Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обозначить место интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня.

Задачи исследования:

- изучить основные функции журналистского текста;

- определить особенности информационных жанров журналистики;

- выявить сущность понятия «политическое интервью».

Содержание

Введение 3
Глава I. Журналистский текст и его жанровые разновидности. 5
1.1 Журналистский текст: понятие, функции 5
1.2 Краткая характеристика информационных жанров журналистики 8
Глава II. Интервью как жанр. 15
2.1 Место интервью в системе жанров журналистики 15
2.2 Жанр политического интервью 17
Глава III. Функционально-прагматическая модель интервью в жанровой классификации еженедельной газеты регионального уровня. 21
3.1 Интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня 21
3.2 Функционально-прагматическая модель интервью в структуре журналистской практики (на материалах газеты регионального уровня) 23
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.85 Кб (Скачать документ)

           Интервью позволяет потребителю  информации получать эту информацию  «из  первых  рук»,  несмотря  на  наличие  в   нем   определенной   доли субъективизма,  которым   больше   всего   отличается   газетное   интервью. Обозначенный субъективизм заключается, на наш взгляд, в следующем:  оформляя полученную информацию в виде интервью и перенося на  бумагу  точно  то,  что сказал  собеседник,  журналист  в  определенной   степени   пропускает   эту информацию через себя.  И  то,  что  выходит  потом  на  страницах  газет  в вопросно-ответной форме, не есть разговор, проходивший между интервьюером  и интервьюируемым  в  чистом   виде.   Это   та   же   беседа   журналиста   с интервьюируемым, но в уже в «переводе» интервьюера.

           Однако эта  черта  присуща   в  большей  степени газетному интервью, когда  потребитель  информации  читает  то,  что  слышал журналист, но в меньшей –  радио  и  телевизионному  интервью,  где  тот  же потребитель информации получает  возможность  слышать  и  видеть  самому.  В последнем случае  потребитель  информации  слышит  и  видит  то  же,  что  и журналист, то есть получает информацию не в  «переводе»  интервьюера,  а  от того, кто является источником  этой  информации,  ее  носителем.  И  в  этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью,  становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит,  а следовательно,  пропускает  ее  через  свое  сознание.   Здесь   потребитель информации осмысливает и «переводит» услышанное и увиденное  в  соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

           Кроме того, несмотря на кажущуюся  легкость, интервью – один  из  самых сложных  жанров,  требующих   следовать  определенной  тактике   и  стратегии.

           Из выше сказанного можно сделать  определенные выводы о месте   интервью в жанровой системе. Интервью -  жанр  многогранный.  Об этом говорит уже то, что интервью  является  неотъемлемой  составляющей  как информационных жанров, к которым его традиционно относят,  так  и  к  жанрам аналитическим. 
 

2.2 Жанр политического интервью.

     Общественно-политическая и экономическая ситуация конца  ХХ века начала ХХI века оказывает влияние на речевое поведение носителей языка различных культур, внося формальные и содержательные коррективы во многие речевые жанры, к числу которых относится и интервью. Наибольшее воздействие тропов наблюдается в политическом интервью, которое понимается в узком смысле как разговор журналиста с политиком (значимой фигурой) с целью получения актуальной информации из первых уст. В настоящее время политическое интервью широко распространено в средствах массовой информации в связи с возросшим интересом к мнению конкретного политика по какому-либо вопросу и к самой личности политического деятеля. Предметом жанра политического интервью является злободневное общественно-политическое событие, отраженное в высказывании причастного к нему политического лица.

     Комическое  и суггестивность реализуются по-разному  в различных типах политического  интервью. Выделяются следующие типы интервью:

     I. По форме организации текста:

     1) интервью-беседа/интервью-диалог (цепочка вопросно-ответных единств);

     2) интервью-зарисовка (интервью-беседа  с вклиниванием информации об  интервьюируемом);

      3) интервью-монолог (подтипы: интервью-рассказ,  интервью-сообщение, интервью-мнение);

     4) интервью - коллективное общение  (подтипы: интервью с читательскими  письмами в руках, интервью - прямой  провод в студии, интервью с  аудиторией слушателей, пресс-конференция);

       II. По целевой установке интервьюера:

  1. интервью-протокол;
  2. интервью-информация;
  3. интервью-портрет;
  4. интервью-дискуссия.  

     К основным функциям интервью относятся:

     1) ритуальная, подтверждающая установление взаимоотношений между беседующими сторонами;

     2) практическая, реализующая сам механизм контроля, отражающаяся в способах организации речевого высказывания и паралингвистических особенностях;

     3) воздействующая, суггестивная, осуществляющая механизм воздействия на сознание и подсознание адресата путем внушения ему определенной системы ценностей и программы действий.

     Воздейственность  информации, суггестивность в жанре  политического интервью образуется, как правило, при условии несовпадения апперцептивной базы собеседников. При  этом воздействие может сопровождаться созданием комического эффекта, который усиливает или ослабляет воздействующую установку адресанта.

     В зависимости от коммуникативной  тональности и глобальной стратегии  интервью: кооперативной, конфликтной  или коммуникативно-этикетной, прослеживается разное распределение разновидностей комического.

     Кооперативная стратегия, характеризующаяся равенством и языковой свободой интервьюера  и интервьюируемого, актуализирует  все виды комического (юмор, сатиру, иронию, сарказм).

     В конфликтной стратегии, которая предполагает доминирование интервьюера, допускающего коммуникативные провокации и поддерживающего напряженную тональность общения, реализуются ирония, сатира, сарказм.

