Своеобразие жанров в интернет- Журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:

1.Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
2.Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
3.Выявить жанровые особенности веб-публикаций.
4.Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.

Содержание

Введение

Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики

1.1. Понятие жанра и жанрообразующие факторы

1.2. Типология жанров в науке о журналистике

Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций

2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики

2.2 Специфика сетевых средств массовой информации

2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий

(на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)

2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданий (на примере молодежной газеты «Территория» и сетевого журнала «Beautytime.ru») Феномен «Живого Журнала»

Заключение

Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по жур.docx

— 54.02 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургская  Академия Экономики и Управления

К А Ф  Е Д Р А

Связи с  общественностью

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: 

«Своеобразие жанров в интернет- Журналистике» 
 
 
 

Гр. № 752/2

Башкатова Наталья Валерьевна

Доцент: Ворошилов 
 
 

\ 

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание 

     Введение

     Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики

1.1. Понятие жанра  и жанрообразующие  факторы

1.2. Типология жанров  в науке о журналистике

     Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций

2.1. Интернет как новое  информационное пространство. Роль компьютерных  сетей в распространении  газетно-журнальной  периодики

2.2 Специфика сетевых  средств массовой  информации

2.3 Характеристика жанровой  структуры массовых  Веб – изданий

(на  примере он-лайн  газет Ytro.ru и Lenta.ru)

2.4 Особенности функционирования  системы жанров  в специализированных  Интернет-изданий  (на примере молодежной  газеты «Территория»  и сетевого журнала  «Beautytime.ru») Феномен  «Живого Журнала»

     Заключение

     Использованная  литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  жанровой структуры остается одним  из самых актуальных направлений  научной мысли в современной  российской журналистике. И сегодня  теория жанров задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении остаются менее всего изученными.

       Жанр, представляет собой исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Факты являются основой информации.

     С развитием глобальной сети и доступа  к ней , Интернет занял особое место  в развитии средств массовой информации. Хотя еще только десятилетие назад  всемирную паутину рассматривали  и вовсе как источник информации, уже сейчас можно сказать, что  это рождение нового вида СМИ. С каждым годом количество сетевых СМИ  увеличивается в сотни раз, в  интернете появляются исключительно  сетевые публикации. Но практически  каждой веб-публикации можно выявить  черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. Сейчас очень трудно найти  оригинальный веб-репортаж.

     Именно  своеобразие сетевых изданий  и особенности жанров интернет–публикаций  станут объектом исследования данной курсовой работы. Это популярные интернет - газеты и журналы, такие как: Ytro.ru, Lenta.ru, молодежная газета «Территория» и женский интернет – журнал «Beautytime.ru».

       Предметом исследования является жанровая разновидность он-лайн публикаций. 

     Цель работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач: 

    1. Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
  1. Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
  1. Выявить жанровые особенности веб-публикаций.
  2. Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.

Как известно, любой текст характеризуется  как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном), а выражение типологии форм и  является жанр. Поэтому поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод контент –  анализа.

     Исследования  жанров в сфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую  базу для дальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских  жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким  «Жанры современной журналистики»; Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства».

     Изучение  способов отображения важно для  идентификации жанра – задача, которая постоянно ставится в  журналистской среде.

     Жанр  определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информативности, свой уровень обобщения фактов. В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений.

До сих пор  не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Этим и определяется актуальность исследования.

     Степень изученность проблемы определяется лишь попытками дать описания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, предпринятый А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет–журналистика». Но даже в ней авторы отмечают, что «первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, что типичный веб-репортаж или типичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изданиях-клонах, но, как мы уже договорились, к веб-изданиям копии несетевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче»1.

     В данной курсовой работе мы попытаемся обозначить жанровую структуру веб-публикаций, охарактеризовать жанры, которые используются в сетевых изданиях, будь то веб-репортаж, или веб-фельетон, а также проанализировать, как особенности всемирной паутины  влияют на формирование жанра публикаций.

     Все  исследования проводились для изучения сетевой прессы, как единого целого, акцентировалось внимание лишь на видах  интернет-изданий, изучались публикации на соответствие аудиторным потребностям, а также в поле зрения ученых был  язык написания материалов.

     В данный  момент интернет –пресса  является  практичной и удобной, в любое время я могу зайти  в интернет и достать мне нужную новость либо статью, сейчас интернет становится все более доступным  и почти каждый 2 –ой имеет  выход в сеть.

     ГЛАВА 1

     Жанры в арсенале современной  журналистики

    1. Понятие жанра и жанрообразующие факторы

     Понятие жанр происходит от французского слово  «genre», что означает в дословном переводе – род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

     «Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую  совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью  черт, а с системой элементов формы»2.

     В искусстве и литературе жанр –  общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического  развития на основе их самоопределения  по предметному смыслу – в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций  художественной деятельности.

     Жанровая  определенность — в значительной степени функция мастерства, нежели таланта.

     «Жанры  с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень  много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа  до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма  в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными»3. Сам термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение существовало много раньше. В XVI в. теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Преобладание какого-либо жанра в определённую эпоху вызвано прежде всего тем, что общественные, социальные интересы сосредоточены на тех сторонах действительности, которые могут быть наилучшим образом отражены посредством этого жанра. Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий и низкопробных теле- и радиопередач.

     В качестве предметов отображения  в журналистике может выступать  любой факт действительности, из области  политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время  предметом не может быть единичное  явление, предметом журналистики в  целом признается современность  в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций. Кроме того, еще одним предметом отображения  служит событие. Без сообщений о  текущих делах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Последовательность взаимосвязанных действий и событий – это процесс, причем результат предыдущих действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующих действий, событий. Анализ событий является исходным моментом в анализе процессов. Это происходит, прежде всего, тогда, когда начинают интенсивно разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изложенное выше толкование процесса, журналист должен, прежде всего, определить исходное звено цепочки взаимосвязанных событий. Ситуация, как и процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения, прежде всего в аналитической журналистике. Создание наглядной модели исследуемого явления - описанием предмета отображения — проблемы, какого-то события, явления, процесса, заинтересовавших журналиста. Описание же есть содержательно-структурный элемент в осмыслении журналистом явления, его истолкования.

     Третьим, по мнению А.А. Тертычного, жанрообразующим  фактором является метод преобразования объективной действительности в  её информационный аналог. Здесь выделяют две больших группы методов: рационально-познавательных и художественных. Жанр всегда остается оптимальной формой решения творческой задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра.

     1.2. Типология жанров  в науке о журналистике

     Еще во введении мы обозначили три базовых  способа отображения действительности в журналистском произведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. На основе этих способов отражения  также можно выделить три главных  жанровых группы. В своей классификации  мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного, выделивший категории жанров, которые позже  только уточнялись и дополнялись.

  1. Информационные жанры.

     Для текстов составляющих основную массу  этой группы характерен интерес к  единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три  классических вопроса журналистики: что? где? когда?

Информация о работе Своеобразие жанров в интернет- Журналистике