Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:14, реферат
Допрос на предварительном следствии - это комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законом познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу (в связи с выполнением отдельного поручения, в порядке осуществления функции прокурорского надзора или функции процессуального руководства предварительным следствием), с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Тактика
допроса свидетеля. Если свидетель
дал исчерпывающие ответы на поставленные
перед ним вопросы, то следователь
достаточно поставить дополняющие,
уточняющие и контрольные вопросы
с целью по лучения более
Причинами
добросовестного заблуждения
непонимание того, какие именно сведения от него хотят получить;
ошибки в восприятии, запоминании воспроизведении воспринятого;
неблагоприятное
психологическое состояние
Непонимание свидетелем поставленной перед ним задачи довольно легко устраняется путем постановки дополняющих, уточняющих и напоминающих вопросов. Устранение неполноты и противоречивости показаний свидетеля, обусловленных ошибками в восприятии, запоминании и воспроизведении воспринятого, требует от следователя, с одной стороны, знания процесса формирования показаний и влияющих на него факторов, а с другой - применения тактических приемов, направленных на оказание помощи допрашиваемому в припоминании фактов и событий.
Процесс формирования свидетельских показаний складывается из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе фактов (явлений), связанные с событием преступления.
Восприятие
- это процесс отражения в
Запоминание представляет собой сложный процесс образования в памяти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринимаемым событием преступления или его отдельными фрагментами (явлениями, фактами).
Воспроизведение заключается в том, что свидетель на допросе вызывает в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся в результате восприятия и запоминания события преступления или его фрагментов, и сообщает информацию (сведения) о нем следователю.
Процесс
формирования показаний свидетеля
протекает в условиях воздействия
различного рода факторов. Все эти
факторы заранее учесть невозможно,
но из основных и наиболее часто
встречающихся одни относятся к
индивидуальным свойствам самого свидетеля,
другие - к внешним условиям и , обстоятельствам,
в которых происходило
1) свойства восприятия и памяти свидетеля. Полнота и точность восприятия свидетелем событий (фактов, явлений) зависит, прежде всего, от состояния его зрения и слуха, хотя не исключено восприятие отдельных фрагментов события преступления с помощью органов обоняния и осязания. Поэтому, обнаружив несовпадение между показаниями допрашиваемого и имеющимися в деле доказательствами, следователь должен выяснить, не являются ли причиной такого несовпадения дефекты органов чувств допрашиваемого свидетеля.
Однако
в этой связи следует иметь
в виду, что свидетель может
и не осознавать имеющиеся у него
дефекты или скрывать их по разным
причинам. Для проверки возникшего
предположения следователю
Свойства памяти у людей неодинаковы. Одни лучше запоминают то, что связано с движением и временем, у других лучше развита память на зрительные и слуховые образы и т.д. Неодинаковые свойства памяти накладывают специфический отпечаток на показания свидетелей, в которых одни события (факты, явления) описаны полно и точно, а другие - в самых общих чертах;
2) физическое и психическое состояние; свидетеля в момент восприятия события (факта, явления). Болезненное состояние, нервное расстройство, усталость, опьянение, сильное душевное волнение и другие особенности физического и психического состояния свидетеля могут неблагоприятно влиять на процесс формирования его показаний. Поэтому в ходе допроса свидетеля необходимо получить подробную информацию об обстоятельствах, на восприятие и запоминание которых могло оказывать влияние его физическое и психическое состояние;
3) направленность внимания свидетеля. Восприятие и запоминание может быть целенаправленным (преднамеренным), если оно вызвано профессиональным интересом, необычностью наблюдаемого события (факты, явления), пониманием того, что в будущем о нем придется давать показания и т.д. Информация, воспринятая целенаправленно, дольше сохраняется в памяти свидетеля, и при ее воспроизведении на допросе его показания бывают более полными и точными. Однако в следственной практике чаще встречается случайное (непреднамеренное) восприятие свидетелями событий (фактов, явлений), и для получения показаний в таких случаях следователь должен применять тактические приемы, направленные на оказание допрашиваемому помощи в припоминании забытых фактов и обстоятельств, поскольку воспринятые события (факты, явления) запечатлеваются в памяти в определенной связи между собой, а также в связи с впечатлениями и представлениями из прошлого и последующего опыта, постольку напоминание или воспоминание об одном из элементов этой связи нередко является толчком к развертыванию в памяти цепочки ассоциаций. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству или контрасту.
Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события.
