Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:23, реферат
Одной из внутренних функций государства является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от различных посягательств. Государственные органы, обеспечивающие выполнение этой функции, осуществляют деятельность, которая называется правоохранительной.
Одной из внутренних функций государства является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от различных посягательств. Государственные органы, обеспечивающие выполнение этой функции, осуществляют деятельность, которая называется правоохранительной.
Оперативно-розыскную
Органы, осуществляющие ОРД, решают свои
задачи исключительно в пределах
полномочий, установленными соответствующими
законодательными актами Российской Федерации.
Оперативно-розыскная
Статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности" определяет перечень
субъектов оперативно-
Правом на осуществление оперативно-
Должностные лица, входящие в штат
оперативных подразделений, реализуют
ОРД. Следовательно, должностные лица
других подразделений, входящих в структуру
перечисленных государственных
органов, не вправе самостоятельно проводить
оперативно-розыскные
Под оперативными подразделениями
понимаются структурные подразделения
государственных органов, указанных
в комментируемой статье, которые
непосредственно выполняют
В частности, в МВД России правом
проведения ОРМ наделены оперативные
подразделения криминальной милиции,
в которую входят подразделения:
уголовного розыска; по борьбе с экономическими
преступлениями; по налоговым преступлениям;
по борьбе с организованной преступностью;
оперативно-поисковые; специальных
технических мероприятий; собственной
безопасности; оперативно-розыскной
информации. В криминальную милицию
также входят Национальное центральное
бюро Интерпола и его
В структуре Федеральной службы
исполнения наказаний правом проведения
ОРМ наделены: оперативное управление
и подчиненные ему
В ФСКН России осуществлять ОРД уполномочены
подразделения Оперативно-
Законодатель определил, что только
оперативные подразделения
Руководители, уполномоченные на принятие
юридически значимых решений в сфере
ОРД, но не входящие в штат оперативных
подразделений, не вправе осуществлять
ОРД, а лишь наделены полномочиями по
контролю за ее осуществлением. Должностные
лица органов, контролирующих оперативно-розыскную
деятельность и надзирающие за ней
(прокуратуры), осуществляющие финансовый
контроль, судьи и лица, привлекаемые
к проведению ОРД, не относятся к
органам, осуществляющим ОРД (оперативным
подразделениям). И хотя они могут
быть участниками оперативно-
Под полномочиями органов, осуществляющих ОРД, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач и функций этих органов, которые определены соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, для определения и разграничения полномочий органов - субъектов ОРД следует руководствоваться: Законом Российской Федерации "О милиции"; Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности"; Федеральным законом "О государственной охране"; Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; Федеральным законом "О внешней разведке"; Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; Федеральным законом "О борьбе с терроризмом"; Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Таможенным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
Под принципами данной деятельности
понимаются руководящие идеи, основополагающие
начала выработанные оперативно-розыскной
практикой, которые закреплены в
нормах законодательных и иных нормативных
актах, регулирующих общественные отношения
в области оперативно-
По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно - повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно - розыскных средств.
Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь однородным характером, приобретает очертания того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему её руководящих начал, а система в своей целостности в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу. Под системой, понимается объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим.
Принципы создают предпосылки
к формированию концепции каждого
положения либо всей системы в
целом, обеспечивая тем самым
совершенствование различных
В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.
Правовые принципы классифицируются на две группы:
- конституционные (общеправовые)
- отраслевые, относящиеся только к ОРД;
Общеправовые принципы - это руководящие
начала для всей правоохранительной
системы, такие как законность, равенство
граждан перед законом, уважение
и соблюдение прав и свобод человека
и гражданина при осуществлении
оперативно-розыскной
Среди специальных (отраслевых) принципов назову такие как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств сотрудничества с населением и опора на его помощь.
Для оперативно-розыскного процесса
важно и то, что при использовании
в установленном законом
Вместе с тем ОРД как вид
практической деятельности оперативных
подразделений представляет собой
специфическую систему со своим
специальным аппаратом и
Организационные принципы - это основополагающие
идеи, требования и правила, выработанные
оперативно-розыскной
В социальной области, к которой
относится борьба с преступностью,
особое значение имеет организация
упорядочения и регулирования действий
отдельных индивидов и
Морально - этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД, для её успешного осуществления в границах нравственности. Применительно к ОРД основными морально - этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду. Морально - этические принципы легли в основу принятого в 2008 году Кодекса профессиональной этики сотрудников ОВД РФ[1].
Подводя итог сказанному можно сказать, что принципы ОРД должны в своей совокупности:
- отражать социальный и
- способствовать познанию ее сущности;
- способствовать
- находить закрепление и
- подчеркивать самостоятельный и специфический характер ОРД;
- отражать ее место и
- гарантировать соблюдение прав
и свобод личности при
- служить базой при выявлении
основных направлений
Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно - тактических задач принципы могут быть регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия законных и обоснованных решений.
Cлужба судебных приставов является Федеральный органом исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Минюсту России.
ССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также "Положением о Федеральной службе судебных приставов".
ССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Приоритетное направление
деятельности ССП России – исполнение
судебных актов и актов иных органов.
От результатов работы службы напрямую
зависит эффективность
Установленный порядок деятельности, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен действующим законодательством, в частности федеральными законами "О Конституционном Суде РФ", "О Верховном Суде РФ", "О Высшем Арбитражном Суде РФ", "О военных судах", Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, рядом других законов и подзаконных актов. Он включает в себя как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений [2].