Женская периодика от 1960-х годов до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности женских периодических изданий в России.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить типологию, структуру и проблематику женских журналов в СССР;
2) Изучить типологию, трансформацию и создание новой системы женской периодики в России на рубеже 1991-1999гг.;
3) Охарактеризовать современные женские периодические издания.

Содержание

Введение
1. Типология, структура и проблематика женских журналов в СССР
2.Женская периодика в России в 1991-1999гг. Типология, трансформация и создание новой системы.
3.Характеристика современной российской женской периодики
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

женская периодика.doc

— 404.50 Кб (Скачать документ)

Журнальная периодика для женщин - один сегментов отечественного рынка СМИ, отличающихся многочисленностью и разнообразием изданий. На основе работ таких исследователей как Р.М. Ямпольскоя, Лу Мими, А.В. Жукова, В.В. Боннер-Смеюхоа и Елена Пленкина можно составить общую картину типологии женских изданий.

              Впервые вопрос типологического аспекта женской периодики был поднят в работах ученой Розалии Михайловны Ямпольской[2]. Здесь она охарактеризовала все периодические женские издания начала девяностых годов. В основе классификации лежит 6 признаков:

1)       Целевое назначение;

2)       Тип издания;

3)       Аудитория;

4)       Объем;

5)       Характер изложения;

6)       Формат.

Так, по мнению ученой,  женская периодика в это время разделилась на два основных типа. Во-первых, это «полноценные» журналы, такие как уже ранее упоминавшиеся «Работница» и «Крестьянка», «Женский клуб», «Мир женщины», калининградская «Аннхен» и т.д. Во-вторых, периодика выходила и как приложение к известным газетам и журналам, например, популярностью пользовалась «Сударушка».

Структура женской периодики по Р.М. Ямпольской представлена на рисунке 3.

Также структурировала женскую периодику тех годов в своей работе и Лу Мими[3]. Структура данного автора включает три критерия: характер аудитории, характер информации и характер назначения. Структура представлена в таблице 1.

Также по целевому назначению, по мнению Лу Мими, женская периодика делится на[4]:

1)       Издания общесоциальной направленности («Крестьянка», «Работница»). За десятилетия эти издания претерпели значительную трансформацию и стали для миллионов женщин «настольной книгой», разных возрастов, этнической, этнографической и профессиональной принадлежности.
2)Семейные издания («Домашний очаг»). Издания такого типа могут выполнять различные функции, помогают женщине реализовать себя в качестве матери, жены, воспитательницы детей.

3) Массовое издание («Вы и мы», «все люди - сестры»). Этот вид, по мнению Лу Мими, следует считать основным.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Рис.3 – Структура женских периодических изданий по Р.М. Ямпольской

Таблица 1 Структура женских периодических изданий по Лу Мими

 

 

 

 

 

По характеру аудитории

Международные издания («Домашний очаг», «Cosmopolitan»)

Общенациональные издания («Работница», «Крестьянка»)

Издания для этнических женских обществ («Женщина Дагетана», «Женщина Казань»)

Региональные издания («Яблоко» Саратов, «Женские игры»)

Издания для различных возрастных групп (журнал «Маруся», «Cosmopolitan»)

Издания для матерей, беременных женщин, для бизнес-вуман («Vogue», «Elle»)

 

 

По характеру информации

Универсальные («Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг»)

Издания, посвященные здоровью («Женское здоровье»)

Журналы мод

Издания-советы для женщин («Красота»)

             

                            По мере того, как развивалась в девяностые женская периодика, росло к этой теме внимание со стороны исследователей. Например, в исследовании А.В. Жуковой за основу легли такие периодические издания, как «Крестьянка» и «Работница». В отличие от вышеперечисленных авторов, А.В. Жукова строит свою модель женской прессы по следующим факторам:

-сфера отражения действительности;

-характер изложения;

-характер аудитории;

-родовая принадлежность;

-характер изложения.

                            Типологическая модель женской периодики по мнению А.В. Жуковой представлена в Таблице 2.

                            В связи с произошедшими социально-экономическими реформами в стране, структура женских периодик также претерпела изменения. Для того времени были характерны, по мнению исследователя, следующие тенденции:

1)Значительное увеличение количества периодических женских изданий как по характеру, так и по типу;

2)Возникновение качественно новых женских изданий, созданных по западному образцу;

3)Деполитизация женской прессы;

4)Значительное увеличения объема рекламы на страницах периодик;

5)Изменение основной цели журналов – теперь основной акцент делается на образ и имидж современной женщины;


Таблица 2 Типологическая модель женской периодики по мнению А.В. Жуковой

 

 

По характеру аудитории

Для работающих женщин («Работница»)

Для матерей («Мой кроха и я», «Наш малыш»)

Для современных женщин («Cosmopolitan»)

Для молодоженов («Дуэт»)

Для девочек («Вероника», «Маруся»)

Для всей семьи («Крестьянка»)

 

 

 

По сфере отражения действительности

Здоровье и красота («Женское здоровье», «Красота», «Каприз», «семейный доктор»)

Мода («Harper`s Bazaar», «ELLE», «Cosmopolitan», «Burda», «Kosmetik International», «Madmoiselle», «Glamour»)

Рукоделье («Анна», «Ксюша», «Для тех, кто вяжет», «Валентина.Игрушка», «Верена», Мисс Б)

Семья («Женский домашний журнал»)

Домоводство («Домашний очаг», «Интерьер. Дизайн», «Хозяюшка»)

Кулинария («самый смак», «Сладкий смак»)

Для всей семьи («Крестьянка»)

По родовой принадлежности

Литературно-художественные («Салон»)

Для семейного чтения («Мир женщины»)

По целевому назначению

Феминистские («Фемина»)

 

По характеру изложения

Популярные («Дамский угодник», «Женский клуб», «Лиза»)

 

Развлекательные («Топ-модель»)

 

 

6)Создание нового взгляда на роль женщины в обществе, она занимает главную роль как в отношениях между полами, так и в общественной жизни (управление и предпринимательство);

7)Новые стандарты жизни – высшее образование, самостоятельность, здоровый образ жизни;

8)Самореализация женщины как личности.

                            В отличие от А.В. Жуковой исследователь В.В. Боннер-Смеюхова в работе «Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин» приходит к выводу, что женщины, наоборот, укрепившись в роли матери, жены, все реже обращаются к социальным и экономическим проблемам в стране. [5]

                            Улучшение условий труда, повышение эффективности программ по защите материнства и детства, улучшение качества основного и дополнительного образования, методы борьбы с преступностью, наркоманией и насилием, работа правоохранительных органов по наведению порядка на улице – все это остается как бы в стороне от женщин и их читательских предпочтений. В то же время, отдельные категории женщин чувствуют дефицит в специальной периодике, так например, на рынке печатных СМИ отсутствуют издания для тружениц села, пенсионерок.

                            Нестабильная ситуация в экономике тормозит развитие печатных СМИ, появление новых периодических изданий. Некоторые сегменты спроса остаются без продукции, например, перестают печататься политические, религиозные, феминистские издания. Они издаются только на некоммерческой основе, в разных сообществах и организациях, так как крупным издательским домам невыгодно  вкладывать инвестиции в эти направления.

                            Некоторые развлекательные издания девяностых также причисляют к числу женских, например «Отдохни!» или молодежный журнал «Cool». Ведь эти периодики покупают в основном только женщины.

                            Поэтому И.Ю. Гофман в своем исследовании рынка женской периодики 1990-х годов, разделил печатные СМИ по предмету отражения на следующие группы[6]:

1)Традиционные женские журналы (красота, мода, семья, хозяйство, здоровье и т.д.), например, «Грация», «Анна»;

2)Журналы об общественно-политической жизни, несущие информационную цель («Донна Модерна»);

3)Журналы о практических советах («Белла», «Стар Бене»);

4)Журналы о «романах и историях любви» («Лав стори», «Интима»).

                            В данный период развития женских журналов можно говорить о перспективности данного рынка. Это, во-первых, возможность создания специализированных, узконаправленных изданий. Тем не менее жесткая конкуренция заставляет издателей, работать над качеством, вводить новые рубрики и статьи, изменять форматы, работать над содержанием и качеством, используя накопившийся отечественный и зарубежный опыт.

3.Характеристика современной российской женской периодики

 

                            Женские издания, начиная с двухтысячных годов, переживают период бурного развития. Буквально каждый месяц начинают появляться новые газеты и журналы, адресованные женщинам. Существовавшие ранее издания в новых условиях стараются изменить свою концепцию и политику. Роль женщины в настоящее время обширна – от матери и жены, до успешной предпринимательницы, свободной творческой личности и общественной деятельницы. В зависимости от типа общества и его требований эти роли меняются во времени. На эти изменения чутко реагирует и пресса.

                            Тематическое содержание женской прессы сегодня направлено на духовное развитие женщины. Особое внимание в периодических изданиях уделяется вопросам искусства, религии, истории и т.д. Современные издания стараются также поднимать и актуальные социальные темы: роль женщины в семье и обществе, охрана материнства и детства, здоровье, материальное обеспечение, практическая помощь и полезные советы. Не остается без внимание и долгое время находившиеся в тени темы взаимоотношения полов и культуры секса («истории из жизни», «Искусство любви», «Психология»).

                            И хотя многие издания объявляют себя вне политики, но и эта сфера затрагивается в статьях и рубриках. Затрагиваются такие тему, как экономическое, правовое и религиозное образование, формирование и развитие различных общественных движений и женских организаций.

                            В наборе обязательных материалов все меньше становится публикаций о так называемых производственных успехах и престижных профессиях. Более важной становится информационная помощь в адаптации женщин к рыночным реалиям. Пришли на страницы изданий и новые герои — женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам»[7].

                            В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.

                            Объективные и субъективные причины, связанные главным образом со сложной общественной ситуацией, не позволяют женским изданиям в полной мере освещать проблемы, которые насущно важны для женщин. Особенно это касается адаптации к рынку, женских и детских проблем, порожденных трудным временем.

Информация о работе Женская периодика от 1960-х годов до наших дней