Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
В частности, А.П. Рыжаков пишет, что задержание подозреваемого – это одновременно следственное действие и мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер[1]. В учебнике криминалистики, написанном коллективом известных российских учёных Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкиным, Ю.Г. Коруховым, Е.Р. Россинской, задержание определяется как неотложное следственное действие[2]. Аналогичной позиции придерживается Н.Г. Шурухнов, который задержание рассматривает как «неотложное, комплексное следственное действие»[3].
Введение
Глава 1. Криминалистические аспекты задержания подозреваемого лица..
1.1. Общие положения тактики задержания
1.2. Условия качественного проведения задержания.
1.3. Задачи по задержанию преступников.
1.4. Этапы задержания.
Глава 2. Тактика проведения отдельных видов задержания подозреваемого лица
2.1. Задержание подозреваемого находящегося в укрытии.
2.2. Задержание подозреваемого лица в общественном месте.
2.3. Тактические приемы задержания подозреваемых на автотранспорте
Заключение
Список использованной литературы
Преследуемые редко идут на разрушение заднего стекла салона для свободного ведения огня по преследователям. Однако если это происходит, милиционер-водитель должен немедленно снизить скорость и вывести машину из сектора обстрела.
При ведении преследования милиционер-водитель должен держать машину на расстоянии, исключающем возможность столкновения с преследуемой машиной, то есть передний бампер оперативной машины должен находится на линии спинки сидений, на расстоянии 120-160 сантиметров от левого бока преследуемой машины. Это позволяет предотвратить (посредством маневра или торможения) попытки вытолкнуть оперативный автомобиль с дороги.
После остановки милиционер-водитель должен остановиться с сохранением указанного выше интервала. Сразу же после остановки транспортных средств сотрудники должны выйти из оперативной машины, укрыться за ней и направить оружие в сторону преследуемой машины.
После остановки машин
для предотвращения возникновения
перестрелки находящиеся в
При этом подозреваемым подаются следующие команды:
- Всем оставаться на своих местах!
- Никому без команды не двигаться!
- Водитель, положить обе руки на руль!
- Сидящий спереди! Упрись
руками в переднее стекло
- Сидящие сзади! Положить
руки на спинки передних
- Всем смотреть вперёд, голову не поворачивать!
- Без команды никому не двигаться!
Далее чтобы изъять ключ из замка зажигания, разоружения и задержания подозреваемым подаются следующие команды:
- Водитель, правую руку
держать на руле и медленно
открой левой рукой дверь! (Если
окно открыто - Водитель, правую
руку держать на руле, а левую
руку медленно высунь через
окно и открой дверь
- Медленно выбросить оружие и ножи из салона! Не делать резких движений – стреляем без предупреждения!
- Водитель, правую руку положить на крышу машины, левой рукой вынуть ключ из замка зажигания и бросить его на землю!
- Водитель, подними вверх руки, разведи пальцы и медленно выходи из машины!
- Медленно подойди к
передней части машины и
- Руки упереть на капоте, ноги расставить шире!
Аналогично производится вывод и задержание пассажиров.
Если сложившаяся обстановка не позволяет разместить подозреваемых возле машины, возможен иной вариант. После выхода водителя подаются команды:
- Водитель, медленно отойди от машины на 5 шагов! К оружию не прикасаться!
- Медленно, левой рукой поднять куртку, рубашку, вывернуть карманы брюк!
- Стреляем без предупреждения! Медленно встать на колени!
- Медленно лечь на землю
лицом вниз! Руки сцепить в
замок, положить их на голову,
локти развести в стороны!
- Без команды не двигаться!
Следующим из машины удаляется сидящий на переднем сидении и потом сидящие на заднем сидении.
В данном случае место для
размещения задержанных после их
удаления из автомашины должно быть выбрано
с таким расчетом, чтобы исключить
возможный побег и
Следует отметить, что все отдаваемые команды должны сковывать действия подозреваемого и при этом давать возможность держать в поле зрения обе его руки. Одновременно с этим члены оперативной группы должны внимательно следить за остальными пассажирами, находясь сзади задержанной автомашины.
