Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:14, реферат
Допрос на предварительном следствии - это комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законом познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу (в связи с выполнением отдельного поручения, в порядке осуществления функции прокурорского надзора или функции процессуального руководства предварительным следствием), с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Кроме
общих положений закона, регулирующих
данную сферу профессиональной деятельности
следователя, здесь необходимо учитывать
определенные тактические соображения.
В частности, с особой осторожностью
следует подходить к решению
вопроса об участии родителей
в допросе несовершеннолетней потерпевшей
по делу о половом преступлении,
так как тяжелые переживания
потерпевшей усугубляются тем, что
она вынуждена в присутствии
родителей давать показания о
совершенном насилии. Учитывая деликатность
ситуации, следователь (желательно чтобы
это была женщина) должен выяснить мнение
потерпевшей относительно участия
в допросе кого-либо из ее родителей.
Приглашать для участия в допросе
несовершеннолетнего
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов — с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога — знакомого или не знакомого допрашиваемому — следует пригласить для участия в допросе.
Прежде всего из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля.
Если между несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить обвиняемому (подозреваемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога — знакомого или незнакомого — он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которые испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только может отрицательно| отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму .
б) выяснить особенности психологии допрашиваемого;
в) выяснить характер
г) предупредить участников