Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:13, курсовая работа
Данная работа включает введение, заключение и главы. Введение является структурной частью основного текста, вводящей в суть рассмотрения криминалистики в качестве науки и учебной дисциплины. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, ее значимость, а также определяется круг вопросов, которые будут освещены в данной работе. В главах детально рассматриваются вопросы, которые касаются различных аспектов криминалистической науки и криминалистической дисциплины; подробно освещаются вопросы системы, развития и места криминалистической науки и дисциплины.
Введение……………………………………………………………………...2
1. Криминология как наука……………………………………………… 3
1.1 Понятие криминалистики как науки………………………………… 3
1.2 Система, функции, методы, источники криминалистики как науки.. 7
2. Место криминалистической науки в системе научного знания…… 14
2.1 Развитие научных представлений о природе криминалистики…. 14
2.2 Место криминалистической науки в системе юридических наук.. 19
Заключение ………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы ……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие криминалистики как науки………………………………… 3
1.2 Система, функции, методы, источники криминалистики как науки.. 7
2. Место криминалистической науки в системе научного знания…… 14
2.1 Развитие
научных представлений о
2.2 Место криминалистической науки в системе юридических наук.. 19
Заключение ………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы …………………………………… 29
Введение
Тема преступности была и остается актуальной в любое время. Преступность меняется по мере изменения общества, условий проживания, других общественных факторов, но была она всегда и везде и при этом, отражала в себе какие-либо социальные проблемы общества. Преступность современного общества, претерпев ряд существенных изменений, обрела новые качественные черты, однако способы изучения преступности и способы реагирования на преступность, к сожалению, не изменились. Вследствие указанных выше фактов, люди оказались неспособными противостоять преступности.
Криминалистические исследования, проведенные за много лет, а также исследования предмета, объекта, природы, функции науки криминалистики и достижений других наук позволили основать прочную научную базу для борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами.
Процесс становления криминалистики как науки длился не одно десятилетие и ставил перед собой цель создания науки, которая включала бы в себя необходимые элементы других наук, опыт, накопленный поколениями, разработку новых идей, доказательство существующих. Такая наука создана с целью вооружить знаниями тех граждан, которые в силу своих должностных обязанностей ведут борьбу с преступностью.
Криминалистика исследует взаимодействие материальных объектов и людей, изучает социальные явления в области уголовно-правовых отношений, а также природу, как органическую, так и неорганическую, то есть то, что является объектом изучения естественных и теоретических наук. Деятельность по раскрытию и расследованию изучается не только криминалистической наукой, но и судебной психологией, уголовно- процессуальным правом и т. п. Какое же место занимает криминалистика в системе других наук? Каковы ее предмет, задачи?
Перед криминалистикой как учебной дисциплиной стоит довольно большое количество задач:
Криминалистика — незаменимая дисциплина для специалистов, прокуроров, следователей и т. д. Но ее изучение осложняется рядом причин. Криминалистика обязана способствовать оптимальному использованию норм уголовного и уголовно-процессуального закона, комплекса юридических и других наук, применяя рекомендации при предупреждении, обнаружении и раскрытии преступлений.
Традиционная модель криминалистики включает пять разделов, в юридических учебных центрах она изучается по схеме, которая зеркально отражает систему данной науки. В настоящее время традиционный подход устарел из-за несоответствия должному уровню развития и состояния современной науки и образования. Более совершенной и действующей, по сравнению с традиционной, считается двухчасовая модель курса криминалистики, которая построена на основе изложенных подходов. Усвоение криминалистических знаний и их использование на практике является более продуктивным. Также данная система рассчитана на подготовку профессионалов различных юридических специальностей, поскольку в курс включены материалы, изображающие схему практического следования в уголовном судопроизводстве. Полученные знания могут стать полезными для судей, прокуроров, экспертов, оперативных работников органов дознания и других участников уголовного процесса.
