Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:03, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности женских периодических изданий в России.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить типологию, структуру и проблематику женских журналов в СССР;
2) Изучить типологию, трансформацию и создание новой системы женской периодики в России на рубеже 1991-1999гг.;
3) Охарактеризовать современные женские периодические издания.
Введение
1. Типология, структура и проблематика женских журналов в СССР
2.Женская периодика в России в 1991-1999гг. Типология, трансформация и создание новой системы.
3.Характеристика современной российской женской периодики
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1. Типология, структура и проблематика женских журналов в СССР
2.Женская периодика в России в 1991-1999гг. Типология, трансформация и создание новой системы.
3.Характеристика современной российской женской периодики
Заключение
Список используемой литературы
Тема данной работы - женская периодика от 1960-х годов до наших дней.
Цель данной работы – рассмотреть особенности женских периодических изданий в России.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить типологию, структуру и проблематику женских журналов в СССР;
2) Изучить типологию, трансформацию и создание новой системы женской периодики в России на рубеже 1991-1999гг.;
3) Охарактеризовать современные женские периодические издания.
Данная тема актуальна, так как Женские журналы принадлежат к одному из самых массовых типов периодики. В последнее время на информационном рынке наблюдается рост прессы для женщин и ее структурно-типологическая модификация. При этом происходит заимствование традиций у западной прессы и поиск собственных новых форм вследствие коренного преобразования российского общества. Отечественный опыт издателей журналов для женщин, насчитывающий более двухсот лет, нуждается в систематизации, разработке на его основе типологических характеристик, форм и методов деятельности редакций, что позволило бы выявить их особенности на различных исторических этапах.
В послевоенные годы (конец 1940-х – 1950гг.) основное внимание женских журналов, таких как «Крестьянка», «Работница» и «Советская женщина» в связи с огромными количественными потерями населения было сконцентрировано на репродуктивной роли женщины. Поддерживается «исконно русское предназначение» женщины – рожать и воспитывать детей (чем больше, тем лучше), поддерживать мужа и заботиться о нем, вести домашнее хозяйство.
Перемены, связанные с «оттепелью», уменьшение политического и идеологического давления на общество, повлекло за собой также и уменьшение государственной пропаганды в периодических изданиях. Это коснулось и женской периодики. В журналах, предназначенных для женщин, стал вырисовываться новый образ советской женщины, не только в качестве матери и домохозяйки, но и просто женщины с ее повседневными потребностями. Новый аспект жизни советской женщины стал включать и ее духовный мир, о чем совсем забыли в послевоенные годы.
Этому способствовали и новые нормативно-правовые акты, принятые в эти годы. Так, в 1968 году Семейным кодексом закрепляется центральное место женщины в семье. Ей законодательно дают «необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни», «свободные от материальных расчетов чувства взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи». И женщины начинают реализовывать себя в общественной жизни. Такова статистика 1960-1970гг. - 31 % инженеров, 38 % техников, 72 % врачей (до революции 10 %), 69 % педагогов и культурно-просветительских работников, 39 % научных работников — женщины.
Это оказывает влияние и на изменение структуры и концепции женских журналов. Основное внимание уделяется помощи женщине в семье и быту, появление рубрик по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Таким образом, статьи из общественно-политических и пропагандистских превратились в более домашние. У женщины появляется время заняться собой. Поэтому в эти годы популярностью пользуются такие журналы, как «Модели сезона», «Модели одежды», «50 моделей ГУМа» и другие, преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а в 70-е годы уже с фотографиями.
Однако, по прежнему одно из главных мест в периодических изданиях среди женщин, отводилось «Крестьянке». Обложки «Крестьянки» в эпоху свободы становятся более теплыми, нежными и разными: героини оставляют трактор, чтобы полюбоваться чистым небом, позируют фотографу на фоне бесчисленных, огромных мотков оптического кабеля, участвуют в соревнованиях по горным лыжам. Более того, на обложке журнала может оказаться не типичная крестьянка, к примеру - жительница Чукотки с томиком Ленина в руках. Пример такой обложки представлен на рисунке 1.
Рис.1 – Обложка журнала «Крестьянка»
Так, в «Крестьянке», помимо политических новостей, появились такие рубрики как «Интерьер горницы», «Аптекарский огород», «Шьем сами», «Домоводство», «Надеваем фартуки», «Бабушкины секреты». И, например, такая популярная среди женщин рубрика «Вот вам моя рука». Она рассказывала о людях, которые поступками своими и конкретными делами помогали преобразованию села, развитию его духовной культуры.
Если говорить о конкретных советах, то они сводились к естественной красоте женщины. Специалисты-косметологи со страниц «Крестьянки» советовали женщинам ухаживать за собой при помощи домашних средств, это и экономно, и естественно. Так, например, женщинам рекомендовали пользоваться вместо бесцветной помады вазелином, для окраски волос использовать хну и басму, в редких случаях молотый кофе, крем для рук мог заменить глицерин, а для блеска и цвета бровей и ресниц применять простое растительное масло.
Журнальная реклама чаще всего размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. В основном рекламировали услуги сберкасс, книги и журналы, каталоги выкроек, косметические и гигиенические средства.
Это издание было любимым у женщин СССР во все эпохи. Оно пережило сталинскую, хрущевскую, брежневскую и горбачевскую политическую систему.
Противостояние образа порядочной советской женщины и аморальной западной выражалось и с помощью моды. Пропагандировались как залог советской красоты диета и правильный режим дня. Что касается одежды, то через журналы навязывалась концепция «абсолютного вкуса». Рубрики ограничивались изображением моделей женской одежды, их названиями и приложением с выкройками.
Во второй половине 1980-х годов опять изменилось положению женщины в общественно-политической жизни страны. Ей стало позволено проявлять не только деловые, но и творческие способности. В структуре советской журналистики, женские периодики занимали в то время довольно скромное место. В стране с трехсотмиллионным населением в конце 1980-х гг. выходило всего немногим более 20 изданий для женщин – 3 центральных, 17 республиканских и 2 в других регионах страны.
Среди них, по-прежнему, особое место занимали журналы «Крестьянка» и «Работница». Их тираж в 80-е годы достигал 20 миллионов экземпляров. Однако, ни их популярность, ни старания редакторов уделять больше места в журнале именно женским темам, не смогли женщинам приоткрыть завесу тайны о жизни и опыте западных женщин, образ красоты которых уже укоренился в жизни советской женщины. Односторонняя проблематика, ограниченный диапазон выражения чувств и женских коллизий – все это не могло удовлетворить женщин, которые хотели уже другого восприятия жизни, которая открывалась в период «перестройки». Читательские интересы женщин в это сложное время требовали открытых диалогов на самые различные темы, даже на те, про которое еще 10 лет назад не то, что говорить, даже думать о них было запрещено.
В таких условиях издания начали переориентацию с учетом требований времени. Они, отмечая растущую женскую активность и независимость в обществе, начали увеличивать права на информацию, получили возможность независимого выпуска, заявили о необходимости изменения содержания, положения и количества числа женкой периодики.
В последние два года существования СССР в «Работнице» и «Крестьянке» наконец выходят ажиотажные статьи, где поднимаются такие темы, как отношение женщины и государства. Даются ответы на актуальные для советских женщин вопросы: «Почему так долго из-за идеологических оценок государство делало вид, будто не замечает проблем женщин?», «Зачем шла пропаганда «естественной красоты» как главного достоинства перед западными леди?» и многие другие.
Впервые за многие годы существования Советского Союза произошел прямой диалог с женщиной, не ущемляя ее прав. Наконец-то зашла речь о противоречиях, которые существовали между женщиной и государством, выражающиеся через различия: тем, что написано в Конституции и тем, что происходит в действительности.
Теперь обновившиеся концепция женской периодики начала учитывать все стороны жизни женщины – духовную, эстетическую, эмоциональную, и наконец, начала учитывать запросы читательской аудитории. У проблем женского труда открылись новые стороны - это не только работа у станка, но и участие в бизнесе, в собственном деле. Духовная и экономическая самостоятельность, тесно связанная с социальной защитой женщины, ее моральной и психологической поддержкой резко изменили характер женской периодики, сделали ее разнообразной по типу и характеру.
