Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:46, реферат
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состояшим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования. Совокупность источников научных знаний, объектов и методов образуют специфическую сущность судебно-психологической экспертизы, как самостоятельного вида экспертного исследования.
1. Общая характеристика судебно-психологической экспертизы. 2
2. Права и обязанности эксперта-психолога. 6
3.Основные вопросы, решаемые при судебно-психологической экспертизе. 8
4. Виды судебно-психологической экспертизы. 8
5. Комплексные психолого-психиатрические экспертизы. 14
6. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого) и мотивов его противоправных действий. 16
7. Литература
Содержание
1. Общая характеристика
судебно-психологической
2. Права и обязанности
эксперта-психолога.
3.Основные вопросы, решаемые при судебно-психологической экспертизе. 8
4. Виды
судебно-психологической экспертизы.
5. Комплексные
психолого-психиатрические экспертизы.
6.
Судебно-психологическая
7. Литература
Общая характеристика
судебно-психологической
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состояшим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования. Совокупность источников научных знаний, объектов и методов образуют специфическую сущность судебно-психологической экспертизы, как самостоятельного вида экспертного исследования.
В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания. Другими словами, предметом судебно-психологической экспертизы являются компоненты психической деятельности (психики) в ее целостности и единстве, устанавливаемые на основе исследования психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия.
Объектами служат источники информации - как материальные, так и идеальные. Главным объектом этого вида экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга, недоступное непосредственному чувственному познанию. К числу материализованных источников информации о психической деятельности человека могут относиться вещественные доказательства, протоколы допросов, документы продукты психической деятельности (дневники, письма и пр.), зафиксированные результаты экспериментально - психологического обследование участников уголовного процесса.
В компетенцию судебно-
Важнейшим методологическим принципом СПЭ является системный подход к исследуемым явлениям психики - каждое явление отражательной деятельности должно рассматриваться как элемент единой системы активного отражения действительности личностью. Методы СПЭ в большинстве случаев заимствуются из обшей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной
Условием получения в
результате проведения СПЭ достоверных
данных является реализация в экспертных
исследованиях
Психология и отрасли психологического знания, с одной стороны, теория права и ее отрасли (в том числе, уголовно-правовая теория) - с другой, исследуют качественно различные группы процессов и явлений и используют для этого различные методы. Задача каждой отрасли научного знания - описание, объяснение, прогнозирование именно тех явлений и процессов, которые входят в ее предмет, доступны для познания ее методами, Утверждение о том, что юридическая психология представляет собой некий «гибрид», входящий одновременно в систему правового и психологического знания, противоречит логике определения предмета отрасли (подотрасли) научного знания. Предмет соответствующей отрасли науки или ее отрасли - соответствующая группа процессов и явлений, вычлененная из многообразного мира объектов в процессе познания и деятельности. Сказанное, конечно, не означает отрицания тесной связи теории уголовного права и юридической психологии (в том числе ее важной отрасли - судебно-психологической экспертизы) применительно к системе проблем уголовно-правового регулирования, находящихся на их стыке. Но эта связь должна характеризоваться как взаимодействие, а не как слияние качественно различных предметов, методов, задач.
Включение психологического знания в правоприменение, необходимость психологического анализа содержания достаточно обширного круга фактов, явлений, процессов, имеющих уголовно-правовое значение, отнюдь не равнозначны отождествлению подхода к ним с позиций психологии и с позиций юриспруденции.
Понятия в судебно-психологической экспертизе
Судебно-психологическая экспертиза как отрасль юридической психологии базируется на понятиях и категориях общей психологии, которые имеют «двухступенчатую» структуру. Первую ступень занимают такие базовые понятия как «личность», «психика», «деятельность». Вторую - понятия, производные от первых. Так, категория «личность» может использоваться как целостность, а может раскрываться через такие категории второго ряда как свойства, состояния, мотив, цель и др,; категория «психика» - через психические процессы и закономерности; категория «деятельность» - через поведение, действие.
Таким образом, конструирование
и развитие системы необходимых
понятий судебно-
Во-вторых, возможны ситуации, когда из всего класса случаев, охватываемых соответствующими категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Например, из всего многообразия видов (модальностей) интересуют аффект гнева и страха.
