Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:28, реферат
Для предварительного следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития которых явилось событие преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие допроса………………………………………………………... .4
2. Виды допроса……………………………………………………………..6
2.1. Требования, предъявляемые к допросу…………………………….6
2.2. Особенности формирования ложных показаний…………………..9
3. Подготовительный этап допроса……………………………………….12
4. Психологические основы допроса……………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………23
2. Запоминание воспринятой информации, т.е. ее запечатление, переработка и сохранение в памяти будущего допрашиваемого в виде образов, мыслей и переживаний. Запоминание может осуществляться как преднамеренно (произвольно), так и помимо желания лица — непреднамеренно (непроизвольно).
Произвольное запоминание происходит, когда будущий допрашиваемый, понимая значение происходящего, предвидит возможность будущего допроса и сознательно стремится сохранить в памяти обстоятельства данного события. Но чаще всего будущий допрашиваемый запоминает информацию непроизвольно, без установки на запоминание, когда воспринятые события вызывали у него сильные и яркие впечатления, эмоциональные переживания или когда он непосредственно участвовал в данных событиях, выполнял определенные действия.
На прочность запоминания также влияет:
• вид памяти, преобладающий у допрашиваемого (словесно-логическая, образная, эмоциональная, двигательная);
• возраст (например, пожилые люди хорошо помнят события молодости, но быстро забывают текущие события);
• профессия, род занятий (водитель лучше запомнит обстоятельства ДТП, бухгалтер — обстоятельства, связанные с цифрами);
• темперамент человека (лучше всего запоминают обстоятельства событий спокойные, уравновешенные, медлительные люди);
• психофизиологические состояния, затрудняющие запоминание информации (тяжелое заболевание, состояние алкогольного, наркотического опьянения, травмы головного мозга);
• время, прошедшее с момента восприятия (чем больше времени проходит с момента восприятия события, тем меньше человек о них помнит);
• последующая деятельность человека (ранее воспринятые события и явления могут забываться полностью или частично под влиянием впечатлений от последующих событий).
2.2.Особенности формирования ложных показаний
Ложная информация может выражаться в следующих формах:
а) утверждение факта, которого не было;
б) сокрытие или отрицание имевшего место факта;
в) искажение факта.
Содержание ложной информации зависит от мотивов и причин, побуждающих допрашиваемого давать ложные показания. Типичными мотивами (причинами) дачи ложных показаний могут быть:
• нежелание в последующем участвовать в следственных действиях и быть вызванным в суд;
• стремление скрыть свои отрицательные поступки, трусость, аморальное поведение;
• ошибочная оценка своих действий как преступных и потому стремление скрыть их или описать иначе;
• воздействие со стороны заинтересованных лиц, побуждающих допрашиваемое лицо к ложным показаниям путем подкупа, угроз, уговоров;
• боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их знакомых и родственников;
• стремление скрыть соучастников преступления, выгородить обвиняемого либо смягчить его вину в силу родственных, дружеских отношений либо из чувства сострадания к нему;
• стремление усугубить вину обвиняемого или подозреваемого (обида, месть, ревность, враждебные отношения);
• желание запутать и затянуть следствие, чтобы затруднить раскрытие преступления;
• желание приуменьшить свою вину и избежать наказания;
• стремление выступить в качестве потерпевшего путем инсценировки преступления;
• недоверие к лицу, производящему допрос, личная неприязнь к нему;
• неблагоприятная процессуальная обстановка, когда следователь нарушает требования уголовно процессуального закона, нормы профессиональной этики, вследствие чего на допросе возникают конфликтные ситуации, у допрашиваемого формируется неправильное представление о целях и задачах допроса;
• стремление оговорить себя;
• скептическое
отношение к возможности
• религиозные и национальные чувства.
На принятие допрашиваемым лицом решения давать правдивые или ложные показания влияет умение следователя оказывать на него тактико психологическое воздействие в процессе допроса.
