Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:27, дипломная работа
Борьба со взяточничеством - одним из наиболее распространенных и опасных видов коррупции (т.е. подкупаемости и продажности государственных чиновников, общественных и политических деятелей вообще), традиционно находится в центре внимания мирового сообщества. В частности, в Резолюции VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями всеми государствами членами содружества наций предложено рассмотреть адекватность своего уголовного законодательства реальному распространению различных видов коррупции и применения санкций, которые бы обеспечили их надлежащее сдерживание.
Введение
1. Криминалистическая и уголовно-правовая характеристика взяточничества
2. Планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.
3. Первоначальные следственные действия по уголовным делам о взяточничестве.
Тактика следственных действий на последующем этапе расследования.
Заключение
Существуют также и организованные группы взяткодателей с четким распределением ролей. Чаще всего это субъекты, занимающиеся преступной деятельностью, осуществление которой невозможно без систематической передачи взяток, например в сферах контрабандной деятельности и наркобизнеса. Иногда устойчивые группы взяткодателей формируются в коммерческих учреждениях из работающих в должности снабженцев, «толкачей», работников, специализирующихся на оформлении документов, заключении и осуществлении сделок.
Кроме описанной группы существуют преступные объединения взяточников без ярко выраженного разделения функций. В таких случаях одни и те же субъекты выступают в одних эпизодах в качестве вымогателей и получателей взяток, в других - как посредники взяточничества. Отношения соучастников в подобных ситуациях также могут строиться на основе равенства или подчиненности одному либо нескольким членам преступной организации.5
Сообщения о взяточничестве проверяются в порядке ст.108 УПК РСФСР с максимальной осторожностью, чтобы преступники не узнали о проверке и не уничтожили улики против себя, не склонили потенциальных свидетелей к даче ложных показаний. Методы проверки могут быть следующие:
- изучение структуры и условий работы организации, в которой работает должностное лицо, заподозренное в получении взятки;
- ознакомление с кругом его обязанностей, чтобы знать, мог ли он совершить то или иное действие;
- истребование и изучение необходимых документов для ознакомления с порядком прохождения их, с постановкой учета, отчетности, состоянии контроля, чтобы убедиться, имело ли место действие, за которое, возможно, дана взятка;
- изучение материалов, находящихся в органах милиции, прокуратуре (например, заявления, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело);
- проведение, по предложению следователя, вышестоящими организациями различных проверок деятельности данной организации;
- получение консультаций у соответствующих специалистов (например, у ревизора-бухгалтера, инженера, технолога и т. д.);
- использование оперативных возможностей органов внутренних дел.
В процессе расследования взяточничества устанавливаются и подлежат доказыванию обстоятельства:
- имеет ли место факт передачи должностному лицу взятки гражданином, заинтересованным в выполнении или невыполнении того или иного служебного действия;
- время, место, способ, размер, характер и другие обстоятельства взятки;
- содержание совершенного должностным лицом за взятку служебного действия или бездействия;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность участников преступления, или освобождающие их от уголовной ответственности;
- условия, способствующие совершению криминального деяния, и причины, вызвавшие совершение взяточничества.
Характер и размер ущерба, причиненного преступлением, устанавливаются в том случае, когда взятка давалась за счет государственных или общественных средств либо когда незаконным деянием должностного лица, а также его бездействием причинен материальный ущерб.
Для выяснения
обстоятельств, отягчающих вину участников
преступления или освобождения от уголовной
ответственности следует
- не занимает ли должностное лицо, получившее взятку, ответственное положение;
- не имело ли оно судимости за взяточничество;
- не получало ли оно взятки неоднократно;
- каковы мотивы получения взятки;
- не заявлял ли взяткодатель после дачи взятки добровольно о случившемся;
- не имело ли место вымогательство со стороны должностного лица.
В случае, если
взятка давалась через посредника,
устанавливается, не судился ли он раньше
за взяточничество, не использовал
ли свое служебное положение, не имела
ли место с его стороны
2. Планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.