На этой волне новшеств среди женской периодики СССР появляется кардинально новое издание, которое и изменило отношение между печатью и женщиной в то время. Журнал Burda, который известен в Европе с 1949 года, был всегда самым любимым и популярным среди советских женщин. В 1949 году Энне Бурда открыла собственное издательство в Германии. Ранее журнал в СССР привозили подпольно, он переходил из рук в руки, дотирался «до дыр», его не только перефотографировали, но и перерисовывали. Официально он появился в России в 1987 году. В те годы он стал для миллионов советских женщин «окном в Европу». Это было буквально культурным шоком – цветной глянцевый журнал на русском языке в конце восьмидесятых. Чтобы сохранить его на большее время советские домохозяйки изощрялись, оборачивая его в вощеную бумагу, а если давали почитать кому-то, то только под залог. Советско-германское предприятие «Бурда моден», основанное издательством «Внешторгиздат», издательством «Энне Бурда» и концерном «Ферросталь» познакомило советских женщин с журналом немецких домохозяек. Первая обложка этого журнала представлена на рисунке 2.
Рис.2 – Первая обложка журнала «Бурда Моден»
Сегодня это издание выпускается в 19 странах мира, на более 100 языках. Однако, такого распространения, как в России, оно нигде не получило. Не случайно, ведь сегмент женской периодики был долгое время ограничен. И вот на рынке появляется такой журнал, где имеются выкройки эксклюзивных моделей европейской одежды, программы эффективного ухода за внешностью, дизайнерские разработки оформления интерьера, изготовления предметов домашнего обихода.
Таким образом, если страны зарубежья занимались развитием модных женских журналов на протяжении всего двадцатого века, что было связано с широким развитием индустрии красоты, то в России они начали появляться только подпольно. Именно поэтому среди советских женщин долгое время распространялись искусственные стандарты красоты.
Психология, философия, типология женской периодики в СССР долгое время подверглись критике, определяющей недостатки данной прессы и выявляющей тенденции ее развития.
Итак, в советское время женские СМИ и периодические издания играли роль только проводника коммунистической идеологии, государственные органы власти использовали периодику только для формирования правильного, по их мнению, образа жизни и поведения советской женщины. Цели и задачи журналов и газет были определены в соответствии в генеральной линией партии и правительственными решениями в соответствии с социальными и экономическими потребностями социалистического общества.
В позднем советском и раннем послесоветском периодах в связи с ослабление жесткого политического режима, в стране начали появляться глянцевые издания для женщин, а образ женственности полностью копироваться с западного.
Начало девяностых годов ознаменовало «бум» женских периодических изданий. Занять свою нишу на рынке СМИ некоторые из них стремились за счет необычных названий («Сударушка», «Натали», «Дочки-матери», «Деловая женщина», «Женское счастье и др.»).[1]
К тому же расширилась и типология женских период. Появились новые газеты («Москвичка», «Аннхен»), было ведено новое понятие – дайджесты («До и после 18.00»), также возникли на рынке СМИ бюллетени и газетные выпуски («Вы и мы»). Кроме этого, выдержали конкуренцию и остались на рыке, изменив формат, такие известные издания, как «Работница» и «Крестьянка». «Работница» отметила свое 80-летие в 1994 году. Редакторы, не смотря на запросы нового времени, стараются придерживаться траций, которые сложились за многие годы. «Крестьянка» же, наоборот, постаралась изменить как внешний облик, так и содержание.
Появились издания, в выпуске которых приняли участие зарубежные партнеры. Так, совместный русско-индийский журнал «Диалог» выходит на русском языке – в Москве, на английском – в Дели. «Мир женщины» выпускается на русском и нескольких иностранных языках только в Москве, но распространяется во многих странах Европы и в государствах СНГ. Международные журналы «Женский клуб», «Славянка», рассчитанные на современных деловых женщин, по оформлению и содержанию сориентированы на западные образцы. В начале 1994 г. в системе женской периодики появилось еще одно издание. Им стал журнал «Космополитен» на русском языке, представляющий собой московский вариант американского журнала под этим же названием.
Статистические данные на тот период таковы – в Российской Федерации выходило порядка ста женских изданий. Это не только специализированная периодика. Здесь включены также и издания, которые посвящены проблемам женщины. Это, к примеру, «Женские странички».
Информация о работе Женская периодика от 1960-х годов до наших дней