В третьих, нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления в ряду других явлений, по сравнению с аналогичными параметрами в обшей психологии. Например, аффект изучается в общей психологии (и это подразумевается его понятием) как один из видов эмоциональных процессов, отличающихся от, других особой интенсивностью. Понятие аффекта в обшей психологии расположено с другими понятиями, обозначающими чувства, переживания и пр. В теории же и практике судебно-психологической экспертизы понятию аффекта придается значение 1ю сравнению с другими видами эмоций.
В четвертых, в ряде случаев имеет место и обратный процесс, когда смысл понятий углубляется, поскольку значимыми оказываются те стороны предмета исследования, которые для обшей психологии безразличны. Например, общепсихологические понятия «осознанно-волевое поведение», «аффект» и пр. имеют ввиду актуальные состояния; для судебно-психологической же экспертизы специфичным является ретроспективная оценка психических состояний.
Несколько иной аспект проблемы
иллюстрирует еще один пример углубления
понятий по сравнению с
В пятых, в теории и практике
судебно-психологической
возникает ситуация, когда понятие, выражающее последнюю является производным, но и в то же время противоположным по знаку более общему понятию. Например, способность к осознанно-волевому поведению в уголовно-релевантной ситуации и неспособность к нему; понимание потерпевшей характера и значения действий, совершаемых в отношении нее, и непонимание этого.
Таким образом, в рамках судебно-психологической экспертизы формулирование и реализация локальных исследовательских задач с использованием специализированной понятийной лексики ориентировано на раскрытие места и роли исследуемых психических явлений по отношению к общепсихологическим закономерностям. Понятийный аппарат СПЭ связан с комплексом ее исследовательских задач. Поэтому здесь ориентиром являются общепсихологические категории, перечисленные выше. В то же время речь идет о поведении (в уголовно-релевантной ситуации) личности, в отношении которой решаются вопросы уголовной ответственности и наказания. Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевого поведения по отношениям к этим ситуациям, как целенаправленного и мотивированного-: Соответственно системообразующее значение приобретают понятия способности к такому (избирательному) поведению, наличие или отсутствие этой способности в конкретном случае, а также свойств и состояний личности, влияющих на избирательность в определенной ситуации.
С помощью этих понятий потребуется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых правоприменителю для использования института предпосылок уголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие), и института общих начал индивидуализации и дифференциации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние). В свою очередь здесь используется и система детализирующих понятий, таких как цель, мотив, особые психические состояния.
Порядок назначения судебно-психологической экспертизы.
Сроки проведения экспертиз, согласно Инструкции МЮ РФ от 4 до 20 дней, в зависимости от сложности исследования, а так же своевременности оплаты за работу экспертов.
Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда (судьи и двух народных заседателей). Иные письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы обязательно должно указываться обоснование для ее назначения. Особенно аргументированными должны быть доводы лица (органа), назначившего экспертизу, при назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, поскольку из обоснования должно быть ясно, почему в данном конкретном случае возникает необходимость в использовании как психиатрических, так и психологических специальных познаний. Кроме того, в постановлении (определении) должны содержаться и другие сведения: кто и когда вынес постановление (определение); фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза: вопросы, поставленные перед экспертами; материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. Вопросы, поставленные перед экспертом-психологом, не должны выходить за пределы его профессиональной компетенции. В качестве источников информации, предоставляемых в распоряжение эксперта, обычно указывают подэкспертное лицо, уголовное дело и приобщенную к нему медицинскую документацию. Это не исключает того, что в необходимых случаях могут быть предоставлены и другие материалы, имеющие значение для производства судебно-психологической экспертизы и приобщенные к уголовному делу — продукты творчества (рисунки, литературные произведения) подэкспертного, письма, дневники, видеозаписи следственного эксперимента, допросов и т. п.
Назначение судебно-
Ходатайствовать о назначении
судебно-психологической
Экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения .
В психологии очень много специализаций, поэтому психологи, не имеющие дополнительной подготовки именно по судебной психологии и, соответственно, не имеющие опыта экспертной работы, не могут быть отнесены к лицам, обладающим необходимыми психологическими познаниями для дачи экспертного заключения, и нельзя поручать им производство судебной экспертизы.
Это очень важное обстоятельство
для лиц, назначающих экспертизу,
поскольку нигде в