После вывода всех подозреваемых из автомашины один из членов оперативной группы должен осмотреть салон и багажник автомашины подозреваемых.
Нельзя исключать возможность, что кто-либо из подозреваемых может укрыться на полу автомашины или оставить в ней самодельное взрывное устройство. Это может стать причиной гибели участников задержания, самих подозреваемых или граждан, явившихся свидетелями задержания, поэтому, при проведении осмотра сотруднику необходимо соблюдать предельные меры безопасности.
В случае, если нет уверенности в том, что автомобиль пуст (особенно это касается кабин и кузовов грузовиков), сотрудник может использовать для прикрытия одного из задержанных, крепко ухватив его за звенья предварительно надетых наручников либо за брючный ремень.[7]
Осмотр багажника требует особой внимательности от сотрудников, так как он может использоваться не только для перевозки похищенного имущества, но возможно и для укрытия вооруженного сообщника. Для осмотра багажника к нему следует подходить с той стороны с которой в багажнике находится запасное колесо, убедившись перед этим, что багажник закрыт. При осмотре багажника сотрудник не должен открывать багажник, находясь слева от него. В данном случае он подвергает себя двойной опасности, оказываясь в секторе обстрела со стороны вооруженного подозреваемого и своих коллег.
После проведения указанных действий, задержанные лица и их автомобиль доставляются в орган внутренних дел.
Описанные тактические способы задержания в дневное время также применимы и к задержанию в ночное время, и в условиях ограниченной видимости. Задержание подозреваемых на автотранспорте в ночное время имеет особенность в том, что оно проводится в условиях недостаточной видимости, поэтому при приближении к машине члены оперативной группы должны усилить бдительность и внимательность для того чтобы полно владеть обстановкой.
Перед выходом из машины необходимо максимально осветить подозреваемых, находящихся в автомашине, при этом используются фары и фонари специального назначения, поисковые лампы, фары автомашины, противотуманные и габаритные огни, свето-звуковое устройство, а находящимся в машине подозреваемым подаётся команда включить в салоне машины свет. Последующие действия аналогичны предыдущим.
Заключение
Задержание представляет
собой одно из правомочий, которым
уголовно-процессуальное законодательство
Российской Федерации наделило должностных
лиц правоохранительных органов
при выполнении ими служебных
обязанностей. Между тем, данное правомочие
направлено на ограничение прав лиц,
вовлеченных в процесс
Уголовно-процессуальное законодательство
определяет задержание лица, подозреваемого
в совершении преступления как меру
процессуального принуждения, заключающуюся
в кратковременном лишении
Для более полного раскрытия
содержания задержания предложено следующее
его определение. Задержание – это
неотложное комплексное (сочетающее в
себе оперативное мероприятие и
меру принуждения) действие, направленное
на кратковременное ограничение
свободы лица, подозреваемого в совершении
преступления, пресечение его сопротивления
и доставление в орган
Задержание носит репрессивный характер, однако необходимо отметить тот факт, что оно должно проводиться во имя и на основе закона, поскольку в случае ошибки страдает невиновный человек, а преступник избегает справедливого наказания.
Особо важным моментом при задержании является соблюдение мер безопасности. Порой даже незначительная ошибка может привести к непоправимому.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агафонов, Ю.А. Задержание
преступников и
2. Григорьев, В.Н. Задержание
подозреваемого органами
3. Григорьев, В.Н. Задержание подозреваемого / В.Н. Григорьев. – М., 1999.
4. Гуляев, А.П. Задержание
лиц, подозреваемых в
5. Крошкий, Н.И. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления / Н.И. Крошкий. - Киев., 1977.
6. Манаев, Ю.В. Применение мер пресечения следователем / Ю.В. Манаев. - Волгоград., 1976.
7. Федоров, Ю.Д. Тактика задержания / Ю.Д. Федоров. - Ташкент., - 1975.
8. Хлюпин, Я.И. Задержание и его роль в расследовании преступлений / Я.И. Хлюпин. – Свердловск., 1972.
9. Янушко,
В.И. Основы тактики
10. Великородный, П.Г. О
тактике задержания