Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обозначить место интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня.

Задачи исследования:

- изучить основные функции журналистского текста;

- определить особенности информационных жанров журналистики;

- выявить сущность понятия «политическое интервью».

Содержание

Введение 3
Глава I. Журналистский текст и его жанровые разновидности. 5
1.1 Журналистский текст: понятие, функции 5
1.2 Краткая характеристика информационных жанров журналистики 8
Глава II. Интервью как жанр. 15
2.1 Место интервью в системе жанров журналистики 15
2.2 Жанр политического интервью 17
Глава III. Функционально-прагматическая модель интервью в жанровой классификации еженедельной газеты регионального уровня. 21
3.1 Интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня 21
3.2 Функционально-прагматическая модель интервью в структуре журналистской практики (на материалах газеты регионального уровня) 23
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.85 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ  И 

СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

Кафедра философии и социологии

Курсовая  работа

по дисциплине: «Теория и практика массовой информации»                                       

 

  на тему: «Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров (на материале политического интервью)»                                                               

                                                                                                                             

                  Работу  выполнил (а):

                  студент (ка)  гр. 471-О

                  Кузнецова Регина 

                  Работу  проверил (а):

                  научный руководитель

                  ученая  степень: кандидат

                  филологических  наук, доцент

                  Магфурова С. О.

        

                                                           

Дата  защиты:                      Оценка:                                    Подпись:

«20»  мая 2011 г.             _____________                               ___________ 
 

2010/2011 учебный год

     Содержание

Введение 3
Глава I. Журналистский текст и его жанровые разновидности. 5
1.1 Журналистский  текст: понятие, функции 5
1.2 Краткая  характеристика информационных  жанров журналистики 8
Глава II. Интервью как жанр. 15
2.1 Место  интервью в системе жанров  журналистики 15
2.2 Жанр  политического интервью 17
Глава III. Функционально-прагматическая модель интервью в жанровой классификации еженедельной газеты регионального уровня. 21
3.1 Интервью  в системе современных жанров  журналистики регионального уровня 21
3.2 Функционально-прагматическая  модель интервью в структуре  журналистской практики (на материалах  газеты регионального уровня) 23
Заключение 31
Список  литературы 32
Приложения 33
 
 
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Введение

     Жанр (франц. genre) - тип произведения в единстве специфических свойств его формы  и содержания. [14, c. 431.] 

       Интервью (от англ. interview- буквально встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Жанры журналистики различаются по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В связи с этим они подразделяются на три вида - информационные, аналитические и художественно-публицистические. [5, c. 65.]

     Интервью  является одним из самых востребованных жанров в современной журналистике. Он стал особенно популярен в 90-х  годах. Всеобщая демократизация общества позволила использовать этот жанр как  своеобразный рупор гласности. По своей  природе журналистское интервью представляет явление особой социальной значимости.

     Интервью  журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта –  актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.

     Интервью  как жанр за время своего существования  претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так  и в региональных изданиях.

     Актуальность данного исследования, прежде всего, состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью.

     Степень разработанности проблемы.  При рассмотрении жанров журналистики, а именно жанра интервью мы опирались на работы В.В.Ворошилова, Г.С.Мельника, М.Р.Желтухиной, А.А.Грабельникова и др. Проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимы журналистам-практикам.

     Объектом  нашего исследования является система информационных жанров журналистики.

     Предмет исследования: жанр политического интервью.

     Цель  исследования: обозначить место интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня.

     Задачи  исследования:

     - изучить основные функции журналистского текста;

     - определить особенности информационных  жанров журналистики;

     - выявить сущность понятия «политическое  интервью».

     Гипотеза  исследования: журналисты активно используют жанр политического интервью на страницах газет регионального уровня.

     При исследовании использовались такие  методы, как:

     - изучение и анализ научной  литературы;

     - изучение и обобщение отечественной  и зарубежной практики.

     Практическая  значимость исследования:

     Как известно, основой любого интервью является вопросно-ответный комплекс, то есть диалог. А диалоговые формы  речи наиболее распространены в узусе. На наш взгляд данная работа может  способствовать нормализации диалоговых структур в речевой практике. 
 

Глава I. Журналистский текст и его жанровые разновидности.
     1.1 Журналистский текст:  понятие, функции.

     Журналистский текст – публицистическое произведение различного жанра, предназначенное для социально-нравственной ориентации читателя, слушателя, зрителя в реальной действительности. [13]

     Под журналистским текстом следует  понимать сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. Журналистский  текст – это понятие родовое, предполагающее внутреннее деление, классификацию, основанную на изменении видового признака. В ходе классификации устанавливаются видовые категории, и прежде всего те, в образовании которых участвуют основные «языки» СМИ – шрифтовой текст (письменные знаки, или символы) и иконический (иконические знаки). Разумеется, в процессе создания текста участвуют и другие, менее значительные в семантическом плане элементы. Такая большая амплитуда возможных вариантов текстового материала в печатном издании позволяет добиться особенно высокого уровня отражения всех сторон жизни. В этом и заключается уникальность журналистского текста как универсального и максимально эффективного средства коммуникации.

