Оперативно-розыскные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:23, реферат

Описание

Одной из внутренних функций государства является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от различных посягательств. Государственные органы, обеспечивающие выполнение этой функции, осуществляют деятельность, которая называется правоохранительной.

Работа состоит из  1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 34.43 Кб (Скачать документ)

 Основные обязанности  судебного пристава:    

  - обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей;    

  - выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;    

  - исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;    

  - обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;    

  - поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

- взаимодействие с работниками  уголовно-исполнительной системы  и сотрудниками милиции по  вопросам охраны и безопасности  конвоируемых лиц;  

  - предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений.    

  Перечисленные меры являют собой сложные охранные мероприятия, состоящие из комплекса различных по характеру и содержанию конкретных действий. Часть из них осуществляется в процессе судебного разбирательства, часть - за его пределами. Некоторые действия судебного пристава могут совершаться на протяжении довольно длительного времени, вне зависимости от того, идет судебный процесс или нет, другие ограничены во времени и пространстве. Одни действия судебный пристав совершает, руководствуясь распоряжением председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании, другие - под руководством своего непосредственного начальника - старшего судебного пристава.    

  Вместе с тем, может случиться и так, что какие-то действия при одних обстоятельствах будут осуществляться в ходе судебного процесса, а при других - до его начала и после окончания.    

  Следует особо отметить, что характер и содержание конкретных действий по исполнению той или иной обязанности всегда определяется складывающейся ситуацией.     

  Так, например, обязанность обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса возлагается на судебных приставов, находящихся в зале судебного заседания. Характер их конкретных действий будет целиком зависеть от того, какое дело (уголовное, гражданское, административное) рассматривается судом, в открытом или закрытом судебном процессе. Обязательно учитываются психологические особенности истца и ответчика, степень общественной опасности совершенного преступления и т.д.

 В большинстве случаев  для обеспечения безопасности  участвующих в деле лиц достаточно  одного судебного пристава. Но  в некоторых ситуациях необходимо  привлекать дополнительные силы  и средства.    

  Порядок принятия решения об установлении персональной охраны судей и других должностных лиц определяется инструктивными материалами МВД РФ, принятыми на основании Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 года [5].     

  В соответствии с действующим законодательством при наличии данных, указывающих на потенциальную или реальную угрозу жизни и здоровью, охране подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели, судебные приставы-исполнители. Механизм государственной защиты этих лиц включает личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу оружия, средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временного помещения в безопасное место, перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы), переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности. Исполнение закона о государственной защите возлагается на службы и подразделения органов внутренних дел. Надо полагать, что со временем функции по обеспечению личной охраны судей и других участников процесса будут возложены на Службу судебных приставов. Именно она, на наш взгляд, должна стать гарантией безопасности не только в здании суда, но и вне его, если имеются реальные угрозы жизни и здоровью лиц, выполняющих какие-либо функции по отправлению правосудия или участию в нем. С учетом этого мы сочли необходимым рассмотреть в настоящей работе вопросы тактики физической защиты судей и иных участников процесса сотрудниками Службы судебных приставов (см. гл. III) [2].     

Закон возлагает на судебного  пристава обязанность выполнения распоряжений председателя суда, а также судьи и председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде. При этом необходимо иметь в виду, что правовой статус перечисленных должностных лиц имеет определенные отличия, которые сказываются на компетенции каждого из них. Председатель суда, наряду с процессуальными, выполняет и организационные функции. Когда он рассматривает какое-то дело, то пользуется всеми полномочиями председательствующего в судебном заседании. Это могут быть как суды I, так и II инстанции, а также суд надзорной инстанции. В то же время председатель суда реализует широкий круг правомочий, которыми наделен как должностное лицо. Он распределяет дела между судьями, назначает председательствующих в судебных составах, осуществляет сам и организует работу других судей по приему граждан, выполняет представительские функции в органах власти и управления, анализирует и обобщает судебную практику непосредственно или через своих заместителей, руководит работой сотрудников канцелярии, архива, консультантами, вспомогательным персоналом.

Участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий является еще  одной функциональной обязанностью судебного пристава. В процессе принудительного  исполнения судебных актов и актов  других органов, перечень которых дан  в ст.5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), он выполняет функцию  охраны судебного пристава-исполнителя  от неправомерных действий заинтересованных лиц. Одновременно с этим он оказывает  судебному приставу-исполнителю  реальную помощь в исполнении решений  суда и других органов путем принуждения  к этому обязанных лиц. При  этом его действия должны быть соразмерны с угрозами жизни и здоровью пристава-исполнителя  и других участников исполняемого действия. В то же время он выполняет и  вспомогательную функцию, вынуждая обязанных лиц исполнять требуемые  действия. Так, например, если при проверке финансовой документации работодатель откажется представить необходимые материалы, судебный пристав вправе принудительно их изъять и передать приставу-исполнителю.

