образовалась:

  1. «Почему группа носит именно такое название?» («Музыка исчезающего неба», Ксения Каргаполова, «Новые Звуки», Выпуск №8, ноябрь, 2010).
  1. «Как образовалась ваша группа?» («Suddenly»: начинаем операцию!», Даниил Коржов, «Новые Звуки», Выпуск №1, апрель, 2010).

Информация о работе Специфика интервью в музыкальной журналистике