Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:04, курсовая работа
Целью данной работы является анализ социальной сущности «желтой прессы» и изучение психологических механизмов воздействия на аудиторию.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. ознакомиться с происхождением понятия «желтая» пресса, выделить ее основные черты;
2. проанализировать социальную сущность «желтой прессы»;
3. рассмотреть психологические механизмы воздействия на аудиторию.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Социальная сущность «желтой прессы»…………………….……………..4
1.1 Происхождение понятия «желтая пресса»…….…………………….4
1.2 Типологические черты « желтой прессы»…………………….…….8
2 «Желтая пресса» как регулятор воздействия массовым сознанием……………………………………………….……..………..15
2.1 Психологические механизмы воздействия на аудиторию «желтой прессы»…………………………………………..15
2.2 Методы воздействия российских изданий «желтой прессы»…...19
Заключение…………………………………………………………………….….23
Список использованных источников……………………………………………..25
• Вовлечение – тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и читателя, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.
Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия. Три первых типа воздействия носят типичный для массовых коммуникаций субъект-объектный характер. Четвертый тип является особенным: имея по сути тот же субъект-объектный характер, направленный на массовую аудиторию с целью изменения ее установок и последующего поведения, по форме он выступает как субъект-субъектное воздействие, которым характеризуется общение, по сути своей исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений. Общение предполагает диалог, при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь построить акт коммуникации, выдав его за межличностное общение, коммуникатор стремится к тому, чтобы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений, при этом утрачивая прежние. По существу при использовании вовлечения коммуникатору хорошо известны позиции и установки массовой аудитории, однако они значимы настолько, насколько значима для него необходимость в их изменении. Вовлечение, взятое со стороны результатов воздействия, является самым эффективным его типом, ибо видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или вообще устранить барьер сопротивления воздействию, возникающий у людей при ощущении принудительного воздействия на них (в случае ярко выраженной субъект-объектной модели). Не последнюю роль в этом процессе играют личные качества коммуникатора, позволяющие ему налаживать необходимый контакт с аудиторией, казаться «своим», его творческие способности (это очень важно при создании печатных текстов).
В процессе коммуникативного воздействия на массовую аудиторию большую роль играет язык коммуникаторов. Это наиболее важная составляющая речевого воздействия «желтой» прессы. Использование крупных заголовков, широкоформатных фотографий, предлагающих читателю шокирующие сообщения и часто осознанно пользующиеся чрезвычайно прямолинейным, даже вульгарным, способом изложения, делают это для того, чтобы будить и удовлетворять любопытство, жажду сенсаций и остроты ощущений у читателей. Статьи в «желтой» прессе рассчитаны на понятность, в силу чего используются короткие предложения, простой синтаксис, сниженная лексика. Важная особенность «бульварной» прессы состоит также в том, что новости зачастую выдумываются, особенно это касается слухов о жизни знаменитостей шоу-бизнеса.
Манипулирование осуществляется
с помощью методов
На протяжении всей истории человечества можно различать различные примеры внушения. Благодаря своей биологической природе человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Некоторые психологи утверждают, что подверженность внушению - постоянная участь человека. Но механизмы внушения не всегда работают одинаково.
На сегодняшний день популярными российскими изданиями «желтой» прессы являются «Экспресс-газета», «Жизнь», «Желтая газета», «Твой день», «Тайны звезд», «Комсомольская правда», «Спид-Инфо».
Во всех этих изданиях преобладает:
- Эпатирующее освещение табуированной тематики;
- Сенсационность;
- Тематический эклектизм;
- Доминирование визуальной составляющей над текстовой.
Как уже было сказано в первой главе, в «желтой» прессе преобладает превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Например, издание «Экспресс-газета».
«Экспресс-Газета» является развлекательным изданием. В ней публикуются скандалы и новости шоу-бизнеса, новости спорта. Распространяется она тиражом 700 тыс. экз.
В газете преобладают яркие фотографии, привлекающие внимания аудитории к кричащим заголовкам, типа: «Звездные кости» (о знаменитостях, которые довели себя диетами), зареванное лицо Кэмерон Диас под заголовком «Кэмерон Диас бросил бойфренд» и т.д.
Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли.
Кроме стандартных черных и белых заголовков в том же издании «Экспресс-газета» в основном встречаются красные (например: «Певица Жасмин сильно поправилась», «Автор лучшей книги десятилетия рассказал, на что потратит $100000»), голубые («Мужа Овсиенко обвиняют в убийстве»), желтые («Звезды на скачках»).
Красные заголовки можно
встретить в электронном
Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Такое сочетание можно встретить на страницах того же издания – «СПИД-инфо». В нем чередуются фотографии откровенного содержания и теме же фотографиями обнаженных тел, но больше эстетического характера. Например, изображение обнаженной девушки, облитой в шоколаде под заголовком «Мое портфолио».
Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. Во главу угла массовой прессы поставлена репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование. «Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса. Для большинства «желтых» газет уже стала привычной «комиксовая» подача материалов. Например, статья с изображением комиксового изображения девушки в номере СПИД-инфо за май прошлого года.
Она проявляется в соединении трех элементов – информативности, доступности и развлечения – важных признаков «инфотеймента».
Как правило, издания «желтой» прессы используют заголовочные комплексы как особый оформительский элемент. В изданиях «желтой» прессы они выступают как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное – оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
а) Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.
Например, «Дель Торо стал дикарем». – Актер готовится к съёмкам в фильме Оливера Стоуна.
б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.
Например, «Модернизация по-своему. Транспортники задумали революцию»
в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
«Всего 80 долларов за ночь! …Новое японское изобретение».
В данной работе была рассмотрена сущность «желтой» прессы. В теоретической части было определено, что она является атрибутом зарождения массовой культуры.
По двум версиям происхождения термина «желтая» пресса – по одной версии – произошла от изданий, на которой печатались первые бульварные газеты, по другой версии – от комиксов про «Желтого малыша». Еще в 19 веке господствующее место на полосах «желтых» газет занимали сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия.
Развитие «желтой» прессы захватило все страны, включая Россию. В Россию «желтая» пресса попала еще до революции, а продолжило свое развитие только в конце 80-х гг. прошлого века.
Феномен ее быстрой экспансии занимает внимание многих специалистов по связям с общественностью и психологов. Прежде чем сказать о ее социальной сущности, следует выделить ее основные черты: эпатирующее освещение табуированной тематики, сочетание несочетаемого, непременная сенсационность, тематический эклектизм, превалирование нехудожественной визуальной составляющей над текстовой. То есть, главной особенностью «желтой» прессы является наличие на ее страницах таких новостей, как эксклюзив, сенсация и скандал. Во всем этом ярко видны черты товара широкого потребления: продукт ориентирован на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории. К захвату внимания массовой аудитории прибегают даже политики, пытаясь захватить внимание общественности и привлечь на свою сторону как можно больше голосов. желтый пресса социальный аудитория
Читательская аудитория «желтой» прессы характеризуется низким интеллектуальным уровнем и высоким уровнем подверженности психологическим манипуляциям сознания. Однако специалисты, пытаясь объяснить стремительное развитие изданий «желтой» прессы, объясняют фактом развития информационного общества. Когда общество перенасыщено информацией, оно начинает искать более простые пути насыщения информационного голода. Таким способом и является «желтая» пресса, которая подает события, не перегружая человека информацией – доступным для понимания языком. Конечно, помимо речевого воздействия, журналисты «желтой» прессы прибегают и к простым, известным в психологии, методам психологического воздействия таким, как подражание, внушение, заражение, убеждение. Манипулирование сознанием осуществляется и с помощью других методов подсознательного стимулирования, описанных в данной работе.
Далее во второй главе были проанализированы наиболее популярные у российской аудитории издания: «Экспресс-газета», «Жизнь», «Желтая газета», «Твой день», «Тайны звезд», «Комсомольская правда», «Спид-Инфо». Проанализированы способы подачи оформительских элементов: цветов, иллюстраций, заголовков, речевых способов воздействия.
Информация о работе Типы и особенности желтой прессы. Желтая пресса как регулятор массовым сознанием