Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:03, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности женских периодических изданий в России.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить типологию, структуру и проблематику женских журналов в СССР;
2) Изучить типологию, трансформацию и создание новой системы женской периодики в России на рубеже 1991-1999гг.;
3) Охарактеризовать современные женские периодические издания.
Введение
1. Типология, структура и проблематика женских журналов в СССР
2.Женская периодика в России в 1991-1999гг. Типология, трансформация и создание новой системы.
3.Характеристика современной российской женской периодики
Заключение
Список используемой литературы
Журнальная периодика для женщин - один сегментов отечественного рынка СМИ, отличающихся многочисленностью и разнообразием изданий. На основе работ таких исследователей как Р.М. Ямпольскоя, Лу Мими, А.В. Жукова, В.В. Боннер-Смеюхоа и Елена Пленкина можно составить общую картину типологии женских изданий.
Впервые вопрос типологического аспекта женской периодики был поднят в работах ученой Розалии Михайловны Ямпольской[2]. Здесь она охарактеризовала все периодические женские издания начала девяностых годов. В основе классификации лежит 6 признаков:
1) Целевое назначение;
2) Тип издания;
3) Аудитория;
4) Объем;
5) Характер изложения;
6) Формат.
Так, по мнению ученой, женская периодика в это время разделилась на два основных типа. Во-первых, это «полноценные» журналы, такие как уже ранее упоминавшиеся «Работница» и «Крестьянка», «Женский клуб», «Мир женщины», калининградская «Аннхен» и т.д. Во-вторых, периодика выходила и как приложение к известным газетам и журналам, например, популярностью пользовалась «Сударушка».
Структура женской периодики по Р.М. Ямпольской представлена на рисунке 3.
Также структурировала женскую периодику тех годов в своей работе и Лу Мими[3]. Структура данного автора включает три критерия: характер аудитории, характер информации и характер назначения. Структура представлена в таблице 1.
Также по целевому назначению, по мнению Лу Мими, женская периодика делится на[4]:
1) Издания общесоциальной направленности («Крестьянка», «Работница»). За десятилетия эти издания претерпели значительную трансформацию и стали для миллионов женщин «настольной книгой», разных возрастов, этнической, этнографической и профессиональной принадлежности.
2)Семейные издания («Домашний очаг»). Издания такого типа могут выполнять различные функции, помогают женщине реализовать себя в качестве матери, жены, воспитательницы детей.
3) Массовое издание («Вы и мы», «все люди - сестры»). Этот вид, по мнению Лу Мими, следует считать основным.
Рис.3 – Структура женских периодических изданий по Р.М. Ямпольской
Таблица 1 Структура женских периодических изданий по Лу Мими
По характеру аудитории | Международные издания («Домашний очаг», «Cosmopolitan») |
Общенациональные издания («Работница», «Крестьянка») | |
Издания для этнических женских обществ («Женщина Дагетана», «Женщина Казань») | |
Региональные издания («Яблоко» Саратов, «Женские игры») | |
Издания для различных возрастных групп (журнал «Маруся», «Cosmopolitan») | |
Издания для матерей, беременных женщин, для бизнес-вуман («Vogue», «Elle») | |
По характеру информации | Универсальные («Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг») |
Издания, посвященные здоровью («Женское здоровье») | |
Журналы мод | |
Издания-советы для женщин («Красота») |
По мере того, как развивалась в девяностые женская периодика, росло к этой теме внимание со стороны исследователей. Например, в исследовании А.В. Жуковой за основу легли такие периодические издания, как «Крестьянка» и «Работница». В отличие от вышеперечисленных авторов, А.В. Жукова строит свою модель женской прессы по следующим факторам:
-сфера отражения действительности;
-характер изложения;
-характер аудитории;
-родовая принадлежность;
-характер изложения.
Типологическая модель женской периодики по мнению А.В. Жуковой представлена в Таблице 2.
В связи с произошедшими социально-экономическими реформами в стране, структура женских периодик также претерпела изменения. Для того времени были характерны, по мнению исследователя, следующие тенденции:
1)Значительное увеличение количества периодических женских изданий как по характеру, так и по типу;
2)Возникновение качественно новых женских изданий, созданных по западному образцу;
3)Деполитизация женской прессы;
4)Значительное увеличения объема рекламы на страницах периодик;
5)Изменение основной цели журналов – теперь основной акцент делается на образ и имидж современной женщины;
Таблица 2 Типологическая модель женской периодики по мнению А.В. Жуковой
По характеру аудитории | Для работающих женщин («Работница») |
Для матерей («Мой кроха и я», «Наш малыш») | |
Для современных женщин («Cosmopolitan») | |
Для молодоженов («Дуэт») | |
Для девочек («Вероника», «Маруся») | |
Для всей семьи («Крестьянка») | |
По сфере отражения действительности | Здоровье и красота («Женское здоровье», «Красота», «Каприз», «семейный доктор») |
Мода («Harper`s Bazaar», «ELLE», «Cosmopolitan», «Burda», «Kosmetik International», «Madmoiselle», «Glamour») | |
Рукоделье («Анна», «Ксюша», «Для тех, кто вяжет», «Валентина.Игрушка», «Верена», Мисс Б) | |
Семья («Женский домашний журнал») | |
Домоводство («Домашний очаг», «Интерьер. Дизайн», «Хозяюшка») | |
Кулинария («самый смак», «Сладкий смак») | |
Для всей семьи («Крестьянка») | |
По родовой принадлежности | Литературно-художественные («Салон») |
Для семейного чтения («Мир женщины») | |
По целевому назначению | Феминистские («Фемина») |
По характеру изложения | Популярные («Дамский угодник», «Женский клуб», «Лиза») |
Развлекательные («Топ-модель») |
6)Создание нового взгляда на роль женщины в обществе, она занимает главную роль как в отношениях между полами, так и в общественной жизни (управление и предпринимательство);
7)Новые стандарты жизни – высшее образование, самостоятельность, здоровый образ жизни;
8)Самореализация женщины как личности.