Структурно
допрос состоит их трех этапов: подготовительного
(подготовка допроса), рабочего (собственно
допрос) и заключительного.
В ходе подготовки к допросу следователь выполняет следующие действия:
1. Собирает
и анализирует данные для
2. Определяет
предмет допроса. В результате
изучения материалов дела и
специальных вопросов
3. Изучает
индивидуальные особенности
• физическое
и психическое состояние
• возраст, национальность, язык, на котором допрашиваемый может давать показания;
• социально психологические особенности (образование, профессия, интересы, морально волевые качества, отношение к сослуживцам, поведение в быту);
• особенности характера, которые способствуют установлению психологического контакта с допрашиваемым (доверчивость, откровенность, общительность, сдержанность, вежливость, тактичность) либо препятствуют его установлению (раздражительность, грубость, агрессивность, пессимизм, обидчивость, подозрительность, замкнутость);
• возможные мотивы сокрытия или дачи ложных показаний допрашиваемым.
4. Определяет место, время допроса и способ вызова на допрос. Как правило, допрос проводится в помещении органа предварительного следствия или в месте нахождения допрашиваемого лица.
Обвиняемый, содержащийся под стражей, допрашивается в следственной комнате при следственном изоляторе. Допрос лиц, находящихся в болезненном состоянии, производится с разрешения лечащего врача по месту их лечения — в лечебном учреждении или дома. Допрос по месту нахождения допрашиваемого может производиться и из иных тактических соображений: внезапный допрос по месту жительства или работы допрашиваемого; допрос сразу же после окончания обыска; допрос на месте происшествия. Помещение для допроса должно быть удобным для его проведения, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым, сосредоточенности его внимания на предмете допроса. Допрос производится, как правило, в дневное время. Недопустимо производить допрос в ночное время (с 22 до 6 часов), кроме случаев, не терпящих отлагательства (п. 3 ст. 164 УПК РФ). Конкретное время допроса определяется с учетом процессуального положения допрашиваемого, важности сведений, которыми он располагает, его физического и психического состояния. При определении времени допроса учитывается наиболее целесообразная последовательность проведения допросов по данному делу, обеспечивающая предупреждение и раннее выявление ложных показаний. В первую очередь допрашиваются те лица, от которых можно ожидать наиболее полных, правдивых и достоверных показаний. Располагая такими показаниями, следователь сможет правильно оценить показания других лиц, своевременно разоблачить попытки дать ложные показания. При прочих равных условиях раньше других допрашиваются лица, находящиеся в
служебной или иной зависимости от обвиняемого, подозреваемого, чтобы он не успел повлиять на их показания. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, которая вручается ему лично под расписку. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы.
Повестка может быть передана также телефонограммой или телеграммой. Лицо в возрасте до 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.
5. Определяет
тактику допроса, т.е.
6. Решает организационно технические вопросы, связанные с допросом:
• готовит необходимые бланки протоколов допроса, бумагу, пишущие принадлежностей, средства аудио и видеозаписи;
• вызывает стенографистку, если допрос предполагается стенографировать;
• обеспечивает необходимые транспортные средства и охрану, если они могут потребоваться для доставки допрашиваемого к месту допроса;
• готовит помещение для проведения допроса.287
7. Составляет письменный план допроса в произвольной, удобной для следователя форме. Один из возможных вариантов плана:
При подготовке
к простым допросам допустимо
мысленное планирование или составление
плана по упрощенной форме, в виде перечня
вопросов. По сложным, многоэпизодным
делам при составлении и реализации плана
целесообразно использовать вспомогательные
записи.
4. Психологические основы допроса
Допрос,
как процесс тактико-
1. Стадия
установления психологического
контакта с допрашиваемым, на
которой следователь решает
а) определяет индивидуально психологические особенности допрашиваемого, его отношение к допросу и самому следователю;
б) устраняет
психологические барьеры
в) создает
благоприятную для процесса общения
психологическую обстановку, при
которой допрашиваемый
Информация о работе Понятие, виды и психологические основы допроса