Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:27, контрольная работа
В XX веке криминология доказала свою научную состоятельность и необходимость. Сейчас трудно представить эффективную организацию борьбы с преступностью без использования криминологических знаний. Целью данной работы является уяснение понятия учебной дисциплины - криминология, как социолого-правовой науки.
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие криминологии…………………………………………………4
История развития криминологии…………………………….………...6
Современные криминологические теории…………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………33
Применительно к окружающей среде люди используют три основные системы реагирования - рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение (усвоение) - самая важная система реагирования в процессе адаптированного поведения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоих родителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесь новорожденные отличаются друг от друга - одни много спят, другие много кричат и т.д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление, т.е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом:
- вырабатывается классический
условный рефлекс, открытый
- вторым подходом к
обучению нормам поведения
является выработка инструментальных
условных рефлексов (
- третьим подходом является
социальная теория обучения, которая
рассматривает обучение
- Теория дифференциальной
ассоциации. Эта теория изначально
предназначена для объяснения
индивидуального преступного
1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;
2. Преступное поведение
усваивается в ходе
3. Важнейшая часть обучения
уголовному поведению
4. Овладение криминальным
поведением включает в себя
изучение способов совершения
преступлений, которые бывают и
сложными, и простыми, а также
специфических мотивов,
5. Рассматривая закон
в положительном и
6. Человек становится
преступником, когда усваиваемые
им определения,
7. Усвоение преступного
поведения не ограничено
8. Хотя преступность - это
выражение общих потребностей
и ценностей, объяснять ее
Из этой теории (дифференцированной ассоциации) Кресси сделал следующие выводы:
- необходимо существенно
улучшить практику и условия
воспитания в семье, школе,
профессиональном коллективе и
группах совместного
- нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;
- группы ресоциализации
нужно организовывать по
- можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры. Мы с Вами будет за ними наблюдать, а пока перейдем к рассмотрению следующей теории
- Теории контроля. Согласно
теориям контроля, которые были
впервые предложены
Следующей Вашему вниманию
предлагается теория устойчивости. Ее
основоположник Уолтер Реклес (1961,1973,1981)
задался вопросом:”Почему
1. Самовоспитание, то есть
оценка себя как личности, заключается
в способности самоконтроля, в
умении оценить себя со
2. Целеустремленность выражается
в личном желании сделать
3. Самоконтроль может
быть эффективным только тогла,
4. Стойкость - это свойство
человека, позволяющее ему не
предаваться гневу или
5. Характерным признаком
внутренней устойчивости
Ученые, придерживающиеся
точки зрения этой теории (устойчивости)
считают, что удовлетворительное самовосприятие
(собственное “Я”, “сверх-Я”, “Супер-Эго”)
можно считать чем-то вроде социально-
Понятие “внутренней устойчивости”, введенное Реклессом, криминолог Гари Йенсен разложил на три составные части:
- ценностное самоопределение;
- способность самоконтроля;
- и уважение общепринятой морали.
Он проверил свою концепцию
на более чем четырех тысячах
склонных и несклонных к преступлениям
учащихся средних школ и обнаружил,
что преступники и
Следующая теория, предлагаемая Вам для ознакомления - теория социальных связей. Криминолог Хирши объясняет возникновение противоправности и преступности ослаблением или разрывом связей, существующих у человека с обществом или с его группой. Он считает, что все люди потенциальные правонарушители, но их удерживает страх перед возможной потерей значимых для него связей с родственниками, друзьями, коллегами и т.д. Хирши доказывает, что социальные связи любого человека можно разделить на четыре элемента:
- симпатию, преданность, привязанность;
- ангажированность (обязательство), личное участие;
- использование связей в корыстных целях;
- признание морального достоинства принятых правил.
Эти четыре момента как отделимы друг от друга, так и находятся в опосредованной связи.
Положения этой теории неоднократно проверялись эмпирически, в том числе и автором данной лекции.
Останавливаясь на следующей
теории - несовпадающих предположений,
мы обратим внимание на то, что она
поглощает в себя несколько
из выше перечисленных теорий, т.е.
комбинацию многих социально-психологических
теорий (называемых теориями “среднего
уровня”). Ее недостаток в том, что
она объясняет только преднамеренные
преступления и не объясняет
преступлений, совершенных по неосторожности.
Ее авторы видят два различных
пути возникновения претупности. Первый
они связывают с теориями обучения
и контроля (слабая и беспомощно-нерешительная
вовлеченность людей в
Эта теория импонирует и
тем, что ее рекомендации направлены
на ослабление связей преступников друг
с другом и усиление контактов
правонарушителей с социально конформными
людьми, а также расширение их возможности
усвоения традиционных нормативных
ценностей. Например, укреплять связи
осужденных к лишению свободы
с родственниками, священнослужителями,
представителями различных
-Теория интеракции (теория
стигматизации). Эта теория занимается
не только изучением лиц,
Криминолог Говард Беккер разработал модель девиантной или преступной карьеры, в которой главную роль играет интеракция:
Первая стадия - преднамеренно или непреднамеренно человек совершает некое неконформное действие (Придаваясь своим фантазиям, многие люди видят себя совершающими противоправные деяния...);
Информация о работе Криминология, как социолого-правовая наука