Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа
Журналистский образ как средство организации журналистского произведения. Гносеологические корни публицистического образа. Образ автора в журналистском произведении. Средства выявления образа автора журналистского произведения. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия).
Введение..............................................................................................................3
1. Журналистский образ как средство организации журналистского произведения.......................................................................................................
1.1 Гносеологические корни публицистического образа......................5
1.2 Образ автора в журналистском произведении...................................................................... 18
1.3 Средства выявления образа автора журналистского произведения...................................................................................................25
2. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия)..............................................................33
2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари...............................................33
2.2 Доминанта творчества автора – ирония................................................34
2.3 Средства создания иронии и воздействующей функции.....................35
Заключение..........................................................................................................38
Список использованной литературы и источников ................................40
31
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление....................
Введение......................
1. Журналистский образ как средство организации журналистского произведения..................
1.1 Гносеологические корни публицистического образа......................5
1.2 Образ автора в журналистском произведении..................
1.3 Средства выявления образа автора журналистского произведения..................
Заключение....................
Список использованной литературы и источников ..............................
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе сквозь призму журналистских произведений рассматривается журналистский образ в публицистических текстах на примере творчества Нины Гечевари (журнал «Cosmopolitan, Россия»).
Тема курсовой работы актуальна, т. к. иллюстрирует то, насколько образ автора зависит от веяний времени, его мировоззрения и мировосприятия, а также то, насколько важно для журналиста умение подбирать элементы журналистского мастерства, производящие на читателя наибольшее впечатление.
Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество существующей по данной теме литературы, средства выражения авторского «я» в периодических изданиях редко исследуются на примере текстов одного публициста.
Целью данной курсовой работы является анализ публицистического стиля как сферы преломления индивидуальных особенностей автора, а также рассмотрение вопроса о том, как же образ автора влияет на построение журналистского произведения.
Задача исследования заключается в анализе средств выражения образа автора в текстах отдельного публициста. Средства выражения журналистского образа будут рассматриваться на примере творчества Нины Гечевари. Её материалы публикуются в журнале «Cosmopolitan», Россия. Cosmopolitan позиционирует себя как журнал для женщин. Первый номер журнала Cosmopolitan начал издаваться в 1886 году, как семейный журнал издательским домом Schlicht & Field. Cosmopolitan. «Cosmopolitan» сейчас – это профессиональные фотографии и актуальные материалы на волнующие дам темы, подготавливаемые для читателей признанными фотомастерами, журналистами, психологами, ведущими стилистами и модельерами. Позитивный взгляд на серьезные проблемы – вот главная мысль, прослеживающаяся в каждой статье.
Нина Гечевари ведёт в газете рубрику под названием «Смотри, мужчина!», в которой на примерах случаев из своей жизни иронично рассказывает о современном обществе и о мужчинах в частности. Материалы именно этой журналистки были выбраны для исследования потому, что они интересны, увлекательны и отличаются от стандартных, шаблонных текстов, часто встречающихся в современной прессе.
Использованные в исследовании публикации издавались с января 2007 года по апрель 2009 года.
Структура работы такова: первая глава (теоретическая) представляет собой реферативный обзор научной литературы по теме данной курсовой работы, а вторая глава (практическая) – анализ образа журналиста Нины Гечевари, основанный на теоретических положениях, описанных в первой главе.
1 ЖУРНАЛИСТСКИЙ ОБРАЗ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 Гносеологические корни публицистического образа
Отличительной чертой современной журналистики является постоянное расширение арсенала художественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко высветить тот или иной факт или явление действительности. Важнейшим элементом журналистского произведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, как очерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой – логико-понятийное. Образная инфраструктура любого жанра художественной публицистики имеет тенденцию к постоянному расширению и обновлению. Чтобы показать, из каких компонентов выстраивается публицистический образ, обратимся к очерку как одному из самых интересных и емких жанров журналистики.
Природа современного очерка очень сложна. Она во многом обусловлена синтетическим характером данного жанра журналистики, находящегося в зоне активного продуктивно-творческого взаимодействия с литературой, искусством и наукой. В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа.
Специфика художественности проявляется в очерке и в образном осмыслении фактов, и в особых способах актуализации авторской индивидуальности, и в характере проявления различных эстетических начал, связанных с отбором конкретных художественных приемов, со способом образного постижения мира и с поэтикой документального письма. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценный публицистический образ, необходимо не только включиться в познавательный процесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих перед ним творческих задач. Различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов.
Творец, создавая те или иные художественные образы, стремится не к простому их соотнесению с реальными объектами, а, прежде всего, пытается выразить в образе свое субъективное отношение. Если под объективным в образе понимается все то, что идет непосредственно от действительности, то «субъективное – это переживания и размышления художника, его отношение к изображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое их видение». [1]
Если выделить главное из всех профессиональных качеств журналистов, то этим качеством и окажется объективность. Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутой пирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что? где? почему? когда? и как?».
Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл говорит о том, что журналистская объективность невозможна: «Давайте рассмотрим «объективную» статью. Это, наверное, будет материал беспристрастный, непредвзятый, написанный со знанием предмета и без ошибок. Такое бывает? Объективная статья будет полностью соответствовать действительности и отражать правду, только правду и ничего кроме правды. Возможно ли это? Ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности или, как говорил известный специалист по семантике Хайакава, «карта – это ещё не территория»[2]. Другими словами, статья, написанная журналистом, всегда означает больше, чем выражено словами». В самом деле, помимо того, что все журналисты ограничены в своей объективности несовершенством языка, на их творчество также влияет их опыт, физическое состояние, образование и много других факторов. К тому же, журналист уже постольку субъективен, поскольку он сам выбирает тему материала, сам отбирает факты, рассматривает их со своей точки зрения.
