Заметка. Специфика жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение специфических особенностей жанра «заметка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать общую характеристику информационных жанров
рассмотреть жанровые и структурные виды заметок
проанализировать жанр «заметка» в сахалинской печати, на примере газеты «Советский Сахалин».

Содержание

Введение……………………………………………….………………….3

1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения жанра «заметки» и его специфических черт

1.1 Общая характеристика информационных жанров…………………...5

1.2 Специфические особенности жанра «заметка»………………………9

1.3 Жанровые и структурные виды заметок…………………………….20

2 ГЛАВА. Анализ заметок в островной газете «Советский Сахалин»

2.1 Характеристика заметок в газете «Советский Сахалин»…………..28

Заключение………………………………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     Министерство образования и науки Российской федерации

     Сахалинский Государственный университет

     Институт  филологии 

     Кафедра журналистики 
 
 
 

     Оршуш Ольги Евгеньевны

     Заметка. Специфика жанра.

     Курсовая  работа. 
 
 
 
 
 

                                                                                     Научный руководитель:               

                   кандидат филологических наук,       доцент  кафедры журналистики

                                                                         Степаненко Анастасия Александровна 
                 
                 
                 
                 
                 

Южно-Сахалинск 2009

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………….………………….3

     1 ГЛАВА. Теоретические  основы изучения  жанра «заметки»  и его специфических  черт

     1.1 Общая характеристика информационных  жанров…………………...5

     1.2 Специфические особенности жанра «заметка»………………………9

     1.3 Жанровые и структурные виды заметок…………………………….20

     2 ГЛАВА. Анализ заметок в островной газете «Советский Сахалин»

     2.1 Характеристика заметок в газете «Советский Сахалин»…………..28

     Заключение………………………………………………………………..35

     Список  литературы……………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Данная  курсовая работа посвящена изучению специфических особенностей жанра  «заметка». Именно благодаря этому  малому жанру новостной журналистики становится возможным оперативное  реагирование на актуальные и общественно  значимые события. Считается, что мастерство репортера отрабатывается на малых формах. Поэтому для того, чтобы с легкостью оперировать другими жанрами, непременно нужно освоить жанр «заметка».

     «Заметка» – простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Данная тема курсовой работы является актуальной, потому что заметка – основной жанр в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.

     Целью данной работы является изучение специфических особенностей жанра «заметка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. дать общую характеристику информационных жанров
  2. рассмотреть жанровые и структурные виды заметок
  3. проанализировать жанр «заметка» в сахалинской печати, на примере газеты «Советский Сахалин».

     Предметом исследования являются специфические  характеристики жанра «заметка»  на примере сахалинского издания, а  объектом – сам жанр «заметки»  как таковой.

     Методы  исследования:

    • теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта;
    • практические: анализ заметок « Советского Сахалина».

     Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

     Источникам  исследования. Использованы труды таких авторов как Власов В.И, Ким М.Н, Кройчик Л., Лысакова И.П., Мельник Г.С., Тепляшина А.Н.,  Пельт В. Д., Смелкова З.С, Солганик Г.Я., Тертычный А.А., Шостак М.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Теоретические основы изучения жанра «заметки» и его специфических черт 

1.1Общая характеристика информационных жанров 

     Под жанрами в теории журналистики понимаются «устойчивые группы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками»1. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.

     В формировании набора характеристик  публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения действительности.

     В журналистике существует три главных  метода отображения действительности:

  • фактографический;
  • аналитический;
  • наглядно-образный.

     На  основе этих способов выделяются три группы жанров:

  • информационные,
  • аналитические,
  • художественно-публицистические.

     Перед каждой группой жанров журналистика ставит свои задачи.

  • Информационные жанры. Если речь идёт об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для неё события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными её потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности.
  • Аналитические жанры. Если же речь идёт о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.
  • Художественно-публицистические жанры. Если же журналист "опосредует" действительность в эмоционально-образной форме, передаёт аудитории своё представление об актуальной реальности с помощью художественных образов, то он должен осуществлять её так, чтобы не исказить реальное положение дел.

     Мы остановим свое внимание на информационных жанрах. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений.

     Если  речь идёт об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь  нацелено на наиболее важные для неё  события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными её потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности.

     К информационным жанрам относятся: заметка, интервью, репортаж, отчет. Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чём-то новом, а о сенсационном факте.

     Сенсация — самый ходовой товар в массовой прессе. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортёров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью. И на страницы газет сплошным потоком идут материалы о катастрофах и убийствах, пожарах и наводнениях.

     Новости в такой печати — главный жанр. Они занимают больше половины площади газет (не считая рекламы). Обилие новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали.

     Сущность любой новости образует факт. «Факт – единичное событие (явление), для которого характерны определенное время, место, конкретные условия существования».2 Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент. Событийное начало присуще всем информационным жанрам. Событие – это ключевое понятие, с помощью которого можно объяснить все жанровые подходы в его освещении. Событие, будучи предметом не только журналистского отображения, но и познания, по-разному представлено в различных информационных жанрах. В заметке освещение того или иного события имеет узко познавательный  ракурс. Здесь дается только констатация тех или иных фактов. В интервью рассказ о том или ином событии передается устами собеседника в печатный орган. В репортаже автор выявляет личностное отношение к событию. В отчете передается суть состоявшегося события. Если в основе журналистского произведения очень сильно событийное начало, то в этих случаях говорят о событийной информации, событийном репортаже, событийном интервью, имеющих «новостную окраску». Чтобы событие привлекло внимание журналиста оно должно приобрести определенные новостные качества и признаки. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

     - оперативность;

     - достоверность;

     - объективность – беспристрастность 

     - декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;

     - очищенность сущностной информации  от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);

     - краткость информации;

     - сенсационность.

     Всем  этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ – заметка.

       Репортер — не судья, облеченный полномочиями решать, кто виноват, а кто прав, и не пророк, предрекающий простым смертным будущее. Задача журналиста — бросаться на помощь тем, кто взывает о ней.

     Требования к репортеру:

     •    чутье на новость;

     •    свой угол зрения;

     •    энтузиазм автора идей;

     •    сжатость, компактность замысла;

     •   коррекция замысла, соотнесение его с выступлениями по этой же теме других СМИ

     Задача  репортера — увидеть, услышать, ощутить и донести информацию до своей аудитории. Повествователь должен быть сам увлечен и заинтересован событием, чтобы рассказать о нем занимательно и нескучно. Увлеченность самого журналиста лежит в основе хорошей журналистики. Увлеченность помогает преодолеть препятствия (малодушие, цинизм и др.). Журналист нередко не просто очевидец, но и первооткрыватель новости. «Работа репортера предполагает предоставления новости умение вводить вспомогательный материал – ссылки, цитаты, сноски, цифры, детали».3 

1.2 Специфические особенности жанра «заметка». 

     Заметка – это первичный информационный жанр. Она пишется в очень сжатой форме, а по объему информационная заметка может составлять от 20 до 60 строк. Как и любой журналистский материал, она должна иметь название и авторскую подпись. Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т.п. Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость».

Информация о работе Заметка. Специфика жанра