Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов.
1. Понятие, содержание, объекты розыскной деятельности следователя.
2. Розыскная версия .
3. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на первоначальном этапе расследования.
4. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на последующем этапе расследования.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Понятие, содержание, объекты розыскной деятельности следователя……………………………………………………………………….5
2.Тактические приемы розыска скрывшихся обвиняемых……..……12
3. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на первоначальном этапе расследования ….....…………..…21
4. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на последующем этапе расследования ………………………..29
Заключение…………………………………………………………….…36
Список используемой литературы………………………………….......37
Имеющуюся информацию желательно хранить в персональном компьютере. Это позволяет в считанные минуты перенести информацию на гибкие магнитные диски или передать ее по каналам связи в другие органы внутренних дел и подключить дополнительные силы для розыска конкретных объектов. В недалеком будущем важнейшую роль в этом отношении призвана сыграть формируемая в настоящее время Единая информационная телекоммуникационная система МВД России.
10. Как показывает практика, привлечение общественности дает дополнительные возможности следователю в решении задач розыскной деятельности. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий, учреждений, организаций (особенно к тем из них, которые расположены недалеко от места происшествия) и населению с просьбой о том, чтобы лица, осведомленные о местонахождении объекта, сообщили следователю или в милицию.
11. Особым направлением в деятельности следователю по розыску объектов, местонахождение которых не известно, является обращение к средствам массовой информации. Публикации в газетах, выступления по радио, подача информации через телевидение нередко приводят к положительным результатам.
Значительным резервом в получении розыскной информации является правильно организованное взаимодействие следователя с предприятиями, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность.
12. Проверки по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам. Результаты розыскной деятельности следователя, полученные на первоначальном этапе расследования, должны использоваться для активизации розыска с использованием возможностей местных и региональных учетов.
13. Для эффективности розыска лиц, а также других объектов важное значение имеет наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую не только в адрес скрывшегося лица, но и его родственников, знакомых, и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях, а также контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого (по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях).
14. В целях повышения эффективности розыскной деятельности на первоначальном этапе расследования необходимо проводить тактические операции. Сочетание следственных действий, организационных, технических и оперативно-розыскных мероприятий всегда дает положительные результаты; позволяет решить как тактические, так и стратегические задачи розыска. Содержание этих мероприятий, а также время, место, последовательность реализации, использование сил, средств, методов охраны общественного порядка и др. должны охватываться единым тактическим розыскным замыслом.
Тактические операции должны проводиться для розыска преступника в местах вероятного его появления, оперативного перекрытия возможных мест сбыта похищенного, ориентирования граждан, работников предприятий, организаций и учреждений на возможное появление преступников и попытку совершения ими новых противоправных деяний. Следует иметь в виду, что успех тактических операций во многом зависит от целенаправленного планирования розыска, правильной организации работы лиц, привлеченных к его проведению, четкого взаимодействия между ними и др.
4. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на последующем этапе расследования
На последующем этапе расследования могут складываться следующие типичные следственно-розыскные ситуации:
первая – известен обвиняемый, известны похищенные ценности, орудия совершения преступления, а также отдельные свидетели преступления, но они не разысканы;
вторая – неизвестно местонахождение лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Для разрешения первой розыскной ситуации (в некоторых случаях следователь вынужден продлят сроки предварительного следствия) наиболее часто проводятся:
Выявление свидетелей с последующим их целенаправленным допросом позволяет получить ценные данные о местах возможного нахождения разыскиваемого. Следует иметь в виду, что допрос соседей, знакомых, лиц, имевших возможность наблюдать за частной жизнью обвиняемого, нередко позволяет получить информацию о связях обвиняемого, о прежних местах жительства, работы, знакомствах, принадлежности различных подсобных помещений, строений и посредством этого установить места сокрытия орудий преступлений, похищенного имущества.6
В процессе организации розыска имущества, ценностей необходимо исходить из их дефицитности, размера и объема, времени, необходимого для его реализации, возможностей сбыта, предполагаемого способа транспортировки, количества лиц, задействованных на погрузочно-разгрузочных работах и т.п.
При направлении ориентировок и запросов необходимо сообщать конкретные (индивидуализирующие) данные, давать целенаправленные задания. Обращения в Главный информационный центр России позволяют получить сведения:
В Главном информационном центре МВД России можно получить данные о правонарушениях и преступлениях, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами России, постоянно проживающими за границей.
В Главном информационном центре МВД России сосредоточена информация о пропавших без вести лицах, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях; лицах, объявленных в федеральный розыск; утраченном и выявленном нарезном оружии; разыскиваемом и бесхозном автотранспорте; похищенных и изъятых документах общегосударственного обращения и номерных вещах; о лицах, представляющих оперативный интерес (по признакам внешности на базе видеозаписи).
В экспертно-криминалистических подразделениях: в экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД России (федеральный уровень), в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД (региональный уровень) МВД России ведутся коллекции и картотеки, данные которых могут использоваться для осуществления розыска различных объектов.7
В ситуациях, когда дополнительная работа с обвиняемым приводит к установлению местонахождения орудий совершения преступлений или похищенного имущества, возникает необходимость в проведении проверки и уточнении показаний на месте с последующим опознанием обнаруженного, а также проведением экспертиз, если это диктуется необходимостью.
Для разрешения второй розыскной ситуации после вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, следователь, в соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ, объявляет розыск и поручает его органу дознания.
Как показывает практика, в целях уклонения от розыска обвиняемые:
Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, с одной стороны, и органом дознания – с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем по своей природе является процессуальным решением: основания и условия этого решения сформулированы уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания, и будут созданы условия, делающие возможным принятие данного решения.
На основе постановления следователя органы внутренних дел осуществляют местный, федеральный и международный розыск. В случае местного розыска они осуществляют комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, с помощью локальной системы оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро. При федеральном розыске - комплекс перечисленных действий с использованием системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.
В процессе международного розыска правоохранительными органами России и зарубежных стран реализуется комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска).
Поручение производства розыска органу внутренних дел не освобождает следователя от обязанности самому принимать меры к установлению места пребывания обвиняемого. Особенно важно не замедлять темп розыскных мероприятий в период времени, необходимый органу дознания для заведения розыскного производства, изучения материалов уголовного дела и планирования розыска.
После объявления розыска скрывшегося обвиняемого следователь должен использовать все предоставленные ему законом средства для более глубокого изучения личности обвиняемого, его связей и, в конечном счете - обнаружения разыскиваемого. Эта задача следователя, как и на предыдущих этапах розыска, сочетается с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
Основные особенности
Поручение следователя о розыске обвиняемого наделяет орган внутренних дел широкой инициативой в выборе средств и методов розыскной деятельности, предусмотренной ведомственными нормативными актами. В этот период создаются предпосылки для эффективного проведения тактических операций.8
Сочетание следственных действий, оперативно-розыскных, технических, организационных мероприятий, реализуемых в рамках тактической операции на последующем этапе расследования, позволяет решить комплекс различных розыскных задач. Тактические операции последующего этапа расследования позволяют:
Важными условиями успешного взаимодействия следователя с органами дознания в розыске обвиняемого являются согласованное планирование розыскных мероприятий и постоянный обмен информацией. Это позволяет не только избежать дублирования розыскных мероприятий, но и – более эффективно сочетать возможности следователя и органа дознания.