     Преимущественно юмор и ирония воплощаются в коммуникативно-этикетной  стратегии, при которой общение  осуществляется в нейтральном, подчеркнуто  корректном ключе.

     К числу факторов, влияющих на выбор  языковых средств воздействия (тропов) в жанре политического интервью, относятся следующие: индивидуальные особенности речи коммуникантов, статус адресата, тематика (актуальное политическое событие), целеустановка, количество участников общения, тип СМИ, уровень образованности, психическое состояние и настроение партнеров по коммуникации.

     Необходимо  отметить, что под влиянием общественно-политических процессов конца ХХ -  начала ХХI веков в различных культурных общностях наблюдается тенденция к раскрепощенности общения. Это, в свою очередь, отражается во всех сферах языка, в том числе и в масс-медиальном дискурсе.  Поэтому в жанре политического интервью доминирует разговорный стиль, снимающий психологическую напряженность, способствующий установлению доверительных отношений, создающий условия для эффективности восприятия информации. Злоупотребление средствами разговорного стиля в политическом интервью часто приводит к созданию комического эффекта как на лексическом уровне (неуместное использование просторечия и других разновидностей ненормативной лексики, контекстуальная синонимия и антонимия, окказиональные семантические сдвиги, нарушение стилистической сочетаемости и др.), так и на синтаксическом уровне (неуместное прерывание речи и паузация, злоупотребление эллипсом, переспросами, повторами, инверсия и др.).

     Идентифицирующая  функция комического заключается в ориентации по отношению к базовой семиотической оппозиции масс-медиального дискурса «свой - чужой». Комическое позволяет идентифицировать собеседника как потенциального союзника или противника и может способствовать социальной консолидации или конфронтации. Стратегии создания и снятия конфликта реализуются в тактиках протеста, обособления, равноправия и языковой свободы.

     Политический  комментарий в дискурсе масс-медиа, будучи разновидностью комментария, представляет собой особый комментарий не только политической ситуации, но и субъекта и объекта политики. При этом различаются  такие его виды, как политический комментарий-диалог и комментарий-монолог. Комментаторами могут выступать  журналисты, теле- или радиоведущие.

     Как показывает анализ фактического материала, политический комментарий с использованием комического в масс-медиальном дискурсе выполняет идентифицирующую и разоблачительную функции. Воздействие посредством комического является эффективным и наиболее позитивным видом влияния на адресата. Однако в языке СМИ предпочитают более агрессивные вербальные и невербальные средства воздействия на адресата. [7, c.89.] 

Глава III. Функционально-прагматическая модель интервью в жанровой классификации еженедельной газеты регионального уровня.

     3.1 Интервью в системе  современных жанров  журналистики регионального  уровня.

     Одной из важнейших сфер в изучении газетной (печатной) журналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляется  содержание газеты, ее тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения  с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей.

     Газетная  журналистика решает триединую задачу: сообщение фактов, оценка, анализ, интерпретация  фактов, событий, явлений и изображение  фактов, событий, явлений.

     Следовательно, эти три задачи формируют и  три группы жанров, которые в свою очередь распределяются по функционально-предметным признаками, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения.

     В целом жанры представляют собой  результат уже сложившейся теоретической  базы и имеющегося опыта богатой  отечественной практики.

     Некоторые жанры не закреплены жестко в своих  жанровых «гнездах». Эта подвижность  определяется смещением функциональных аспектов: на информационное отражение  или на их анализ. Так, появляются комбинированные  жанры вследствие длительного соседства  интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и  интервью. О.С. Савчук отмечает, что  комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов. [12, с.267]  «Трансформации существующих жанровых форм связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…». [12, с.267]

     Кроме того, жанры взаимодействуют не только по вертикали, но и по горизонтали. Решение  определенных задач, их разновидности, возникающие в каждом конкретном случае, вынуждают журналиста использовать и самые разные методы, поэтому, естественно, в структуре одного жанра появляются элементы других. Эти внутренние взаимосвязи  жанров тоже есть продукт их системного функционирования.

     Жанр  является определенным типом решения  творческой задачи. Подлинное творчество многолико, оно не любит рамок, оно  всегда нацелено на поиск новых путей, освоения новых возможностей и связано  с творческим потенциалом автора, его индивидуальностью, опытом, стремлением. Поэтому жанр в определенной степени  лишь «форма» для конкретного  наполнения материалом.

     Для нас является значимым определить место  и роль политического интервью в  системе современных жанров журналистики регионального уровня.

     Представим  функционирование политического интервью в структуре региональной прессы в виде следующей таблицы. 

Название  газеты Название интервью Автор Вид интервью
Челнинские  Известия «Впредь мы не имеем права допускать такой коллапс» (24.12.2010) Равиль Сабиров Политическое  интервью
Челны ЛТД «Вы напрасно добиваетесь от меня конкретной фамилии» (29.06.2010) Ольга Колесникова Политическое  интервью
Авто  Сити «В Челнах есть все!» (06.09.2010) Олег Осипов Политическое  интервью
 

     На  примере приведенной таблицы  показано, что политическое интервью присутствует в системе современных  жанров журналистики на страницах печатных СМИ регионального уровня. 
 

3.2 Функционально-прагматическая  модель интервью  в структуре журналистской практики (на материалах газеты регионального уровня).

     Интервью  считается одним из основных информационных жанров в журналистской деятельности. Однако оно активно используется в практике электронных СМИ, в  частности, в структуре информационно-аналитических  и художественно-публицистических программ. В данном разделе интервью рассматривается как вид журналистского творчества преимущественно в контексте  информационного вещания, или информационных жанров печатной прессы.

Информация о работе Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров