Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:03, курс лекций
Тема 1. Криминология как наука
План
Понятие, объект, предмет и система криминологии.
Цели и задачи криминологии.
Криминология в системе наук.
ВВЕДЕНИЕ
Основной формой изучения криминологии студентами юридических факультетов является их самостоятельная учебная деятельность. Направить ее, сделать более эффективной могут предлагаемые тезисы лекций по курсу «Криминология». В них изложены ключевые научные положения современной криминологии. Основными источниками по всем темам являются следующие учебники и учебные пособия:
Тезисы лекций не повторяют порядка расположения тем, принятого в каком-либо одном из названных выше учебников и учебных пособий. Внутренняя логика изложения материала соответствует образовательной программе по учебной дисциплине «Криминология», предусмотренной «Руководящим документом Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.09.01.00. Правоведение». – Минск, 1999. – 35 с.
В Общую часть сверх минимума, установленного Образовательным стандартом, введена тема «Основы криминологического прогнозирования и планирования борьбы с преступностью», а в Особенную – темы, посвященные налоговой преступности и преступному наркотизму.
Несмотря на то, что в тезисах лекций сделана попытка суммировать ключевые научные положения, содержащиеся в учебных источниках, они не являются альтернативой этим учебникам и учебным пособиям. Студенты должны помнить, что предлагаемые тезисы лекций – это лишь ключ к знанию, а сами учебники и учебные пособие – те двери, которые при помощи этого ключа можно открыть для получения фундаментальных знаний.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Криминология как наука
План
Криминология – это социально-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения (источник № 8, с. 3).
Под преступностью понимается комплекс социально обусловленных деяний, имеющих относительно массовый характер, представляющих повышенную общественную опасность и рассматривающихся действующим уголовным законодательством в качестве преступлений.
Под личностью преступника понимается такая совокупность социально значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновное в совершении уголовно наказуемого деяния, которое обусловило, вместе с иными обстоятельствами, его преступное поведение.
Причины и условия преступности представляют собой систему негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность как свое следствие.
Предупреждение преступности – система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.
Объектом науки криминологии являются общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.
Предметом криминологии является исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.
Необходимо
различать систему науки
Под системой науки криминологии понимают взаимосвязанную упорядоченную совокупность общих и частных, теоретических и прикладных, методологических и методических проблем, составляющих предмет криминологии. Криминология как наука состоит из Общей и Особенной частей.
В Общей части
рассматриваются
В Особенной части дается криминологическая характеристика преступности по видам преступлений, по содержанию преступных деяний и по особенностям контингента преступников. В Особенной части криминологии, в отличие от Особенной части уголовного права и законодательства, отсутствует проблема ответственности и конкретных наказаний.
К настоящему времени
сложились и развиваются
Криминология как учебная дисциплина есть структура и порядок расположения тем учебного курса в соответствии с системой науки и юридической специализацией.
2.Цели и задачи криминологии. Источники № 1, с. 6; № 6, с. 30-31; № 7, с. 16-18; № 8, с. 4-5.
Криминология имеет как теоретический, так и прикладной характер. Это проявляется в ее целях.
Теоретическая цель криминологии – определить и изучить актуальные проблемы борьбы с преступностью.
Практическая цель криминологии – разработка рекомендаций по повышению эффективности борьбы с преступностью.
Цели криминологии конкретизируются в задачах: аналитической, прогностической и задаче всемерной практизации криминологии (источник № 6, с. 30-31).
Аналитическая задача решается путем изучения криминальных явлений и процессов на основе собранного практического материала.
Прогностическая задача решается путем определения возможных закономерностей и тенденций движения преступлений, ее субъектов.
Задача всемерной практизации криминологии решается путем внедрения ее рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику.
Отдельные криминологи выделяют экспертную задачу, задачу просвещения населения, изучения и использования международного опыта (источник № 7, с. 16-18).
3. Криминология в системе наук. Источники № 3, с. 5-31; № 6, с. 7-29.
Когда криминологию определяют как социолого-правовую науку, то тем самым подчеркивают, что ее нельзя признавать ни исключительно правовой, ни исключительно социологической наукой.
Криминология входит в сферу правовых наук постольку, поскольку базируется на уголовно-правовых понятиях «преступник», «преступление». Одновременно она входит в сферу социологии, так как имеет дело с такими проблемами, как причины и условия преступности, личность преступника, меры предупреждения преступности, которые не укладываются в рамки только правовых характеристик.
Когда говорят о криминологии как междисциплинарной науке, имеют в виду, что криминологические исследования являются междисциплинарными между общественными и естественными науками, что криминология не является чисто общественной наукой.
Криминология является общетеоретической наукой по отношению к наукам так называемого криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии и т.п.
Связь криминологии с уголовным правом проявляется в том, что признание конкретного деяния преступным либо перевод преступления в ранг иных правонарушений во многом возможен на основе учета рекомендаций криминологических исследований.
Криминология, как и уголовный процесс, нацелена на борьбу с преступностью.
Криминология во многом указывает криминалистам основные направления разработки методик обнаружения и фиксации данных о преступлениях, организационно-технических и тактических средств защиты личности и имущества от преступлений, рекомендаций по профилактике преступлений.
Взаимодействие криминологии и уголовно-исполнительного права проявляется в совместной разработке рекомендаций по предупреждению рецидива, по исправлению осужденных лиц.
Криминология связана с административной, дисциплинарной, гражданской и семейной деликтологией. Деликтология – это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений.
План
Возникновение криминологии
как самостоятельной науки
Классическая школа возникла после появления в 1765 г. работы Ч. Беккариа (1738-1794 гг.) «О преступлениях и наказаниях».
Классической эта школа называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии.
Классическая школа отвергла религиозные истолкования преступления как проявления «греховности», «податливости силам зла».
Представители классической школы полагали, что совершение преступления – это вопрос свободной воли человека и его умысла. Наказание устрашает, поэтому уголовные законы должны широко обнародоваться в интересах единообразия и устрашения.
Классическая школа заменила принципы наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленными в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного. Классическая школа выдвинула лозунг «пусть наказание соответствует преступлению».
Принципы, рекомендованные Беккариа, сводились к следующему:
Ограниченность классической школы состояла в том, что ее представители недостаточно оценивали особенности личности, играющие существенную роль в совершении преступления, не видели необходимости учитывать их при реализации наказания и преступления. Классическая школа в малой степени опиралась на практику, на фактический материал о преступлениях и борьбе с ней.
Понимание природы преступного поведения как проявления свободы воли не позволяло представителям классической школы выработать представление о преступности как объективно существующем явлении. А без этого не может быть объекта научного исследования. Поэтому ни Ч. Беккариа, ни другие представители классической школы не могут считаться основоположниками криминологии.