Итак, из этого следует, требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже постольку, поскольку журналист – это, прежде всего, личность. Если рассуждать глобально, то субъективность – это основное понятие, которое отражает суть каждого человека.
В последние десятилетия произошли значительные изменения в журналистике, что отразилось на всей системе средств массовой информации и неречевой организации журналистского текста в частности. Формирование нового типа современного общества начала ХХІ в. – информационного – создало свой языковой стиль, значительное влияние на становление которого оказывает постмодернистская культура с характерными манерами письма: «цитирование наследия предшествующих эпох, переосмысление элементов культуры прошлого, пародирование, иронизирование, приём игры, многоуровневая организация текстов»[3], «осознанный плюрализм стилей, жанров, языков, ... динамизм, интерактивность, интертекстуальность (гипертекстуальность), ацентризм»[4].
Одним из феноменов, возникших на современном этапе развития средств массовой информации, стала персонификация языковой личности журналиста. Так, президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский утверждает: «Идет персонификация в средствах массовой информации»[5]. Возникновение в СМИ феномена персонификации связано не только с формированием нового языкового стиля, но и с рядом других факторов: изменением статуса адресата и адресанта журналистского текста, трансформацией жанровой системы и др. Если раньше, особенно в советское время, языковая личность журналиста сравнительно с писательской была социальноориентированной, пассивно авторизованной, то сейчас публицистическая речь характеризуется журналистским подходом к отражению действительности: через призму мировоззрения и индивидуального мнения журналиста выявляется осмысление жизненных фактов, которые в публицистической речи получают толкование и оценку с соответствующими комментариями.
В связи с этим исследование феномена персонификации в журналистском тексте будет неполным, если оставить без внимания такую важную для текстообразования и текстовосприятия категорию, как модальность. Именно она объединяет составляющие текста в единое смысловое и структурное целое. В научной литературе текстовая модальность отождествляется с субъективно оценочной характеристикой объекта/предмета в тексте. В данном подтексте модальность рассматривается как категория, включающая самые разные виды квалификации сообщаемого, в том числе «наряду с субъективной (эмоциональной, положительной, отрицательной и др.) объективную (интеллектуальную, логическую и др.) оценку содержания текста»[6].
Модальность текста, объективная и субъективная, заставляет воспринимать текст как целостное произведение. Однако часто в зависимости от жанровой принадлежности текста соотношение субъективной и объективной её составляющих варьируется. Субъективная модальность журналистского текста или авторская модальность – это выражение в тексте отношения автора к информации, его концепция, мнение, его ценностные ориентации, представленные читателю.
Поскольку передача информации происходит через призму авторской позиции, авторского отношения к объекту отражения, факт в журналистском тексте получает модальную валентность и с этой позиции определяется как некоторая субъективная реальность. При этом накладывается дополнительная «личностная» информация, которая мотивирована интенцией автора и является элементом общей авторской концепции.
«Персона» журналиста – стержневая в языковой действительности журналистского текста – становится концептуально важной и для самого издания. Речь идет об авторских колонках и рубриках, колонке редактора. Наблюдается тенденция к смещению центра: выбор информации потребителем зависит уже не только от самого материала (удачного заголовка, тематики и проблематики публицистического произведения), но и от автора. Имя журналиста становится в определенном смысле «брендом» издания. Журналист в современном мире – публичный человек. Но с популярностью профессии возрастают и требования, при этом формируется новый тип журналиста-профессионала. Основным показателем персонификации журналиста является активизация модальных процессов в средствах массовой информации и коммуникации.
1.2 Образ автора в журналистском произведении
Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих приемов особо выделяется категория авторского «я». Используя этот своеобразный инструмент, журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т.д.
В практике используются многообразные формы авторского вторжения. Во-первых, автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, во-вторых, поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, в-третьих, выразить свои соображения по поводу поведения героев, в-четвертых, выстроить версии и предположения, в-пятых, выразить собственные эмоции, в-шестых, раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д. Одним словом, автор может предстать перед читателями в различных ипостасях: как герой действующий и как герой размышляющий. В этих диспозициях авторское «я» выполняет различные функции. По мнению М.И. Старуш, «я» действующее наиболее соответствует одному из методов публицистики – репортажности. Оно используется в различных модификациях, из которых наиболее распространенным являются автор-очевидец происходящего, автор-участник события, автор-наблюдатель и др. Именно этим достигается эффект эмоциональной причастности читателя к происходящему, что в значительной мере обеспечивает эффективность воздействия журналистского произведения. Именно это «Я» размышляющее, утверждает далее М.И. Старуш, ориентировано на совместную с читателем постановку проблем, совместное исследование изучаемого объекта, объективацию хода размышлений автора, моделирование условной ситуации, введение читателя в творческую лабораторию и др. Эта разновидность авторского «я» обеспечивает эффект соразмышления читателя с публицистом, приобщение аудитории к движению публицистической мысли, способствует созданию эмоционального, а тем самым и комплексного идейно-психологического воздействия на читателей. На основе этих двух подходов выводится два основных принципа конструирования образа автора в публицистике: репрезентативный и интроспективный[7].
Информация о работе Журналистский образ как средство организации журналистского произведения