Ассоциации
по времени возникают тогда, когда
свидетель дает показания в том
же порядке, в каком развивались
события. Если свидетель не может
вспомнить какие-либо факты (явления),
то ему необходимо напомнить последствия
происшедшего события, попытаться найти
связи данного события с
Ассоциации
в пространстве начинают действовать,
если свидетелю предъявить предмет,
имеющий отношение к
Ассоциации по сходству могут быть использованы для того, чтобы свидетель вспомнил фамилию, черты лица, одежду человека и т.д. С этой целью допрашиваемому можно предложить полистать телефонную книгу с фамилиями абонентов, принять участие в составлении фоторобота или изготовлении художником рисованного портрета, просмотреть образцы одежды, машин, тканей и т.п.
Возникновение ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий - низкий, толстый - тонкий, черный - белый и т.п.);
4) патологические дефекты психики и нервной системы. Нервные заболевания и психические недостатки могут существенно влиять на процесс формирования свидетельски) показаний. Поэтому, если у следователя возникают сомнения относительно способности свидетеля правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить сведения об обстоятельствах, по поводу которых он дает показания, то в соответствии со ст.79 УП ( необходимо назначить судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиат- рическую экспертизу;
5) обстановка восприятия свидетелем события (факта, явления). Полному и правильному восприятию свидетелем события (факта, явления) содействуют или препятствуют:
удаленность от наблюдаемого события (факта, явления); условия видимости; наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки;
состояние погоды (например, в туман все предметы кажутся больше, чем они есть в действительности) и т.п.
Поэтому в случае возникновения сомнений относительно точности восприятия сви- детелем события (факта, явления), о котором он дает показания, следователь должен получить из учреждений метеорологической службы сведения о погодных условиях, которые были на том месте, где произошли расследуемое событие и в то время, когда оно произошло. Для проверки достоверности показаний может быть произведен следственный эксперимент;
6) промежуток времени, истекшего с момента восприятия свидетелем события (факта, явления) до момента дачи им показаний Чем больше этот промежуток, тем больше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидетелем информации. Поэтому нежелательно медлить с производством допроса свидетеля.
Вместе
с тем следует иметь в виду,
что немедленный допрос свидетеля-очевидца
остро переживающего только что
увиденное событие
7) склонность к фантазированию. Это свойство проявляется в том, что некоторые свидетели в своем стремлении дать полные показания по существу заданных вопросов восполняют пробелы восприятия и запоминания фантазированием. Основная сложность получения показаний в такой ситуации состоит в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, а также отделить достоверные показания от вымышленных. В этой связи от следователя требуется умение формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы;
8) обстановка допроса свидетеля. Иногда вначале допроса свидетель дает неточные показания из-за необычной для него обстановки. Негативное влияние данного обстоятельства значительно снижается, если допрос производится в спокойной, деловой атмосфере. Очень важно, чтобы обстановка допроса не нарушалась внешними раздражителями (телефонными звонками, отвлечением следователя на разговоры с посетителями и т.п.). Решающая роль в создании оптимальной обстановки допроса принадлежит следователю, который в любой ситуации - бесконфликтной или конфликтной - должен быть уравновешенным и корректным по отношению к допрашиваемому.
Особую
актуальность обстановка допроса приобретает
в случае, когда свидетель затрудняется
передать образы (представления), запечатленные
в его памяти, подолгу раздумывает
и подбирает подходящие слова. В
этой связи следователь может
заподозрить свидетеля в
В
тех случаях, когда свидетель
отказывается от дачи показаний либо
дает заведомо ложные показания, применяются
тактические приемы, направленные на
убеждение свидетеля в
Причинами такого положения могут быть:
страх перед возможной местью со стороны подозреваемого (обвиняемого); ложно понимаемое чувство товарищества;
стремление скрыть собственное неблаговидное поведение;
негативное отношение к деятельности правоохранительных органов и др.
Соответственно причинам избираются тактические приемы допроса, основанные на разъяснении свидетелю того, что:
подозреваемый
(обвиняемый) менее опасен, если будет
уличен в совершении преступления и
привлечен к уголовной
его
показания имеют большое
помогая раскрыть преступление, он помогает укреплению правопорядка и т.п.
В
некоторых случаях тактически уместно
бывает напоминание об уголовной
ответственности за отказ или
уклонение от дачи показаний и
за дачу заведомо ложных показаний; предъявление
свидетелю доказательств (оглашение
показаний других лиц и заключений
экспертов, воспроизведение звукозаписи,
видеозаписи, демонстрации фотографий,
предъявление вещественного доказательства
и т.п.); производство очных ставок;
предъявление свидетеля для опознания
и т.д. Если есть основания полагать,
что свидетель отказывается или
уклоняется от дачи показаний в связи
с возможной его причастностью
к совершенному преступлению, то допрос
продолжать нет смысла. В данной
ситуации требуется проведение следственных
и оперативно-розыскных