Данная работа включает введение, заключение и главы. Введение является структурной частью основного текста, вводящей в суть рассмотрения криминалистики в качестве науки и учебной дисциплины. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, ее значимость, а также определяется круг вопросов, которые будут освещены в данной работе. В главах детально рассматриваются вопросы, которые касаются различных аспектов криминалистической науки и криминалистической дисциплины; подробно освещаются вопросы системы, развития и места криминалистической науки и дисциплины. В заключении суммируются основные положения работы, даются объяснения полученных результатов, оценивается их значение, даются рекомендации по улучшению системы преподавания. На базе собранного материала строились выводы о развитии, структуре криминалистической науки и криминалистической дисциплины.
1 Криминалистика как наука
Понятие криминалистики определено предварительным исследованием объектов, природы, предмета и функций науки. Под объектом науки понимается конкретная сфера, объект действительности; под предметом – определенная часть объекта познания. Проблема предмета науки приобретает остроту тогда, когда один и тот же объект исследуется различными науками. Если объект познания изучает только одна наука, то надобности в разграничении объекта и предмета науки не возникает, достаточно определить объект науки.
Как и всякая другая самостоятельная область научного знания криминалистика имеет свой предмет, решает свои специфические задачи, с помощью большого набора методов научного исследования. Развитие криминалистики происходит по определенным законам, представляющим модификацию общих законов развития научного познания: закон непрерывности накопления научных знаний, закон интеграции и дифференциации научных знаний, закон связи и взаимного влияния науки и практики и т.д.
Ученые выделяют два вида основных объектов науки. К первому отнесли преступление1, преступная или криминальная деятельность2 и поведение преступника. В криминалистическом аспекте (поведение преступника) - это динамичная система поведенческих актов до, во время и после совершения преступления, направленных на подготовку, совершение, сокрытие преступления, использование криминального результата, содействия или воспрепятствование раскрытию преступного деяния либо относящихся к различным вариантам деструктивного поведения (уликам поведения), свидетельствующих о пристрастности субъекта к преступлению
Смещение акцента на исследование поведения преступника вполне закономерно, поскольку криминалистическая характеристика в современном понимании есть синтез информации о преступном и некриминальном. Понятие поведения преступника вбирает в себя обе стороны поведенческих актов лица, совершившего преступление.
Таким образом, криминалистика изучает наиболее полно поведение преступника, на всех этапах поведения и во всех вариантах, а область знаний, именуемая криминалистической характеристикой преступления, связана с исследованием проблем моделирования поведения преступника.
От выявления в полном объеме объектов науки зависит в большей мере адекватное определение природы науки. Каждая наука, и в том числе криминалистика, представляет собой информационную модель познаваемого объекта. Идентичные по сути науки вместе с тем различаются по природе. В структуре научной деятельности специфика усматривается в объектах познания и, следовательно, в используемых методах. Соответственно, объекты и методы познания определяют природу той или иной науки. Фундаментальное деление наук на три класса проведено по объекту познания (естественные, технические и социальные).
Криминалистика занимает особое место в системе наук, поскольку исследует взаимодействие как материальных объектов, так и людей3. В отличие от смежных юридических наук, криминалистика изучает не только социальные явления в сфере уголовно-правовых отношений, но и органическую и неорганическую природу - объект познания естественных и теоретических наук. Специфика познаваемого комплекса объектов обуславливает необходимость активного использования данных иных наук в криминалистике.
Криминалистика возникла на стыке общественных, естественных и технических наук, ввиду действия общей закономерности их интеграции. Г.А. Матусовский проследил связь криминалистики более чем с 64 науками: философией, математикой, естественными, техническими и юридическими науками, в том числе с дисциплинами, расположенными на стыке «материнских» и юридических наук (судебная этика, психология, медицина, психиатрия и др.)4.