     Журналистский текст выполняет сразу несколько  функций: эвристическую; познавательную; аксиологическую; онтологическую; коммуникативную; семантическую; развлекательную.

     В процессе создания произведения журналист  осмысливает действительность, конструирует или воссоздает ее фрагмент, в котором  отражается реальный мир.

     Журналист прибегает к различным способам толкования увиденных явлений и  ситуаций, объясняет или комментирует факты, с которыми сталкивается. Осваивая реальность и познавая мир, он имеет  дело с различными формами знания – научным, ненаучным, преднаучным (эмпирическим), поэтому возникает вопрос об их достоверности. Во многом объективность и истинность написанного журналистом зависит от степени его подготовки. В идеале целью познания журналиста служит получение истины и ее точная передача читателю.

     Текст, подготовленный журналистом, несет  новое знание, так как он строится на «добытых» фактах действительности, следовательно, выполняет эвристическую (познавательную) функцию.

     Работая над текстом, журналист реализует  свои целевые установки, соотносит  увиденное или услышанное с собственными идеалами и ценностными ориентациями. Специфика профессии – в поиске истины и воплощении общечеловеческих ценностей. Однако в любом тексте представлена мировоззренческая позиция автора. Многое зависит от мотивов обращения к теме. Мотивом может служить и «заказ», который не всегда совпадает с авторскими установками. Тогда не исключены искажения действительности в тексте.

     В различных текстах представлено все многообразие социокультурных  оценок. Разумеется, многое определяется мотивами журналистского творчества, личностным характером представлений  о целях, задачах и продуктах  профессионального творчества. Культура журналиста отражается на культуре текста.

     В журналистских произведениях, больших  по объему, представлено единство мира и его многообразие. Структурно в  них присутствуют главные онтологические категории – типичное, единичное и уникальное. Оценена возможность действовать. В большинстве таких текстов представлен мир вещей и мир идей, они показаны во времени и пространстве.

     В журналистом тексте отражены самодвижение мира и различные социальные сдвиги. В нем выражено отношение к  миру, к другому, к самому себе. Это  дает основание говорить, что текст  выполняет онтологическую функцию, поскольку затрагивает наше бытие.

     Текст включен и в прагматические отношения. Это простое и удобное средство общения. Он способен передать многообразие нюансов эмоционального, психического, эстетического свойства. Журналистский текст удобен для восприятия, конкретен.

     Работая над ним, журналист думает о его  смысловой структуре, выстраивает  логические схемы описательного, обобщающего  и событийного типов, идейно-эстетической направленности. Возможности текста расширяются, если в нем присутствует смысловой подтекст или контекст. Журналистский текст в этом случае выполняет семантическую функцию.

     Развлекательная функция создает возможности для отдыха, снятия напряженности, получения эстетического удовольствия.

     Дисфункциональность журналистских текстов может  проявляться, например, в том, что  функция развлечения может перерождаться  в функцию контроля сознания и  т. д.

     Следует различать факторы, способствующие функционированию текстов массовой коммуникации. Условно эти факторы  можно определить как социопсихологические, информационные и коммуникативные.

     Социопсихологические  факторы имеют отношение к таким компонентам массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория.

     Информационные  факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. Решающим звеном является отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Структурирование информации зависит от ее тематики и объема, от специфики канала коммуникации и используемого жанра.

     Коммуникативные факторы рассматриваются как возможность не только получать информацию, но и участвовать в ее передаче. Однако в России из-за финансовых трудностей большинство изданий не имеют развитой сети собственных корреспондентов. К тому же разрушена культура работы с письмами. В итоге жизнь целого ряда регионов, как показывает контент-анализ общероссийских газет, месяцами не находит отражение в прессе.

     Многие  издания имеют определенную возрастную, сословную, тематическую или политическую ориентацию, а значит, выбор издания, в котором печатается публикация, является важным источником имплицитной  информации и позволяет делать предварительные  выводы о социальном статусе, культурном уровне, политических взглядах и предпочтениях  читающей его публики. Следует также  учитывать, что отдельный текст  – это часть глобального текста газеты или журнала и этот глобальный текст имеет свой стиль, свою идеологию, свою тематическую направленность и  выступает в качестве своеобразного  сверхтекста. [9, с.69]     
 

Информация о работе Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров