Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
В частности, А.П. Рыжаков пишет, что задержание подозреваемого – это одновременно следственное действие и мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер[1]. В учебнике криминалистики, написанном коллективом известных российских учёных Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкиным, Ю.Г. Коруховым, Е.Р. Россинской, задержание определяется как неотложное следственное действие[2]. Аналогичной позиции придерживается Н.Г. Шурухнов, который задержание рассматривает как «неотложное, комплексное следственное действие»[3].
Введение
Глава 1. Криминалистические аспекты задержания подозреваемого лица..
1.1. Общие положения тактики задержания
1.2. Условия качественного проведения задержания.
1.3. Задачи по задержанию преступников.
1.4. Этапы задержания.
Глава 2. Тактика проведения отдельных видов задержания подозреваемого лица
2.1. Задержание подозреваемого находящегося в укрытии.
2.2. Задержание подозреваемого лица в общественном месте.
2.3. Тактические приемы задержания подозреваемых на автотранспорте
Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН
Введение
Глава 1. Криминалистические аспекты задержания подозреваемого лица..
1.1. Общие положения тактики задержания
1.2. Условия качественного проведения задержания.
1.3. Задачи по задержанию преступников.
1.4. Этапы задержания.
Глава 2. Тактика проведения отдельных видов задержания подозреваемого лица
2.1. Задержание подозреваемого находящегося в укрытии.
2.2. Задержание
подозреваемого лица в
2.3. Тактические приемы задержания подозреваемых на автотранспорте
Заключение
Список использованной литературы
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ЛИЦА
1.1. Общие положения тактики задержания
Тактика проведения задержания
имеет свои особенности, которые
вытекают из его содержания. Очевидно,
определение задержания как меры
процессуального принуждения
В частности, А.П. Рыжаков
пишет, что задержание подозреваемого
– это одновременно следственное
действие и мера уголовно-процессуального
принуждения, носящая неотложный характер[1].
В учебнике криминалистики, написанном
коллективом известных
Такая позиция является не совсем правильной. Задержание подозреваемого лица не содержит в себе черты, присущие следственным действиям. В частности, протокол данного действия констатирует лишь факт задержания. Других сведений, представляющих интерес с точки зрения доказывания в нём нет. В связи с этим нельзя говорить о том, что данный документ можно рассматривать как источник доказательств.
Если обратиться к цели,
с которой проводится данное действие,
то можно заметить, что она носит
двойственный характер. С одной стороны
задержание проводится для пресечения
противоправной деятельности лица, с
другой – для обеспечения производства
по уголовному делу. В то же время
цель любого следственного действия
заключается в собирании
Задержание подозреваемого нельзя относить к следственным действиям.
Очевидно, законодатель пришёл
к аналогичным выводам, что явилось
причиной отнесения данного
Однако, этого недостаточно для рассмотрения тактики задержания.
Задержание – это неотложное комплексное (сочетающее в себе оперативное мероприятие и меру принуждения) действие, направленное на кратковременное ограничение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, пресечение его сопротивления и доставление в орган внутренних дел с последующим водворением в место содержания задержанных.
В определении задержания отражены цели, преследуемые при его проведении:
· пресечение попытки скрыться от органов дознания, предварительного следствия и суда;
· пресечение
попытки оказать
· пресечение преступной деятельности лица;
· выяснение причастности лица к преступлению.
В ряде случаев задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может предшествовать применению меры пресечения – ареста.
Учитывая напряжённость
оперативной обстановки в России,
а также тот факт, что лицо,
подозреваемое в совершении преступления
за которое уголовным
Особое значение приобретает
сохранение и фиксация всех следов
преступной деятельности лица. Для
этого необходимо предотвратить
возможность выброса или
Поэтому задержание необходимо проводить тактически грамотно и в строгом соответствии с требованиями закона.
Все меры, которые применяются
при задержании должны носить строго
ограниченный целевой характер - предотвратить
или быстро пресечь сопротивление
подозреваемого, обеспечив при этом
безопасность задерживающих, задерживаемого
и других лиц; сразу же после того,
как удаётся сломить
Говоря о задержании, следует отметить, что его тактика коренным образом зависит от вида предстоящего задержания.
В настоящее время в
криминалистике выделяется несколько
классификационных
1. По категории задерживаемых лиц:
- подозреваемые в совершении преступления;
- лица, в
отношении которых вынесена
- лица, осуществившего побег из-под стражи, из мест лишения свободы.
2. По количеству задерживаемых лиц:
- одного подозреваемого;
- группы подозреваемых.
3. По времени, в случае
задержания нескольких
- одновременное (в одном или разных местах);
- разновременное
(сначала производится
4. По наличию оружия у задерживаемых лиц:
- вооружённых преступников;
- не вооружённых преступников.
5. По возрасту задерживаемых:
- несовершеннолетних;
- взрослых.
6. По месту задержания
- задержание может быть
- в помещении (укрытии);
-
на открытой местности (
- на транспорте.
8. По степени подготовленности задерживаемых:
- внезапное задержание (когда подозреваемый не ожидает захвата);
- ожидаемое задержание (когда подозреваемый знает о готовящемся захвате).
9. По временному фактору (в зависимости от подготовки к проведению операции):
- задержание без подготовки;
- задержание с кратковременной подготовкой;
-
задержание с тщательной
1.2. Условия качественного проведения задержания.
В целях качественного проведения задержания необходимо соблюдать ряд условий, соблюдение которых позволяет обеспечить благоприятный (ожидаемый) ход операции.
Данные условия характерны собственно для задержания и используются независимо от складывающейся ситуации. В частности, к таковым следует отнести:
1. Внезапность - операция
должна проводится в тот
Даже если подозреваемый ожидает захвата необходимо отвлечь его внимание и усыпить его бдительность.
2. Обеспечение безопасности
участников операции - то есть
лица, задействованные в операции
должны быть соответствующим
образом подготовлены и
Необходимо проинформировать группы боевого порядка об особенностях задерживаемых лиц (наличие у них огнестрельного или холодного оружия, взрывчатых веществ, навыков единоборств).
Вопрос об экипировке крайне важен - необходимо чтобы класс средств индивидуальной защиты соответствовал уровню опасности преступников, а в момент захвата группы боевого порядка должны действовать слаженно, смело, решительно, избегая неоправданного риска.
3. Принятие необходимых
мер по выявлению и фиксации
следов преступления. Желательно
ход операции фиксировать на
видеоплёнку, чтобы в
Организующим началом эффективного управления силами и средствами ОВД при розыске и задержании вооружённых и иных особо опасных преступников, использующих или передвигающихся на транспорте является руководитель ОВД. Его особая ответственность в данном случае обусловлена ещё и тем, что розыск и задержание транспортного средства сопряжены с опасностью для жизни и здоровья граждан и личного состава, особенно, когда преступники объединены в группу.
В подобных обстоятельствах членов преступной группы сплачивают общие интересы, жёсткая дисциплина, психологическая общность и взаимные обязательства, носящие антисоциальный характер. Преступники, как правило, совершают наиболее опасные преступления, нередко с использованием боевого стрелкового оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В силу стойкости антиобщественных взглядов, ярко выраженной антисоциальной направленности личности они обычно проявляют к сотрудникам правоохранительных органов открытую неприязнь и враждебность. При этом преступники готовы оказать сопротивление в любой форме. Поэтому, операция по задержанию преступников строится в зависимости от обстоятельств сопутствующих преступлению.
Лица, совершившие тяжкие
преступления в условиях неочевидности,
во всех случаях стремятся скрыться
от преследования
1.3. Задачи по задержанию преступников.
Зачастую, в практике встречаются случаи, когда преступники, совершив преступление в одном регионе, пытались скрыться на территории другого субъекта (региона, города, района) России. В этом случае задача по задержанию преступников ложится на ОВД, на территории которого пытаются скрыться преступники.
Получив сообщение о появлении
на обслуживаемой территории преступников,
начальник ОВД должен уяснить
возникшую задачу, что предполагает
оценку характера и направления
действий преступников, уточнение сил,
выделенных в распоряжение ОВД, определение
действий для нейтрализации
Уяснив задачу и уточнив меры, принятые дежурным нарядом, начальник ОВД должен отдать дежурному по ОВД предварительное распоряжение о приведении в готовность сил и средств, предназначенных для участия в мероприятиях по выявлению и задержанию преступников.
На этом этапе работы главным представляется точное определение:
- наиболее
вероятных направлений
- максимального
«отрыва» подозреваемого от
- возможности
организации непосредственного
преследования или негласно
Решение этих вопросов в кратчайшие
сроки позволяет начальнику определить
территориальные параметры
Отдав предварительное распоряжение, в том числе и о введении в действие плана по задержанию преступников, начальник ставит своим заместителям и руководителям служб - членам оперативного штаба задачу по подготовке предложений для принятия решения о проведении операции, так как предусмотренное типовым планом решение не может отражать все особенности складывающейся оперативной обстановки.
Основной задачей оперативного
штаба и его организационно-
Одновременно с этим готовятся карты (схемы) района действий, заводится журнал учёта действий и хода операции, в котором делаются отметки о ведении всего хода операции по задержанию; делаются необходимые расчёты.
Дополнительно с этим изучаются все сведения, характеризующие:
- подозреваемых (их
численность, вооружённость,
- эффективность принятых мер по розыску и задержанию преступников, их предварительные результаты;