В отличие от А.В. Жуковой исследователь В.В. Боннер-Смеюхова в работе «Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин» приходит к выводу, что женщины, наоборот, укрепившись в роли матери, жены, все реже обращаются к социальным и экономическим проблемам в стране. [5]
Улучшение условий труда, повышение эффективности программ по защите материнства и детства, улучшение качества основного и дополнительного образования, методы борьбы с преступностью, наркоманией и насилием, работа правоохранительных органов по наведению порядка на улице – все это остается как бы в стороне от женщин и их читательских предпочтений. В то же время, отдельные категории женщин чувствуют дефицит в специальной периодике, так например, на рынке печатных СМИ отсутствуют издания для тружениц села, пенсионерок.
Нестабильная ситуация в экономике тормозит развитие печатных СМИ, появление новых периодических изданий. Некоторые сегменты спроса остаются без продукции, например, перестают печататься политические, религиозные, феминистские издания. Они издаются только на некоммерческой основе, в разных сообществах и организациях, так как крупным издательским домам невыгодно вкладывать инвестиции в эти направления.
Некоторые развлекательные издания девяностых также причисляют к числу женских, например «Отдохни!» или молодежный журнал «Cool». Ведь эти периодики покупают в основном только женщины.
Поэтому И.Ю. Гофман в своем исследовании рынка женской периодики 1990-х годов, разделил печатные СМИ по предмету отражения на следующие группы[6]:
1)Традиционные женские журналы (красота, мода, семья, хозяйство, здоровье и т.д.), например, «Грация», «Анна»;
2)Журналы об общественно-политической жизни, несущие информационную цель («Донна Модерна»);
3)Журналы о практических советах («Белла», «Стар Бене»);
4)Журналы о «романах и историях любви» («Лав стори», «Интима»).
В данный период развития женских журналов можно говорить о перспективности данного рынка. Это, во-первых, возможность создания специализированных, узконаправленных изданий. Тем не менее жесткая конкуренция заставляет издателей, работать над качеством, вводить новые рубрики и статьи, изменять форматы, работать над содержанием и качеством, используя накопившийся отечественный и зарубежный опыт.
Женские издания, начиная с двухтысячных годов, переживают период бурного развития. Буквально каждый месяц начинают появляться новые газеты и журналы, адресованные женщинам. Существовавшие ранее издания в новых условиях стараются изменить свою концепцию и политику. Роль женщины в настоящее время обширна – от матери и жены, до успешной предпринимательницы, свободной творческой личности и общественной деятельницы. В зависимости от типа общества и его требований эти роли меняются во времени. На эти изменения чутко реагирует и пресса.
Тематическое содержание женской прессы сегодня направлено на духовное развитие женщины. Особое внимание в периодических изданиях уделяется вопросам искусства, религии, истории и т.д. Современные издания стараются также поднимать и актуальные социальные темы: роль женщины в семье и обществе, охрана материнства и детства, здоровье, материальное обеспечение, практическая помощь и полезные советы. Не остается без внимание и долгое время находившиеся в тени темы взаимоотношения полов и культуры секса («истории из жизни», «Искусство любви», «Психология»).
И хотя многие издания объявляют себя вне политики, но и эта сфера затрагивается в статьях и рубриках. Затрагиваются такие тему, как экономическое, правовое и религиозное образование, формирование и развитие различных общественных движений и женских организаций.
В наборе обязательных материалов все меньше становится публикаций о так называемых производственных успехах и престижных профессиях. Более важной становится информационная помощь в адаптации женщин к рыночным реалиям. Пришли на страницы изданий и новые герои — женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам»[7].
В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.
Объективные и субъективные причины, связанные главным образом со сложной общественной ситуацией, не позволяют женским изданиям в полной мере освещать проблемы, которые насущно важны для женщин. Особенно это касается адаптации к рынку, женских и детских проблем, порожденных трудным временем.
Информация о работе Женская периодика от 1960-х годов до наших дней