Понятие, виды и психологические основы допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:28, реферат

Описание

Для предварительного следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития которых явилось событие преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие допроса………………………………………………………... .4
2. Виды допроса……………………………………………………………..6
2.1. Требования, предъявляемые к допросу…………………………….6
2.2. Особенности формирования ложных показаний…………………..9
3. Подготовительный этап допроса……………………………………….12
4. Психологические основы допроса……………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

допр.docx

— 49.07 Кб (Скачать документ)

Для решения  данных задач используются следующие  тактические приемы:

• спокойный  тон разговора, соблюдение следователем такта и вежливости, что побуждает допрашиваемого к такому же поведению;

• беседа на отвлеченную тему с целью изучить  индивидуально психологические особенности допрашиваемого, снять его эмоциональное напряжение, помочь ему привыкнуть к обстановке допроса, вызвать его интерес к общению со следователем;

• внимательное выслушивание допрашиваемого, интерес  к его личности, профессии, увлечениям, внимательное отношение к его просьбам и ходатайствам, что внушает допрашиваемому уверенность в непредвзятом, доброжелательном отношении к нему следователя;

• разъяснение  допрашиваемому его прав и обязанностей в форме доброжелательной беседы, внушающей ему уверенность в  объективности, беспристрастности следователя;

• ознакомление обвиняемого (подозреваемого) с положительными для него правовыми последствиями  раскаяния и активного способствования раскрытию преступления.

     В случаях, когда допрашиваемый отказывается от дачи показаний, составной частью установления психологического контакта является преодоление запирательств допрашиваемого, побуждение его к даче правдивых и полных показаний.

     С этой целью используются следующие  тактические приемы:

• разъяснение  допрашиваемому важности установления истины;

• использование  факта дачи показаний другими  лицами;

• напоминание  свидетелю или потерпевшему об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний;

• убеждение  обвиняемого (подозреваемого) в том, что в его интересах дать показания до того, как заговорят его соучастники.

2. Стадия  свободного рассказа, на которой  следователь решает следующие задачи:

а) стимулирует  свободный рассказ допрашиваемого,  для чего следователь применяет тактические приемы:

• предлагает допрашиваемому рассказать об известных  ему обстоятельствах расследуемого события;

• внимательно  выслушивает рассказ допрашиваемого, не перебивая его;

• высказывает  отдельные нейтральные реплики, стимулирующие продолжение рассказа: «не волнуйтесь», «слушаю вас внимательно», «понятно», «продолжайте»;1

б) помогает допрашиваемому избрать последовательность изложения обстоятельств, описать  события в хронологической или логической последовательности. При хронологической последовательности сначала излагаются обстоятельства, предшествовавшие преступлению, затем описываются преступные деяния и последующие действия. При логической последовательности вначале даются показания о причинах совершения тех или иных действий, а затем об их последствиях.

в) предупреждает  ложные показания допрашиваемого, для  чего использует тактический прием «деление темы свободного рассказа». При этом следователь, не фиксируя внимания допрашиваемого на главном факте, предлагает ему рассказать о связанных с этим фактом предыдущих, одновременных или последующих фактах, а уже потом переходить к выяснению основного вопроса. Логика фактов и нежелание допустить противоречия в своих показаниях могут побудить допрашиваемого сообщить следователю сведения о главном факте, которые он первоначально хотел скрыть.

3. Стадия  восполнения и оценки полученных  показаний.  Здесь решаются три задачи:

а) восполнение  полученных показаний с учетом предмета допроса;

б) критическая  оценка полноты и достоверности  полученных показаний;

в) определение  причин их недостоверности или неполноты (забывание, добросовестное заблуждение допрашиваемого, сознательное сокрытие или искажение истины).

     В целях решения этих задач используются следующие тактические приемы:

• постановка дополнительных вопросов (содействуют  более подробному изложению обстоятельств, составляющих предмет допроса);

• постановка уточняющих вопросов (конкретизируют полученные сведения);

• постановка напоминающих вопросов (оживляют память допрашиваемого, вызывают в ней те или иные ассоциации, связанные с  выясняемыми обстоятельствами);

• постановка контрольных вопросов об источниках, из которых допрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения;

• постановка контрольных вопросов об обстоятельствах, знание которых допрашиваемым прямо или косвенно подтверждает его причастность к расследуемому событию или осведомленность о нем;

• сопоставление  показаний с другими имеющимися в деле доказательствами и сведениями, полученными из оперативных источников.

4. Стадия  дальнейшего допроса в бесконфликтной или конфликт ной ситуации.

