Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:03, курс лекций

Описание

Тема 1. Криминология как наука

План
Понятие, объект, предмет и система криминологии.
Цели и задачи криминологии.
Криминология в системе наук.

Работа состоит из  1 файл

kriminlogia.doc

— 680.50 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

 

Основной формой изучения криминологии студентами юридических  факультетов является их самостоятельная  учебная деятельность. Направить  ее, сделать более эффективной  могут предлагаемые тезисы лекций по курсу «Криминология». В них изложены ключевые научные положения современной криминологии. Основными источниками по всем темам являются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ахраменко Н.В., Кашевский В.А. Криминология. Общая часть: Учебное пособие. Мн.: ЗАО «Веды», 1998. – 124 с.
  2. Криминология: Учебник /Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
  3. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. – М., 1999. – 784 с.
  4. Пак П.А., Лихолат И.Г., Сущенко С.А. Криминология в вопросах и ответах. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 224 с.
  5. Криминология. Учебное пособие. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора, Заслуженного юриста Российской Федерации В.Е. Эминова. – М.: Издательская группа ИНФРА • М-НОРМА, 1997. – 160 с.
  6. Криминология. Учебное пособие /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – 160 с.
  7. Шиханцов Г.Г. Криминология. Учебник для вузов. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – 368 с.
  8. Криминология (конспект-лекции). Анатолий Желудков. Издательство «Приор». Пособие для подготовки к экзаменам. – М., 2001.

Тезисы лекций не повторяют  порядка расположения тем, принятого  в каком-либо одном из названных  выше учебников и учебных пособий. Внутренняя логика изложения материала соответствует образовательной программе по учебной дисциплине «Криминология», предусмотренной «Руководящим документом Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.09.01.00. Правоведение». – Минск, 1999. – 35 с.

В Общую часть сверх  минимума, установленного Образовательным  стандартом, введена тема «Основы  криминологического прогнозирования  и планирования борьбы с преступностью», а в Особенную – темы, посвященные налоговой преступности и преступному наркотизму.

Несмотря на то, что  в тезисах лекций сделана попытка  суммировать ключевые научные положения, содержащиеся в учебных источниках, они не являются альтернативой этим учебникам и учебным пособиям. Студенты должны помнить, что предлагаемые тезисы лекций – это лишь ключ к знанию, а сами учебники и учебные пособие – те двери, которые при помощи этого ключа можно открыть для получения фундаментальных знаний.

 

 

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 1. Криминология как наука

 

План

  1. Понятие, объект, предмет и система криминологии.
  2. Цели и задачи криминологии.
  3. Криминология в системе наук.

 

  1. Понятие, объект, предмет и система криминологии. Источники № 1, с. 4-5; № 2, с. 16-17; № 4, с. 12-13; № 5, с. 9; № 6, с. 29-30; № 7, с. 1-2.

Термин  криминология происходит от лат. сrimen – преступление и греч. logos – учение. В буквальном смысле криминология – это наука о преступлении. Однако фактическое содержание криминологии гораздо сложнее и многограннее.

Криминология  – это социально-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения (источник № 8, с. 3).

Под преступностью  понимается комплекс социально обусловленных  деяний, имеющих относительно массовый характер, представляющих повышенную общественную опасность и рассматривающихся действующим уголовным законодательством в качестве преступлений.

Под личностью  преступника понимается такая совокупность социально значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих  лицо, виновное в совершении уголовно наказуемого деяния, которое обусловило, вместе с иными обстоятельствами, его преступное поведение.

Причины и условия  преступности представляют собой систему  негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность как свое следствие.

Предупреждение  преступности – система государственных  и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.

Объектом науки  криминологии являются общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

Предметом криминологии является исследование закономерностей, законов, принципов и свойств  развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Необходимо  различать систему науки криминологии и систему криминологии как учебной  дисциплины.

Под системой науки  криминологии понимают взаимосвязанную  упорядоченную совокупность общих  и частных, теоретических и прикладных, методологических и методических проблем, составляющих предмет криминологии. Криминология как наука состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части  рассматриваются общетеоретические  проблемы.

В Особенной  части дается криминологическая  характеристика преступности по видам преступлений, по содержанию преступных деяний и по особенностям контингента преступников. В Особенной части криминологии, в отличие от Особенной части уголовного права и законодательства, отсутствует проблема ответственности и конкретных наказаний.

К настоящему времени  сложились и развиваются следующие  отрасли науки криминологии: виктимология; криминология латентной преступности; криминофамилистика; криминопеналогия; криминологическая прогностика; криминологическое прогнозирование; профилактика преступлений; криминальная ювенология; криминально-правовая (юридическая) конфликтология.

Криминология  как учебная дисциплина есть структура  и порядок расположения тем учебного курса в соответствии с системой науки и юридической специализацией.

 

2.Цели и задачи криминологии. Источники № 1, с. 6; № 6, с. 30-31; № 7, с. 16-18; № 8, с. 4-5.