В тех случаях, когда должник  отказывается открыть помещения  или хранилища, судебный пристав  принимает соответствующие меры по преодолению сопротивления и  обеспечивает судебному приставу-исполнителю  возможность проведения их осмотра. По указанию пристава-исполнителя он вправе изымать вещи и предметы, подлежащие включению в опись. Причем не только у собственника, но и у  лиц, которым эти вещи и предметы переданы на хранение.    

Следует иметь в виду, что судебный пристав не может  принимать участие в проводимых действиях как понятой или  специалист. Статья 39 Закона об исполнительном производстве в качестве понятых  называет граждан "не заинтересованных в совершении исполнительных действий". Вряд ли будет объективным в даче заключения и специалист, если он является по должности судебным приставом.    

  Участие судебного пристава при принудительном исполнении не исключает возможности присутствия при этом сотрудников органов внутренних дел. Об этом прямо сказано в ст.42, 75, 76 Закона об исполнительном производстве. Координация действий судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел возлагается на старших судебных приставов [5].    

  Как государственный служащий судебный пристав обязан:    

  - обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;     

  - добросовестно исполнять должностные обязанности;    

  - обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения  и указания вышестоящих руководителей,  отдаваемые в пределах их должностных  полномочий, за исключением незаконных.     

  Следует иметь в виду, что исполнение незаконного приказа или распоряжения будет влечь для судебного пристава соответствующую ответственность. Малейшее сомнение в правомерности полученного приказа должно влечь адекватную реакцию: судебный пристав обязан письменно проинформировать о возникших сомнениях своего непосредственного начальника и руководителя, отдавшего этот приказ. Только после письменного подтверждения приказа можно приступать к его исполнению. Однако ни при каких обстоятельствах не исполнять приказа, содержанием которого является уголовно наказуемое деяние.    

  К обязанностям судебного пристава относится соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований должностных инструкций, порядка работы со служебной документацией. Он обязан также хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. На протяжении всего периода службы судебный пристав обязан поддерживать такой уровень квалификации, который позволит ему на достаточном уровне исполнять свои обязанности.     

  На судебного пристава, как и на любого другого государственного служащего, распространен ряд ограничений. Ему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если только это не педагогическая, научная или иная творческая работа, он не вправе быть депутатом законодательного органа власти или местного самоуправления; лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц, получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) связанные с исполнением должностных обязанностей; принимать участие в забастовках [6].

Изменяющаяся политическая ситуация, рациональное развитие системы государственных  органов исполнительной власти логично  привели к подписанию Указов Президента РФ № 314 от 09.03.2004 г. "О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти" и № 1316 от 30.10.2004 г. "Вопросы Федеральной  службы судебных приставов". Тем  не менее, до настоящего времени не решен вопрос статуса новой Федеральной  службы судебных приставов. Кем являются судебные приставы органом государственной  гражданской службой либо органом  правоохранительной системы. Система  органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и  месту в системе органов государственной  власти РФ призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового  принуждения в действия участников правовых отношений. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической  ответственности должников в  гражданском обороте, без чего не возможно решение значительной части  экономических проблем современной  России. Исполнение судебных актов  и актов иных органов, предусмотренных  законом, - это правоприменительная  деятельность специальных субъектов  исполнительного производства судебных приставов-исполнителей. Деятельность судебного пристава-исполнителя  по применению процессуально правовых норм является публично-правовой, принудительно-исполнительной. В ранее указанном Указе Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» определены полномочия ФССП в число которых вошли такие  специфичные полномочия, как организация  розыска должника и его имущества, производство дознания по ряду статей Уголовного Кодекса РФ, административное производство. При осуществлении  своих полномочий по обеспечению  установленного порядка деятельности судов, обеспечения принудительного  исполнения решений судов судебные приставы по ОУПДС могут применять огнестрельное оружие, специальные средства. Одной из функций службы судебных приставов является принудительное взыскание недоимок по налоговым платежам и сборам, что ранее относилось к функциям налоговой полиции, которая являлась правоохранительным органом [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Галустян О.А.  Правоохранительные органы М., 2004 г.
  2. Гриненко А.В., Жариков Ю.С. Правоохранительные органы Российской Федерации: Краткий учебный курс. — М.: Норма, 2005.
  3. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2005.
  4. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" постатейный Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. "Деловой двор", 2009 с.84-93
  5. Сборник инструктивных и методических материалов судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов 2005 г., Волгоград
  6. Федеральная Служба Судебных Приставов [Электронный ресурс] / Структура ФССП России. - Режим доступа: http://www.fssprus.ru/structure/

Информация о работе Оперативно-розыскные органы