     Бесконфликтная  ситуация  допроса  характеризуются  тем, что допрашиваемый искренне стремится помочь следствию в установлении истины, но его показания неполны или недостоверны вследствие забывания или добросовестного заблуждения. В подобных ситуациях в целях оказания помощи допрашиваемому в припоминании или преодолении добросовестного заблуждения используются следующие тактические приемы:

• предложение  последовательно рассказать о своих  действиях за определенный промежуток времени, к которому относится выясняемое обстоятельство;

• постановка напоминающих вопросов об обстоятельствах, предшествующих, сопутствующих либо последующих за забытыми допрашиваемым обстоятельствами;

• показ  допрашиваемому фотографий, схемы места  происшествия, вещественных доказательств, документов, находящихся в связи с забытым фактом;

• предложение  допрашиваемому самому сделать графическое изображение места происшествия, определенного предмета;

• ознакомление допрашиваемого с отдельными фрагментами проверенных показаний других лиц и иными доказательствами по делу, помогающими ему вспомнить и уточнить интересующие следствие обстоятельства;

• допрос «вразбивку» (например, по отдельным  эпизодам) и в «разных планах» (например, в обратной хронологической последовательности событий), что помогает допрашиваемому восстановить подлинную картину событий и уточнить обстоятельства;

• продолжение  допроса на месте выясняемого  события;

• проведение повторного допроса, в процессе которого учитывается явление реминисценции, т.е. усиления смысловых связей в  памяти при отсроченном на 3—4 дня  воспроизведении.

     Благодаря этому допрашиваемый может вспомнить  упущенное или забытое им при первом допросе. Конфликтная ситуация допроса  характеризуются тем, что допрашиваемый сознательно противодействует следствию в установлении истины, скрывает или искажает ее. В подобных ситуациях следователь решает следующие задачи:

а) уточняет причины, побуждающие допрашиваемого скрывать или искажать истину.  Для этого следователь использует приемы:

• оценивает  собственную линию поведения  на предыдущих стадиях допроса;

• анализирует  особенности характера допрашиваемого.

При наличии  данных о самооговоре следователь:

• выясняет, что явилось причиной самооговора, кто и когда воздействовал на лицо с целью склонить к самооговору, чем объективно может быть подтверждено заявление о самооговоре;

• анализирует  показания допрашиваемого лица для  выявления признаков, характерных для самооговора (чрезмерное словесное совпадение показаний, данных на разных допросах, схематичность показаний, неправдоподобные детали, противоречия, не соответствующие материалам дела);

• проводит повторный допрос с соблюдением  иной последовательности выяснения  обстоятельств дела по сравнению  с той, которая соблюдалась при признании допрашиваемым своей вины;

б) смягчает конфликтную ситуацию, для чего используются следующие приемы:

• напоминание  допрашиваемому о его прошлых  заслугах, честных поступках;

• приведение высказываний сослуживцев, родственников, знакомых допрашиваемого о его положительных качествах;

• выражение  уверенности в том, что допрашиваемый, как человек, обладающий такими положительными качествами, должен найти в себе мужество вести себя честно на допросе;

• разъяснение  отрицательных последствий содеянного;

в) изобличает допрашиваемого в даче ложных показаний. Дл я решения данной задачи используются следующие приемы:

• дальнейшая детализация показаний путем  постановки уточняющих вопросов;

• допущение  лжи (легенды) с ее последующим изобличением;

• предъявление допрашиваемому изобличающих доказательств;292

• создание преувеличенного представления  у допрашиваемого лица об осведомленности следователя и о наличии у него изобличающих доказательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Проблемы  криминалистических и психологических  аспектов получения информации в  процессе допроса от допрашиваемого являются сложными и неоднозначными.

     Исследования  вопросов организации и тактики  допроса позволяет сделать вывод, что для получения полных и  достоверных показаний в процессе допроса необходимое понимание  психики допрашиваемого. Такое понимание  возможно при изучении личностных, возрастных, психологических особенностей допрашиваемого.

     Допрос  – это самостоятельное следственное действие, заключающееся в получении  и фиксации в процессуальной форме  показаний лиц о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для дела. Среди  следственных действий, проводимых в  ходе расследования, допрос является самым  распространенным. Именно он выступает  в качестве основного способа  собирания и проверки доказательств, в силу чего от его успешного проведения во многом зависит результат расследования.

     В то же время допрос – одно из наиболее сложных, многоплановых следственных действий, часто проходящих в условиях конфликтной ситуации. Достижение целей  допроса зависит от того, сумеет ли следователь изменить данную ситуации. Для этого требуется высокое  профессиональное мастерство, знание психологии и умение учесть психологические  особенности допрашиваемого, а также  знание и умелое использование при  допросе различных тактических  приемов. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации, принят Федеральным законом от 13 июня 1996 г. (с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, от 13.07.2010 N 15-П).
  3.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принят Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. (с изм., внесенными от 18.10.2011 N 23-П).
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принят Федеральным законом от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (ред. от 06.11.2011г.).

                          

Литература

  1. Криминалистика: Учебник / под ред. Р.С. Белкина. – М.: Норма, 2007.
  2. Криминалистика: Учебник/Под ред. Е.П. Ищенко. М.: «Контракт»: Инфра-М, 2007.
  3. Шурухнов Н.Г. Криминалистика. М.: Юристь, 2007.
  4. Криминалистика: Учебник / под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2007.
  5. Криминалистика: Учебник / под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юрист, 2007.
  6. Криминалистика: Учебник / под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. – М.: Высшая школа, 2007.
  7. Журнал «Вестник криминалистики» № 3, автор: Коллектив авторов, Изд.: Спартак, 2009г.
  8. Журнал «Советник  юриста», №9, изд. «Дело и сервис» 2011г.
  9. Журнал «Человек и право»  № 9-10 (13) 2010г.
  10. Ратинов А.Р. «Судебная психология для следователей», М., 2001г.

Информация о работе Понятие, виды и психологические основы допроса