После возбуждения уголовного дела и принятия его к своему производству следователю необходимо составить план проведения следственных действий. Характер и последовательность их определяются содержанием служебных действий (или бездействия) взяткополучателя, давностью совершения преступления, особенностями предмета взятки, полнотой первичных материалов, на основании которых возбуждено уголовное дело. Нужно заранее знать о том, была ли передана взятка или должна состояться. Перед составлением плана следственных действий следователю необходимо ознакомиться со структурой и общими условиями работы организации, где работает должностное лицо, получившее взятку, функциональными обязанностями этого лица, порядком прохождения документов.
В основу планирования
расследования целесообразно
Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже совершившиеся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным.
Следственные
ситуации на последующим этапе
Соответственно
новые следственные версии, если они
появляются на этом этапе, чаще всего
носят более частный характер,
нежели в начале расследования, направляются
на уяснение отдельных элементов
состава взяточничества и некоторых
частных обстоятельств. Вместе с
тем и на втором этапе расследования
при установлении дополнительных, непроверенных
еще обстоятельств может
План расследования
по этим делам должен быть четко
согласован с планом оперативно-розыскных
мероприятий. От такой согласованности
во многом зависит успех расследования
преступлений, требующих проведение
значительного комплекса
Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также то, что составной его частью являются различного рода схемы (преступных связей, взаимоотношения различных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка движения какого-то дела и др.).
Они помогают
в одних случаях образно
Проверка
версий начинается с подробного опроса
заявителя, у которого детально выясняется,
откуда и как ему стало известно
о преступлении, при каких обстоятельствах
оно было совершено, где и когда
передавалась взятка, кто был инициатором
взяточничества, кто при этом присутствовал,
что является предметом взятки. Заявителю
обязательно задается вопрос о том,
что побудило его обратиться в
органы расследования. Объяснения заявителя
должны проверяться прежде всего
путем изучения документов, отражающих
действия, за которые передавалась
взятка. Проверка должна проводиться
скрытно от предполагаемых субъектов
деяния. В ряде ситуаций обращению
в органы расследования предшествует
конфликты заявителя с лицами,
которых он обвиняет. В этих случаях
необходимо незамедлительно изымать
документы, отражающие указанные операции,
а также те, в которых фиксируются
контакты предполагаемых взяткодателей
и взяткополучателей: переписка, счета
за телефонные переговоры, журналы
регистрации посетителей и
Одновременно
следователь, производящий проверку материалов
о взяточничестве, должен ознакомиться
со структурой и условиями работы
в учреждениях, подразделениях, где
предположительно совершено преступление;
правилами выполнения операций, за
которые, возможно, вручена взятка;
правами и обязанностями
В случае, если
в заявлении не содержится информация
о личности взяткодателей или
взяткополучателей, а сообщается только
о факте получения взятки за определенное
действие, то необходима проверка документов,
которые отражают операции, в проведении
которых заинтересован
Особое внимание
обращается на сроки прохождения
документов. При этом следует интересоваться
как сокращением срока
В некоторых случаях рекомендуется изучить документы не только в организации, где предположительно работает взяткодатель, но и по месту работы взяткополучателя. Иногда взяткодатель действует в интересах предприятия, которое он представляет. Расходы, понесенные им в связи с передачей взятки в дальнейшем компенсируются премиями, материальной помощью, иными путями.
Встречаются
случаи передачи взяткополучателю ценных
предметов, принадлежащих организации
или приобретенных за ее средства.
Так, директор коммерческой фирмы А.
в качестве вознаграждения за оформление
лицензии без надлежащих документов
передал работнику
Если информация
о взяточничестве получена в результате
ведомственных или
В большинстве случаев заключения проверяющих основываются на сообщениях граждан, объяснениях, отобранных у работников организации; выявленных при этом нарушениях, допускаемых при выполнении отдельных действий.
При изучении актов проверок необходимо проанализировать следующие вопросы :
- использовались ли все необходимые приемы и методы ;
- исследовались ли необходимые документы;
- соответствуют ли выводы нормативным требованиям.
Для этого
следователь должен ознакомиться с
правилами тех или иных действий,
должностными обязанностями предполагаемых
субъектов преступления. В необходимых
случаях следователь может
При планировании
расследования взяточничества определяются
места и способы обнаружения
доказательств. Так, по месту работы
и жительства могут быть обнаружены
предмет взятки, документы и различные
записи, свидетельствующие о
Информация о работе Криминалистические особенности расследования взяточничества