- «Откуда у
группы такое название?» («Флегматик драйв»:
У нас нет плана», Даниил Коржов, «Новые
Звуки», Выпуск №4, июль, 2010).
- «Единственный
из «отцов-основателей», до сих пор играющий
в группе – это Arty. Расскажи, как начиналась
история исчезающего неба?» («Музыка исчезающего
неба», Ксения Каргаполова, «Новые Звуки»,
Выпуск №8, ноябрь, 2010).
- «Кто же придумал
такое название?» («Folie à deux: «Ломаем стереотипы»,
Михаил Ломаев, «Новые Звуки», Выпуск №2,
май, 2010).
В
подготовке вопросов с именитыми
музыкантами всё было несколько
сложнее – надо было спрашивать
о том, о чём ещё не спрашивали
другие журналисты. Здесь журналисты
опирались на свежие новости в
интернете, связанные с жизнью интервьюируемых:
- «Недавно
«Billy's band» вернулись из Америки. Успешные
гастроли, узнавание на улице. Им покорился
Нью-Йорк. Билли уходит от расспросов –
мол, рассказывать стыдно, добились там
такого успеха, что всё похоже на сказку...»
(«Две стороны одного Билли», Екатерина
Комлева, «Новые Звуки», Выпуск №6, сентябрь,
2010).
- «На новом
альбоме моё внимание привлекла композиция
«На твой рок-н-ролл». Вы считаете, что
лозунг «секс, наркотики и рок-н-ролл»
уже не в моде?» («Где мои цыгане с медведями?»,
Алефтина Нажмутдинова, «Новые Звуки»,
Выпуск №8, ноябрь, 2010).
В
плане подготовки вопросов журналисты
«Новых Звуков» в большинстве случаев
готовились довольно тщательно и пытались
подходить к этой части работы максимально
профессионально.
Место
и время. С молодыми командами о проведении
интервью руководство «newzvuki.ru» обычно
договаривалось через самих музыкантов
(причём, не обязательно через фронтменов
– ведущих участников группы). Место беседы
обычно выбирал сам коллектив. Это были
репетиционные базы, квартиры кого-либо
из участников; пара интервью проходила
прямо на улице.
С
музыкантами «повыше» беседы часто проходили
незадолго до концертов (как, например,
с «Amatory», «Коррозией металла» или известной
красноярской рэп-командой «Триадой»).
Однако бывали и исключения – интервью
с Ильёй Кнабенгофом проходило на балконе,
а с упомянутым ранее Билли Новиком –
во время прогулки по Москве. Обычно такие
интервью получались несколько интересней
и ярче из-за необычной, «немузыкальной»
обстановки. К тому же, это добавляло определённых
деталей в описании музыканта:
«Гуляем
около Большого театра. Мимо проходят
парочки, скейтеры оттачивают свое умение.
Никто не рвётся к Билли за автографом.
Но его это, кажется, вовсе не расстраивает»
(«Две стороны одного Билли», Екатерина
Комлева, «Новые Звуки», Выпуск №6, сентябрь,
2010).
- Проведение
интервью
Одним
из первых немаловажных моментов в
проведении интервью – знание имени
и фамилии интервьюируемого. Благодаря
социальным сетям журналисты «Новых Звуков»
обычно знали всех участников одной группы
поимённо. Казусов или неловких ситуаций
в этом плане никогда не происходило.
Большинство
всех бесед с музыкантами проходили
с диктофоном, иногда какая-то информация
отмечалась в блокноте (имена, названия
фестивалей).
Тяжелее
всего было разговорить молодых
музыкантов. Несмотря на то, что журналист
чаще всего являлся ровесником интервьюируемых
(а то и младше), ребята часто отмалчивались,
неуверенно отвечали на вопросы и чувствовали
определённый дискомфорт (возможно, из-за
сопутствующей беседе фотосъёмки и включённого
диктофона). С другой стороны, собеседники
никогда не забирались в какие-то области,
не относящиеся к теме беседы – разговор
всегда проходил «по делу».
Однако
дело не только в интервьюируемых – и
журналисты в своей работе не были безупречны.
Несмотря на то, что одним из главных и
обязательных критериев при подготовке
вопросов было отсутствие односложных
ответов, во время беседы такие иногда
звучали:
« – Сергей,
ты ведь лидер в группе?
Сергей: Ну,
да, наверное.
– А
менеджера не хотелось бы завести?
Сергей: У
нас каждый менеджер своего дела» («Виннебаго»:
Таких, как мы, нет», Михаил Ломаев, «Новые
Звуки», Выпуск №5, август, 2010).
К
счастью, в плане понимания между интервьюером
и интервьюируемых никогда не возникало
трудностей. Это обусловлено тем, что все
интервью на сайте касаются исключительно
темы музыки, в тонкостях и терминологии
которой обе стороны достаточно компетентны:
- « – Есть
такая интересная тенденция – очень часто
на музыканта влияет именно та музыка,
которую он слушает…
Саша: Естественно!
В любом виде искусства такое есть. И, думаю,
в моей музыке это проявляется в большей
степени…» («Какие слушатели – такая
и музыка», Михаил Ломаев, «Новые Звуки»,
Выпуск №10, январь, 2011)
- « – Post-punk
– стиль далеко не новый, но, тем не менее,
он достаточно актуален сегодня. Почему
«The Sky Fades Away» выбирает именно это направление?
Vla: В
данный момент наша музыка – это синтез.
Нельзя назвать то, что мы играем, чистым
post-punk’ом. Да мы к этому и не стремимся…»
(«Музыка исчезающего неба», Ксения Каргаполова,
«Новые Звуки», Выпуск №8, ноябрь, 2010).
- « – Дима,
а как ты над бэк-вокалом работаешь?
Овинов: Тоже
слушаю музыку, подпеваю. Пытаюсь делать
это так же, как и в песнях» («На закате
алюминиевого солнца», Даниил Коржов,
«Новые Звуки», Выпуск №3, июнь, 2011).
Одним
из главных минусов «newzvuki.ru» до недавнего
времени было отсутствие предварительного
просмотра интервью самими интервьюируемыми
– уточнить какие-то детали, что-то поправить.
Однако на протяжении года ни один из коллективов
так и не пожаловался на вышедшую публикацию
о группе.
Заключение
Проанализировав
материалы музыкального интернет-журнала
«Новые Звуки», мы приходим к тому, что
в целом журналисты сайта «newzvuki.ru» довольно
грамотно подходят к подготовке и проведению
беседы с музыкантами. Интервьюеры ищут
информацию, подбирают нужные вопросы,
«разговаривают» интервьюируемых. Также,
несмотря на некоторые оплошности в работе
журналистов, за год существования журнала
в интернете ни один из коллективов не
высказывал претензий к опубликованным
материалам.
Но
интервью, проводимые с музыкантами именно
музыкальными журналистами, на порядок
выше и качественнее, чем беседы «непрофильных»
интервьюеров. Это обусловлено тем, что
подготовка и проведение таких бесед отличаются
от традиционных некоторыми тонкостями,
которые часто не учитываются в работе.
Именно
поэтому в нынешнее время следует
делать бόльший уклон на развитие
профильной журналистики.
Список
литературы:
- Самарцев
О.Р. Творческая деятельность журналиста:
Очерки теории и практики. Учебное пособие.
– ГРИФ. 2009, 528 с.
- Фрэнк Заппа
и Питер Оккиогроссо. Настоящая книжка
Фрэнка Заппы. – ЭКСМО, 2003 (перевод Виктора
Когана, редактор А.Г.).
Интернет-ресурсы:
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5389
- http://rulib.info/word/intervjuiruemyj.html
- http://claw.ru/a-humant/ku_gu_117.html
- http://www.in-versia.ru/index.php?id=435
- http://voxfree.narod.ru/journ/journ_051107.html
- http://panoptikon.org/index.php/articles/columns/
- http://www.konsart.nnov.ru/?id=142654
- http://www.muzprosvet.ru/journalismus.html
- http://www.kuzmitch.ru/zappabook/l-ergot.html
- http://vkontakte.ru/video8157_159668472
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Интервью
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальная_журналистика
- http://www.gzt.ru/topnews/politics/-yurii-shevchuk-vynes-vladimira-putina-na-/308085.html