Заметка. Специфика жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение специфических особенностей жанра «заметка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать общую характеристику информационных жанров
рассмотреть жанровые и структурные виды заметок
проанализировать жанр «заметка» в сахалинской печати, на примере газеты «Советский Сахалин».

Содержание

Введение……………………………………………….………………….3

1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения жанра «заметки» и его специфических черт

1.1 Общая характеристика информационных жанров…………………...5

1.2 Специфические особенности жанра «заметка»………………………9

1.3 Жанровые и структурные виды заметок…………………………….20

2 ГЛАВА. Анализ заметок в островной газете «Советский Сахалин»

2.1 Характеристика заметок в газете «Советский Сахалин»…………..28

Заключение………………………………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     «В  основе заметки лежит факт, имеющий  социальную значимость»4. Факт в заметке — это удостоверенная новость. «Единичность события – важная характеристика содержания заметки».5 «Это, однако, не означает, что любой произвольно взятый факт сам по себе является поводом для информации в прессе. Факт, даже если он важный, и созвучный общественному интересу, не может лечь в основу заметки, если он уже известен читателю, не расширяет его кругозор. Если факт – сердце информации, то новизна – ее душа»6 .Журналистская практика выработала несколько способов акцентирования главного в содержании новости. Не только ее основные, но и вспомогательные элементы способствуют более точному отражению события. В ней может быть короткий комментарий, разъяснение факта, толкование непонятных сторон явления или ситуации. Как правило, комментарий помещается в средней части материала.

     Виды комментария:

    • расширенный — пространное разъяснение факта;
    • комментарий эксперта — компетентного человека;
    • полярный — разъяснение факта разными специалистами;
    • синхронный, или попутный, — разъяснение текста журналистом по ходу высказывания (не предполагает завершенности суждений).

     Репортерскому отклику свойственна особая тональность, создаваемая попутным комментарием. Допустимо использование комментария такой формы, как прибавление к изложенному факту под заголовком «От редакции», «Наш комментарий».

     С функциональной точки зрения заметка предназначена для информирования массовой аудитории обо всех наиболее значимых событиях общественной жизни. Целевая функция заметки – раскрытие смысла базового факта или события.

     Любой жанр должен давать читателю информацию, ранее неизвестную. В информационных жанрах именно информация имеет самое важное значение. В связи с этим отметим следующие типы информации (по Тертычному А.А.):

    • Фактологическая. Для журналиста факты – это прежде всего достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений.
    • Вероятностная. Включает предположение о настоящем, прошлом или о будущем каких-либо явлений.
    • Превентивная. Под ней понимают сообщение о событиях, которые запланированы и с большой степенью вероятности должны произойти в ближайшем будущем.
    • Оценочная. Оценка представляет собой отношение субъекта оценки (журналиста) к оцениваемому предмету.
    • Нормативная. Нормы представляют собой требования, адресованные обществом социальным группам, отдельным личностям.
    • Программная. Программа есть представление об определенной совокупности  последовательности действий, в ходе которых применяются конкретные средства с целью достижения желаемого результата. В заметке программная информация обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

    Лингвистические особенности заметки.

         «Лингвистическими особенностями заметки является использование нейтральной лексики, наличие стандартных высокоинформативных элементов, имен собственных, числительных, специальных слов, терминологии; характерно использование предложений с однородными членами. С обособленными членами предложения.

         На  лексическом уровне для заметки  характерна нейтральная, межстилевая  лексика, наличие которой обусловлено  темой. Термины придают заметке  нужную точность и ясность изложения. В заметке журналисты часто используют фразеологизмы, т.е. устойчивые выражения.

         Для выражения эмоциональной оценки служит просторечная и разговорная  речь».7

     Новость в «мягком» и «жестком» вариантах.

     Для заметки важны и оперативность, и разные грани измерения факта. Новость может быть изложена либо в «жестком», либо в «мягком» варианте. В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, мягкая новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться» к факту, делать постепенным знакомство с ним.

