Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Задачи: проанализировать публикации в жанре «интервью», выявить специфику.
Цель: выявление специфики подготовки и проведения интервью в музыкальной журналистике.
Введение……………..…...……………………………………………………….2
Глава 1: Основы интервью
§1. Понятие интервью……………..…...…………………………………………4
§2. Подготовка к интервью……………..…...……………………………………5
§3. Проведение интервью……………..…...……………………………………..7
Глава 2: Интервью в музыкальной журналистике
§1. Немного о музыкальной журналистике…………………………...…….…11
§2. Подготовка к интервью с музыкантами.…...…………………………..….12
§3. Проведение интервью……………..…...…………………………………....13
Глава 3: Анализ материалов………………….……….……………………...16
Заключение……………………………………….……………………………..
Список литературы…………………………
Постарайтесь оставить о себе самое приятное впечатление. Вполне возможно, что этот человек в следующий раз может пригодиться в качестве информатора.
И
самое главное – не забывайте
предоставить отредактированный вариант
интервью вашему собеседнику до выхода
его в печать или эфир, чтобы впоследствии
не возникало претензий, что вы «всё перепутали».
В случае если интервьюируемый не сможет
приобрести газету или посмотреть передачу
с этим материалом, пришлите номер с опубликованным
интервью или диск с записью.
Журналистское интервью требует очень тщательной подготовки. Правильно составленные и заданные вопросы являются непременным залогом грамотного и качественного интервью.
Глава 2: Интервью в музыкальной журналистике
§1. Немного о музыкальной журналистике
Перед тем, как говорить об особенностях интервью в музыкальных СМИ, давайте немного рассмотрим и саму музыкальную журналистику.
До
становления периодической
Музыкальная журналистика – это, прежде всего, аналитика и критические изыскания, так называемый «проводник в мир искусства»9. Одним из первых музыкальных изданий в России была «Русская музыкальная газета», издававшееся в Санкт-Петербурге с 1894 до 1917 года. Журнал был посвящён музыкальной журналистике, изучению русской народной музыки и музыкального развития в России. Также в нём отдельно публиковались портреты, рисунки, автографы и нотные примеры. Примечательно, что в «Русской музыкальной газете» существовал специальный раздел «Глинкиниана», который был целиком посвящён жизни и творчеству великого русского композитора, основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки.
Сегодня
диапазон жанров в музыкальных СМИ значительно
расширился – теперь в них присутствую
заметки, репортажи, интервью, обозрения,
эссе и многое другое. Однако, по заявлениям
многих пессимистов, музыкальная журналистка
как жанр во всём мире постепенно деградирует10.
Причины на это самые разные. Многие считают,
что музыкальная пресса попросту перестала
критиковать музыкантов и их творчество,
и что царит так называемая атмосфера
«музполиткорректности». Однако недостатки
музыкальной журналистики не являются
темой данной курсовой, поэтому мы перейдём
к следующему параграфу.
§2. Подготовка к интервью с музыкантами
Подготовка к беседе с музыкантами несколько отличается от подготовки к «обычному» интервью. Но здесь так же важны два фактора – выбор места и времени проведения беседы и сами вопросы.
1). Вопросы. Журналисту так же необходимо сначала прочитать всё, что касается интервьюируемого музыканта, чтобы в ходе изучения материала наметить план будущей беседы. К этим материалам обычно относится биографии, отчёты с каких-либо концертов, упоминания в новостях и так далее.
Но особый уклон при подготовке всё же следует сделать на предыдущие интервью, которые у него брали. Это обусловлено тем, что музыканты ввиду своей профессии часто сталкиваются с одними и теми же вопросами журналистов («когда следующий альбом?», «какие у группы планы на будущее?» и прочее). Подобные банальные вопросы у многих исполнителей нередко вызывают неприкрытое раздражение.
Так же, как и в подготовке к «обычному» интервью, при подготовке вопросов к музыкантам репортёру не стоит забывать про то, насколько развёрнуто на них сможет ответить собеседник. Некоторые опытные исполнители, достаточно пообщавшись и по-своему «пресытившись» всевозможными интервью, на вопрос «вы бы хотели заниматься чем-нибудь, кроме музыки?» ответят односложное «да» или «нет» и принципиально не станут пояснять свой ответ, тем самым намекая на непрофессионализм интервьюера.
Очень важна область, в которой будет проходить ваш разговор. Некоторым музыкантам будет совершенно неинтересна или даже непонятна политика – следовательно, вопросов про «Единую Россию» и выборы президента лучше избегать (в конце концов, нет смысла спрашивать неосведомлённого человека о подобном). Другие музыканты, наоборот, очень интересуются социальными проблемами и политическим строем в стране. Чаще всего, конечно, они высказывают негативное отношение (как, например вокалист «ДДТ» Юрий Шевчук в своей известной на весь интернет беседе с премьер-министром Путиным11).
Особо следует выделить и вопросы о личной жизни. Если большинство поп-исполнителей вполне охотно поделятся с журналистом информацией о своей семье или взаимоотношениях с партнёром, то рок- и рэп-музыканты могут ответить достаточно сухо или даже резко. У некоторых это объясняется следующей позицией: «вся моя личная жизнь – в моих песнях, хотите что-то узнать – слушайте их».
2). Место и время. В организации времени и места проведения интервью в музыкальной журналистике тоже есть свои особенности, связанные с «недоступностью» звёзд.
Если музыкант, с которым надо побеседовать, достаточно известная личность, то договориться именно с ним о встрече вряд ли удастся. Обычно с подобными просьбами надо обращаться к продюсеру или администратору исполнителя – только он сможет организовать вам интервью.
Место
и время проведения может быть
разным. Чаще всего – это за несколько
часов до концерта, гораздо реже – дома
у самого исполнителя или на улице. В любом
случае, музыканты редко чувствуют себя
неловко во время интервью из-за того,
где и когда оно проходит.
§3. Проведение интервью
Достаточно иронично и одновременно едко про музыкальные интервью выразился известный американский мультиинструменталист Фрэнк Заппа: «Рок-журналистика: парни, не умеющие писать, интервьюируют парней, не
умеющих говорить, для парней, не умеющих читать»12.
Проведение интервью с музыкантами обычно происходит точно так же, как и с представителем любой другой профессии. Правда, одеваться по-деловому не обязательно – лучше одеться свободно, неформально (но в зависимости от того, с кем приходиться беседовать – с рок-гитаристом или оперным певцом). Но все те советы, которые мы рассмотрели в первой главе, так же применимы и в музыкальных интервью.
Но, к сожалению, оплошности здесь происходят те же, что и в «немузыкальных». Яркий тому пример – недавно вышедшая в интернете музыкальная передача «Парадигма Квача», где ведущий Данил Вачегин беседовал с группой «Психея»13. Несмотря на то, что в ходе интервью Вачегин утверждал, что давно следит за творчеством команды, одного из вокалистов он ухитрился назвать совершенно другим именем – Алексеем Азовским (хотя того звали Андреем Зыряновым). Как видно на видеозаписи, внешне ребята не проявили никакого недовольства, однако напряжение в программе заметно усилилось.
Подобный случай ещё раз доказывает, что к интервью надо готовиться как можно тщательнее и что не знать имя и фамилию интервьюируемого попросту непрофессионально.
Часто много ошибок при проведении интервью возникает из-за волнения. Из-за звёздного статуса интервьюируемого журналисты часто начинают теряться, задавать странные, а порой и откровенно глупые вопросы («на что бы вы потратили миллион долларов?», «какое желание вы бы загадали, если бы у вас была волшебная палочка?») или утверждать слабо обоснованные факты из непроверенных источников («существует мнение, что вы негативно относитесь к российской публике и своим поклонникам»). В этом случае совет один – интервьюеру следует взять себя в руки и сосредоточиться на своей работе.
Подготовка и проведение интервью в музыкальной журналистике несколько отличается от «обычного» интервью. Это обусловлено особенностями работы интервьюируемых и их частными контактами с музыкальными СМИ. Поэтому при подготовке необходимо делать больший уклон на предыдущие беседы, а во время самого интервью не забывать, что перед вами такой же человек, как и вы.
Глава 3: Анализ материалов
Поиск информации. Перед каждым интервью журналисты сайта «newzvuki.ru» тщательно готовятся. Учитывая, что основной контент интервью состоит из бесед с молодыми командами, не имеющих особой известности, информацию собирают весьма кропотливо и, в основном, через социальные сети (такие, как «ВКонтакте» или «Facebook»), потому что там скоплены почти все сведения о коллективах. Периодически этот факт находит своё отражение в вопросах к группе:
Однако
на сайте размещены интервью не только
с молодыми неизвестными музыкантами,
но и с уже состоявшимися рок-
Вопросы. При беседе с молодой командой всегда существует определённый стандартный набор вопросов. Это объясняется тем, что начинающим музыкантам, в первую очередь, стоит рассказывать о себе. Именно поэтому почти во всех интервью присутствуют вопросы о названии группы и о том, как она образовалась:
Информация о работе Специфика интервью в музыкальной журналистике