Все сказанное свидетельствует об интегративной природе криминалистики, концепция которой была предложена Р.С. Белкиным в 1994 году5. Как правильно пишет В. Д. Лаврухин, « интегративная природа криминалистики настолько всеобъемлюща, что есть все основания отнести ее к особому - четвертому классу наук мультиинтегративного типа. Однако, - пишет он дальше, - это не означает, что криминалистика - конгломерат сведений, заимствованных из иных наук; данные наук криминалистика использует не механически, а творчески приспосабливая их к решению своих задач. Криминалистика – это самостоятельная наука, поскольку имеет свои специфические объекты, предмет, методологию и задачи исследований»6.
Таким образом, наиболее верное определение криминалистике дал, А.А. Эйсман: криминалистика - «это наука интегративного типа, изучающая поведение преступника, процесс и результаты отражения расследуемых событий в окружающей среде, познавательную деятельность сотрудников правоохранительных органов и разрабатывающая с учетом установленных закономерностей методологические теории, научно-технические средства, приемы и методы в целях оптимизации взаимосвязанных процессов использования собранной информации в доказательствах по уголовному делу, обнаружения, раскрытия и предупреждения преступления»7.
1. 2 Система, функции, методы, источники криминалистики как науки
Система науки строится с целью выявления и описания достигнутых результатов научного познания и конструирования во всей их полноте, а также для продуктивного использования накопленного знания на пути продвижения к новым результатам.
Научное знание не есть случайное, разрозненное, интуитивное, обыденное знание. Научное знание отличается от других видов знания рядом существенных признаков. Во-первых, это обобщенное на ряде уровней типологическое знание. Во-вторых, это — целостное знание о всем комплексе существенных сторон, аспектов, связей и отношений объекта науки. В-третьих, это систематизированное на основе принятой интегративной идеи (системообразующего фактора) знания.
Сложившаяся система криминалистики как науки состоит из пяти частей (разделов): 1) теории и методологии криминалистики; 2) криминалистической техники; 3) криминалистической тактики; 4) криминалистической методики; 5) организация и раскрытие преступлений. Первый раздел криминалистики — теория криминалистики — открытая, непрерывно развивающаяся система. Она подразделяется на общую теорию и совокупность частных теорий и учений.
Общая теория криминалистики — это идеальная информационная модель, содержащая описание и объяснение объектно-предметной области данной науки на уровне общего знания об этой сфере практического следоведения. Эту область криминалистики можно даже назвать общей типовой информационной моделью практического следоведения в уголовном судопроизводстве.
В последние годы отмечено бурное развитие частнокриминалистических теорий по самым различным направлениям. Совершенствуются традиционные теории и учения, формируются новые, ранее отсутствовавшие теоретические концепции и конструкции. Одни из них имеют отношение к формированию и развитию знания преимущественно о тех или иных сторонах познаваемой в уголовном судопроизводстве системы. (Учения о криминалистической характеристике преступлений, о способе совершения преступления, о следах преступления, криминалистическая виктимология, теория криминалистического признака и т.д.)
Другие
теории и учения непосредственно
связаны с разработкой
Еще одну подсистему первого раздела криминалистики образует методология данной науки. Методологию можно определить как систему средств, методов, процедур, методического инструментария, используемых в ходе научных исследований для получения знания о познаваемых объектах и его использования при разработке научной продукции теоретического и прикладного характера.
Второй раздел криминалистики — криминалистическая техника состоит из двух частей: общих положений криминалистической техники; отдельных отраслей технической криминалистики (трасология, криминалистическая баллистика и др.).
В третьем разделе криминалистика рассматривает проблемы криминалистической тактики, который в свою очередь состоит из двух частей: общей и особенной.
В общей части (в общих положениях) криминалистической тактики рассматриваются основные понятия, приемы, правила, которые могут применяться при подготовке и производстве различных следственных действий, а также приемы и правила подготовки и производства определенных (криминалистически сходных) групп следственных действий. Вторая часть раздела посвящена организационно-тактическим аспектам подготовки и производства отдельных видов следственных действий (например, тактика проведения очной ставки и т.д.).