     Конечно же, если журналист постарается, то он может изложить одну и ту же новость и в «мягком», и в «твердом» варианте. А потом уже может выбрать какая из них больше понравится аудитории, затем поместить ее на страницы журнала или газеты.

     Опыт  помогает репортеру выбрать, какая  именно форма наиболее подходит к факту. Мягкая новость употребляется, когда нужно заинтересовать читателя, перенести акцент с результатов на обстоятельства. Обстановка свершения события, какие-то детали из окружения факта могут быть интереснее результата. Многие мягкие сообщения забавны, носят развлекательный характер либо привносят занимательное в новость. Подробности могут изменить отношение к итогу события. И в том, и в другом случае происходит перенос акцента на подробности, развитие интриги. В поле внимания — необычность коллизий, которые придумывает «жизнь — лучший драматург» и которые, несмотря на всю необычность, могут быть и трагичны.

     Мягкая  новость рекомендуется также  при пониженной значимости события  или когда необходим иной тон  разговора о нем, когда ослаблены  оперативный либо информационный поводы. Случается, журналист располагает интересными фактами, которые не ощущаются как новость, поскольку не являются происшествием (например, сведениями о количестве дичи в заповеднике). В таких случаях надо искать «ход».

     Если  жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее было удобно проглотить, а мягкую — так, чтобы читатель посмаковал сообщение. При этом остается в силе требование краткости изложения и структурирования материала, чтобы получить небольшую, легко обозримую компактную заметку с обязательным для новости эффектом самоочевидности и достоверности.

     Информационные  жанры отличаются особыми приемами передачи информации, «телеграфным стилем» в контексте реального времени. Оперативность, емкость, сжатость, новизна информации, социальная значимость — их характеристики. Главная из них — новость: срочное, интересное, занимательное сообщение о новом событии. Новость начинается с зачина, затем излагается основная часть.

     Информационное  сообщение затрагивает традиционный предмет обсуждения на близком расстоянии к фактическим событиям, которые, с одной стороны, носят сенсационный и неожиданный характер, а с другой — участниками их оказываются частные лица; такие сообщения доступны пониманию, имеют значение для людей.

     Можно подчеркнуть временной аспект новости, ее «пороговую ценность». Значение новости  автоматически повышается, если она  описывает событие, происшедшее незадолго до начала печати номера, и если она преодолела определенный порог информационной ценности. Новость должна быть достаточно значительной и динамичной, чтобы привлечь внимание.

     Последовательность  изложения такова:

     •    новость;

     •    объяснительный материал;

     •    вторичный материал (подтемы);

     •  если нужно — предыстория, затем  возвращение к главной теме, детализация.

     Поскольку при использовании мягкой новости надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее — по принципу убывающего интереса.

     Здесь могут быть широко использованы детали и «попутные» ироничные оценки. Заключительный фрагмент сообщает дополнительную деталь (она заменяет ироничную реплику). Для мягкого варианта новости характерен «простодушный» вариант общения с читателем (в отличие от жесткой новости, где «сразу все начистоту» и общения практически нет), тут ценятся интрига, намеки, ожидание. «В мягком варианте краткого сообщения, оперативно ослабленном, важнее момент интриги, «игры с новостью», особый тон повествования; часто переключение внимания с итога на деталь»8.

     Краткая новость может быть подана по-разному:

  • Вreaking news – внезапные, «прорвавшиеся» новости.
  • Spot news – «точечная информация», «пятнышко».
  • Hard news – жесткая форма подачи новости.
  • Soft news – менее оперативные новости, в которых есть детали.
  • The single element news story – простые истории.
  • Multiple element story – сообщения множественных элементов. 
 

Лид и его разновидности.

     Лид — наиболее важный фрагмент новости, а, следовательно, и заметки в целом. Он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление о неотложности, и возбуждает интерес. При оценке и отборе новости журналисты в большей степени руководствуются практическими соображениями, чем теоретическими формулировками.

     Правило составления лида: не сообщать в нем более двух новостей одновременно.

     Если  суммировать многочисленные высказывания о качестве лида, мы получим следующие обобщающие ее характеристики:

    1. Человеческий интерес. Категории, которыми мыслят обычные люди, делают материал убедительнее, поскольку позволяют читателям увидеть себя в статье.
    2. Четкая позиция. Пишите так, чтобы ваша позиция была четкой. Будьте либо объективными и непредвзятыми, либо пишите с четко выраженным мнением и анализируйте в зависимости от того, что вы пишете новости или анализ новостей.
    3. Ясность мысли. Читатели быстро читают газеты. Если они не понимают что-то с первого раза, они, возможно, не поймут этого никогда и могут перестать читать ваш материал. Читатели не собираются перечитывать газеты, как романы, несколько раз. Старайтесь, чтобы ваш материал не навевал скуку, но вместе с тем «веселенькое» изложение материала не должно мешать ясности.
    4. Будьте точны. Не употребляйте слово «несколько», когда вы знаете точно количество, например три. Когда у вас есть информация, используйте ее.
    5. Пользуйтесь словарем. Вы должны знать точное значение употребляемых вами слов. В устной речи многие из них часто используются небрежно. Не пользуйтесь длинными модными словами только для того, чтобы показать владение языком, если более простые и короткие точно так же передадут вашу мысль. С другой стороны, не робейте и используйте слова малоупотребительные в повседневной речи, если они точнее всего рисуют картину, необходимую для вашего материала.

     Тест  журналистского умения. Просто спросите себя: если бы не я должна была писать эту заметку, захотела бы я ее читать? Заинтересовала бы она меня? Подумала бы я, что на ее чтение стоит тратить время? Если вы отвечаете «нет», тогда вам, может быть, еще захочется поработать над ней — написать чуть-чуть больше, прибавить событий и описаний, оживить словарь, — сделать все возможное, чтобы привлечь читателя.

     От  того, как составлены первые фразы, зависит, начнут ли вообще читать, сумеет ли читатель легко и правильно понять смысл того, что сообщается. Репортер пытается в максимально сжатой форме рассказать как можно больше, заинтересовать и удержать внимание.

     Главные шесть вопросов

     Чтобы можно было верно судить о событии, надо рассказать, что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой  причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. (Традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы — римского оратора Квинтиллиана). Все ответы, по возможности, объединяются в одной-двух фразах, умело сплетаются. Подсчитано, что толковый «объединяющий лид» обычно умещается в 35 словах, то есть весьма лаконичен. Если нет ответа на один из нужных вопросов, его можно «добрать», подключив какой-то источник. В ряде случаях убирается ответ на вопрос «по какой причине?», если это создает слишком сильный комментарийный эффект (что может повредить «самоочевидности» изложенного факта).

     Варианты  комбинирования частей единого ответа, их разделение на самые важные, менее важные и вспомогательные, их последовательность дают разнообразие заходов, заметно влияя при этом на объективную сторону изложения факта. Последовательность ответов на вопросы выбирается автором: расположение ответов прямо связано с замыслом журналиста, с его особым видением события в целом и весьма субъективным критерием выделения определяющих черт.

     В зависимости от акцента на важность результата, «известное лицо», трагизм  ситуации и прочее репортер располагает  их по «убывающему интересу», начиная  с самого важного. В результате получается композиционная конструкция, известная  с двадцатых годов XX века под названием «перевернутая пирамида». Основание, главная опора такой «пирамиды», иными словами лид, при этом оказывается вверху.

     Вариант «перевернутой пирамиды» существует в журналистской практике и как  самостоятельный репортерский материал, и в качестве вводного абзаца к более пространным сообщениям.

Информация о работе Заметка. Специфика жанра