Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:04, курсовая работа
Целью данной работы является анализ социальной сущности «желтой прессы» и изучение психологических механизмов воздействия на аудиторию.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. ознакомиться с происхождением понятия «желтая» пресса, выделить ее основные черты;
2. проанализировать социальную сущность «желтой прессы»;
3. рассмотреть психологические механизмы воздействия на аудиторию.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Социальная сущность «желтой прессы»…………………….……………..4
1.1 Происхождение понятия «желтая пресса»…….…………………….4
1.2 Типологические черты « желтой прессы»…………………….…….8
2 «Желтая пресса» как регулятор воздействия массовым сознанием……………………………………………….……..………..15
2.1 Психологические механизмы воздействия на аудиторию «желтой прессы»…………………………………………..15
2.2 Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»…...19
Заключение…………………………………………………………………….….23
Список использованных источников……………………………………………..25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«кубанский государственный
(ФГБОУ ВПО КубГУ)
Факультет журналистики
Кафедра публицистики и журналистского мастерства
курсовая работа
По дисциплине «Основы теории журналистики»
На тему: «ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ «ЖЕЛТОЙ ПРЕССЫ». «ЖЕЛТАЯ ПРЕССА» КАК РЕГУЛЯТОР МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ»
Студентка Н. И. Ненештиль
1курс ЗФО,
направление 031300.62 Журналистика
Научный руководитель:
канд. филол. наук, проф. П.Т. Сопкин
оценка за курсовую работу:__________
______________________________
Краснодар
2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Социальная сущность «желтой прессы»…………………….……………..4
1.1 Происхождение понятия «желтая пресса»…….…………………….4
1.2 Типологические черты « желтой прессы»…………………….…….8
2
«Желтая пресса» как регулятор воздействия
массовым сознанием……………………………………………….……
2.1
Психологические механизмы
2.2 Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»…...19
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Актуальность темы. В последние годы приоритеты печатных СМИ резко изменились. Еще несколько лет назад главным критерием успешной, то есть рейтинговой газеты был фактор качественности. Пресса пользовалась большим спросом, несмотря на то, что общество не получало информацию о скандалах, сенсациях, сплетнях, слухах. Сейчас «желтые» газеты пользуются большой популярностью, их рейтинги растут с высокой скоростью, обгоняя качественную прессу.
Распространение «желтых» СМИ на информационном рынке приводит к снижению качества информирования общества, что является нарушением одной из основных функций журналистики. По словам главного редактора таблоида «Твой День» Тимура Мардера, «редакторы солидных и респектабельных газет могут сколько угодно презирать таблоидные издания, называть их скандальными и низкопробными, возмущаться их вторжением в частную жизнь известных людей, беспардонностью репортеров, вбрасыванием «жареных» фактов и т. д., и т. п., но они вынуждены с досадой признать: традиционным газетам с каждым днем становится все труднее конкурировать с молодым желтым агрессором».
Целью данной работы является анализ социальной сущности «желтой прессы» и изучение психологических механизмов воздействия на аудиторию.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
3. рассмотреть психологические
механизмы воздействия на
Объектом исследования является «желтая» пресса, а предметом – ее социальная сущность, типы и особенности, суть ее воздействия на читательскую аудиторию.
«Желтая пресса» появилась одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало быть привилегией интеллектуальной элиты. Существуют две версии происхождения термина «желтая пресса». Согласно первой, в конце позапрошлого века две конкурирующие нью-йоркские газеты издавали комиксы про «Желтого малыша». Как и все газетные рисунки того времени, комиксы бы ли черно-белыми, но одеяние главного героя было раскрашено в желтый цвет. После того как в 1896 году Эрвин Уордмэн, редактор еще одного, третьего, издания – «New York Press», напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты «желтой прессой», выражение стало крылатым.
По другой версии, «желтая пресса» получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела.
Однако фактически сам феномен «желтой прессы» возник еще в XIX веке, когда с ростом урбанизации журналистика стала обращать внимание на запросы иммигрантов и рабочего класса. Появилась «центовая пресса», предшественница «желтой». Издательский бизнес стал все чаще формироваться по образу и подобию коммерческого предприятия. Освещение скандалов, преступлений, насилия, мотивы смерти уже тогда заняли господствующее место на полосах «желтых» газет. Первые «желтые» газеты (уже названные «The New York World», «New York Journal» и «The San Francisco Examiner») быстро добились широкой популярности не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания «human-interest stories». Пулитцер (а затем и Херст) ввел особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания с самого факта на его подачу. Это совпало с развитием массовой беллетристики, в частности приключенческого и детективного романов, которые провозгласили занимательность в качестве основной жанровой доминанты. Так, Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали.
Александр Куприянов, известный журналист: «Когда-то давно, больше века назад, точно так же американцы приходили в восторг и негодование от газет, которые редактировали Джозеф Пулитцер и Уильям Херст – безмерно амбициозные и столь же талантливые создатели «желтой журналистики», базовыми ценностями которой стали четыре «с» – сенсации, скандалы, семейные тайны, спорт, а сферу интересов определили четыре «ч» – чужая смерть, чужая кровь, чужая постель и чужие деньги. Не будет большим преувеличением сказать, что именно они – два наглых американца – создали «массового» человека. Комиксы, ужастики, враки, драки… Они могли сделать сенсацию из любой новости. Более того, они сами создавали новости. Однажды они даже придумали войну между Испанией и Кубой. Но все, о чем они писали, было так интересно и звучало так убедительно, что люди предпочитали верить им, а не собственным глазам.