 

Криминология  имеет как теоретический, так  и прикладной характер. Это проявляется  в ее целях.

Теоретическая цель криминологии – определить и  изучить актуальные проблемы борьбы с преступностью.

Практическая  цель криминологии – разработка рекомендаций по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Цели криминологии конкретизируются в задачах: аналитической, прогностической и задаче всемерной  практизации криминологии (источник № 6, с. 30-31).

Аналитическая задача решается путем изучения криминальных явлений и процессов на основе собранного практического материала.

Прогностическая задача решается путем определения  возможных закономерностей и  тенденций движения преступлений, ее субъектов.

Задача всемерной  практизации криминологии решается путем внедрения ее рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику.

Отдельные криминологи  выделяют экспертную задачу, задачу просвещения  населения, изучения и использования международного опыта (источник № 7, с. 16-18).

 

3. Криминология  в системе наук. Источники № 3, с. 5-31; № 6, с. 7-29. 

 

Когда криминологию определяют как социолого-правовую науку, то тем самым подчеркивают, что ее нельзя признавать ни исключительно правовой, ни исключительно социологической наукой.

Криминология входит в сферу правовых наук постольку, поскольку базируется на уголовно-правовых понятиях «преступник», «преступление». Одновременно она входит в сферу социологии, так как имеет дело с такими проблемами, как причины и условия преступности, личность преступника, меры предупреждения преступности, которые не укладываются в рамки только правовых характеристик.

Когда говорят о криминологии как междисциплинарной науке, имеют  в виду, что криминологические исследования являются междисциплинарными между общественными и естественными науками, что криминология не является чисто общественной наукой.

Криминология является общетеоретической наукой по отношению  к наукам так называемого криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии и т.п.

Связь криминологии с уголовным правом проявляется  в том, что признание конкретного  деяния преступным либо перевод преступления в ранг иных правонарушений во многом возможен на основе учета рекомендаций криминологических исследований.

Криминология, как и уголовный процесс, нацелена на борьбу с преступностью.

Криминология  во многом указывает криминалистам  основные направления разработки методик обнаружения и фиксации данных о преступлениях, организационно-технических и тактических средств защиты личности и имущества от преступлений, рекомендаций по профилактике преступлений.

Взаимодействие  криминологии и уголовно-исполнительного права проявляется в совместной разработке рекомендаций по предупреждению рецидива, по исправлению осужденных лиц.

Криминология  связана с административной, дисциплинарной, гражданской и семейной деликтологией. Деликтология – это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений.

Тема 2. История  развития криминологии

 

План

 

  1. Возникновение криминологии.
  2. Антропологическое направление в криминологии.
  3. Социологическое направление в криминологии.
  4. Российский период в истории криминологии Беларуси.
  5. Советский период в истории криминологии Беларуси.
  6. Криминология в постсоветской Беларуси.

 

  1. Возникновение криминологии. Источники № 1, с. 13-24; № 7, с. 19-24.

 

Возникновение криминологии как самостоятельной науки относится  к середине XIX в. В истории криминологии выделяют три периода (школы): классический, позитивисткий и плюралистический.

Классическая  школа возникла после появления в 1765 г. работы Ч. Беккариа (1738-1794 гг.) «О преступлениях и наказаниях».

Классической эта школа  называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии.

Классическая школа  отвергла религиозные истолкования преступления как проявления «греховности», «податливости силам зла».

Представители классической школы полагали, что совершение преступления – это вопрос свободной воли человека и его умысла. Наказание устрашает, поэтому уголовные законы должны широко обнародоваться в интересах единообразия и устрашения.

Классическая школа  заменила принципы наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленными  в праве принципами рационального  наказания, соответствующего серьезности  содеянного. Классическая школа выдвинула лозунг «пусть наказание соответствует преступлению».

Принципы, рекомендованные  Беккариа, сводились к следующему:

  1. основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей;
  2. преступление должно рассматриваться как ущерб для общества;
  3. предупреждение преступности значительно важнее наказания, а это означает, что закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность;
  4. тайные обвинения и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми судебными процедурами, и дача показаний против соучастников в расчете на снисхождение есть «публичное удостоверение предательства», а потому должна быть упразднена;
  5. цель наказания – удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть;
  6. тюремное заключение следует применять значительно шире, но содержание в тюрьме нужно улучшить.

Ограниченность классической школы состояла в том, что ее представители недостаточно оценивали особенности личности, играющие существенную роль в совершении преступления, не видели необходимости учитывать их при реализации наказания и преступления. Классическая школа в малой степени опиралась на практику, на фактический материал о преступлениях и борьбе с ней.

Понимание природы преступного  поведения как проявления свободы  воли не позволяло представителям классической школы выработать представление о преступности как объективно существующем явлении. А без этого не может быть объекта научного исследования. Поэтому ни Ч. Беккариа, ни другие представители классической школы не могут считаться основоположниками криминологии.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"