На самом деле «желтая журналистика» – это своеобразный индикатор состояния общества. В Америке она не только формировала классический масскульт, пиком которого стал Голливуд, но и была проявлением безграничной свободы, в том числе творческой. Просто она творила для тех, кто только вчера научился читать и в силу этого любил сказки с картинками, а не просветительские манускрипты. Она была наглой, циничной, живой, энергичной, бесстрашной, жадной до денег и развлечений… Она была такой, как Америка, бродившая по бульварам».
По образу и подобию американской развивалась «желтая журналистика» и в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой прессы» братья Хармсворты.
Сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России. В материалах таких «желтых» газет, как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и «Газета-копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя российская «желтая пресса» быстро приобрела популярность.
К началу второй мировой войны бурное развитие «желтой прессы» затормозилось практически во всех странах, где она существовала. Ситуация изменилась в 50-60-х годах XX века, когда получили распространение идеи «сексуальной революции». На этой волне в 1953 году появляется журнал «Playboy» (издатель X. Хефнер). С этого времени гипертрофированное внимание к освещению сексуальной тематики стало характерным для большинства «желтых» изданий.
В России начало «бульварной прессы» и ее триумфальное шествие можно отнести к 1986 году, когда в «Московском Комсомольце» вышли статьи Евгения Додолева «Ночные охотницы» и «Белый танец». Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет – это был серьезный прорыв, потому что тогда пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы – это было в новинку, это было свежо и интересно.
Определенные подвижки начались в 1994 году, когда была сформирована «Экспресс газета». У «ЭГ» до сих пор указано на первой полосе, что они являются «первым российским таблоидом». Там были вымышленные новости и «фикшн» – обязательная составляющая таблоида, когда пишут некую историю, которой на самом деле не было, но никого это не волнует, потому что ее просто интересно читать. Это и была первая поворотная точка развития бульварной прессы в России.
Сергей Викторов, начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: «Причины популярности «Желтой прессы» кроются, на мой взгляд, в востребованности подобного рода чтива среди аудитории. По большому счету, степень заинтересованности народом «желтухи» отражает общий уровень культуры в обществе. Менее интеллектуально развитые индивидуумы предпочитают читать прессу, «бьющую» в примитивные инстинкты. Люди же более «продвинутые» любят, что называется, «пищу для ума и души», то есть информацию, стимулирующую к размышлениям. Соответственно, чем больший в обществе процент населения, смакующего дешевые, непроверенные сенсации и имеющего главным приоритетом интерес к, скажем, нижнему белью или интимной жизни звезд, тем популярнее и востребованнее «желтая пресса».
В любом государстве есть так называемые слои населения - низший, высший и средний. Их принадлежность к соответствующей категории определяется относительным, а не абсолютным значением.
Грубо говоря, что в одной стране принято считать средним классом, то в другой - высший, а в третьей - низший. И если вы ликвидируете «низ», то сам по себе он не исчезнет. Им станет определенная часть «середины». Такая же ситуация и с «желтой прессой». Уберите «Спид -ИНФО» - моментально «пожелтеет» кто-то еще. Навсегда искоренить желтую прессу невозможно - она была, есть и будет. И в этом есть свой положительный момент. Она не дает опуститься более достойным и серьезным изданиям (свято место пусто не бывает, всегда определенная часть читателей будет тянуться к «желтухе»). Кроме того, это своеобразный «антиориентир» - как не надо делать. Поэтому «желтую прессу» как таковую искоренять не только не нужно, но и бессмысленно». (Коммерсантъ -Деньги «Под прессом желтой прессы». Максим Черниговский)
На сегодняшний день нет четких границ между желтыми и респектабельными изданиями. Известная « желтизна» может присутствовать и в издании, рассчитанном на серьезную публику, а самое низкопробное массовое издание порой поднимает серьезные общественные проблемы. «Желтизна» издания определяется, во-первых, затрагиваемой тематикой (скандалы,преступления), во-вторых, способом подачи материала, а главное – тщательностью проверки распространяемых сведений. Как правило, желтые издания весьма вольно обходятся с фактами и не утруждают себя проверкой публикуемой информации.
Однако не стоит путать жанры «желтой прессы» с жанрами серьезной публицистики – памфлетом и близким к нему пасквилем, которые подчас в иронической, парадоксальной форме ставят серьезные проблемы. Их задача – та же, что у любой серьезной публицистики, скажем, у родственного им очерка – призвать читателя поразмышлять вместе с автором, привлечь внимание к существующим проблемам. Памфлет – это жанр-хамелеон. Развлекательная форма (насмешка традиционно ассоциируется с чем-то несерьезным) в данном случае обманчива. Поэтому не стоит считать качественной журналистикой лишь информационные, безоценочные жанры – такие, как информационная заметка.
Характерным признаком «желтой прессы» является специфика ее взаимодействия с аудиторией. «Желтая пресса» ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой прессе» непаритетные: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст.
Экскурс в историю формирования «желтой прессы» как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволил выделить наиболее характерные типологические черты «желтой прессы». (Научно-культурологический журнал №7 [109] 23.05.2005 Евгений Сазонов, Феномен «желтой прессы»).
1. Эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческой жизни. Это и интерес к интимным отношениям как таковым, и к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания, и к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами (много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала). В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей.
Информация о работе Типы и особенности желтой прессы. Желтая пресса как регулятор массовым сознанием