Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:03, курс лекций
Тема 1. Криминология как наука
План
Понятие, объект, предмет и система криминологии.
Цели и задачи криминологии.
Криминология в системе наук.
Позивистской, или итальянской, школе начало было положено Ч. Ломброзо (1835-1909 гг.), когда в 1896-1897 гг. вышла в свет книга «Преступный человек».
Позитивистская школа криминологии придерживалась теории, в соответствии с которой преступное поведение не избирается правонарушителем свободно, а обусловливается биологической и социальной наследственностью и другими факторами.
Сторонниками позитивистской школы были Энрико Ферри (1856-1928), Рафаэль Гарофало (1852-1934), Габриэль Тард (1843-1904) и др.
Свое название позитивистская школа получила ввиду того, что стремилась заменить отвлеченные рассуждения и философствование, попытку представителей классической школы рационально, чисто теоретически объяснить, почему человек совершает преступление, юридическими выводами и наблюдениями, основанными на доказательствах.
От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к «причинности» преступления.
Позитивистская школа развивалась в двух основных направлениях: антропологическом (биологическом) и социологическом.
Плюралистический период длится с 30-х годов ХХ века по настоящее время.
Родоначальником антропологического направления в криминологии считается Ч. Ломброзо.
Методологическую основу его учения составлял позитивизм. На учение Ч. Ломброзо огромное влияние оказала эволюционная теория видов Ч. Дарвина. Перенося эволюционную теорию на область изучения преступности, Ч. Ломброзо утверждал, что у преступников имеются особые физические черты, которые сближают их с первобытным человеком. Следовательно, существование преступников является проявлением атавизма, т.е. внезапного воспроизведения на свет в наше время среди цивилизованных людей первобытных людей, близких к своим человекообразным предкам.
Он разработал классификацию преступников, включавшую следующие типы: 1) прирожденные преступники; 2) душевно больные преступники; 3) преступники по старости, к которым относятся также политические маньяки; 4) случайные преступники.
Мысль о том, что строение тела и другие особенности физической конституции человека составляют биологическую основу поведения, не нова. Еще в V в. до н.э. Гиппократ выделял два типа людей: коренастых и плотных, подверженных апоплексии и сходным недугам, и стройных, худощавых, подверженных респираторным заболеваниям. Во ІІ в. до н.э. Гален говорил о четырех широко известных типах темперамента: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом, которые он связывал с преобладанием в организме одной из четырех жизнетворных жидкостей.
Подавляющее большинство криминологов видят истоки преступности в социальных условиях. Методологической базой такого рода объяснений являются социологические теории в криминологии.
Первым криминологом социологического направления считается бельгийский математик и астроном Адольф-Жак Кетле (1796-1874).
Основываясь на анализе преступности и состояния морали во Франции, проведенном им в 1836 г., Кетле пришел к выводу, что общество само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, - это лишь инструмент, при помощи которого оно совершается.
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), разрабатывая основы переустройства общества, немало внимания уделили вопросам борьбы с преступностью.
Основными факторами преступности в капиталистическом мире Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали социальное неравенство и эксплуатацию трудящихся, естественными последствиями которой являются безработица, крайняя бедность и нищета, низкий уровень образования и воспитания в рабочей среде.
В «Манифесте Коммунистической партии» Карл Маркс и Фридрих Энгельс подчеркивали значение экономического детерминизма.
Исследования проблемы экономических условий и преступности не были плодотворными. Они показали, что имущественные преступления растут в периоды экономических спадов, а преступления против личности – в периоды процветания, хотя уровень преступности в целом остается относительно стабильным.
В 1795 г. белорусские земли были воссоединены с Россией. С этого времени Беларусь существовала как составная часть России. Поэтому в истории криминологии Беларуси выделяется ее российский период.
До октября 1917 года в России криминология изучалась в рамках уголовного права. Самостоятельной науки криминологии не было.
Основной школой было не антропологическое, а социологическое направление, в рамках которого выделялись правое и левое крыло.
Основанием выделения правого и левого крыла в социологической школе являлись различные методологические позиции криминологов в изучении закономерностей развития преступности.
Правое крыло важнейшим методом исследования закономерностей преступности считало статистический анализ. Оно развивало теорию факторов.
Представителями
правового крыла
На основе статистических методов изучения факторов преступности представители правого крыла показывали, что преступность есть определенное состояние социального организма, что между различными социально-экономическими и психологическими характеристиками личности преступника, с одной стороны, и фактами нарушения уголовного закона – с другой, существует зависимость.
Представителями левого крыла были М.М. Исаев, Н.Н. Полянский, Х.М. Чарихов. Они пытались преодолеть методологическую ограниченность теории факторов, перейдя на новые методологические позиции – диалектический метод познания преступности, включив в предмет познания не только правовое регулирование поведения граждан, но и социальную обусловленность человеческих поступков в широком смысле.
К антропологическому направлению в России относят работы Д.А. Дриля.
В царской России криминологические исследования были положены в основу Устава о предупреждении преступности, принятого еще в 1832 г. Данный Устав обновлялся в 1842, 1857 и 1900 годах.
Советская криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. В 1918 году в ЦСУ РСФСР, а в 1923 году в ЦСУ СССР были созданы отделы моральной статистики. Обобщенные материалы публиковались в ежегодных обзорах ЦСУ РСФСР и СССР, а о зарегистрированных преступлениях – в обзорах НКВД. Отдел моральной статистики в ЦСУ СССР был закрыт в 1931 г.
Уже в 1917 г. был образован первый Петроградский криминологический кабинет. В Москве кабинет по изучению личности преступника и преступности был организован в 1923 г. Исследования сотрудников этого кабинета носили преимущественно биопсихологический характер.
В целях координации проводимых в стране криминологических исследований в марте 1925 г. при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Тогда еще в СССР термин «криминология» не употреблялся. Институт издавал на четырех языках статистические обзоры о преступности в СССР до 1935 г. В 1931 г. указанный институт был реорганизован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики, а в 1937 г. – во Всесоюзный институт юридических наук.
После 1935 г. криминология, как и советская социология, перестала существовать. Исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».
К числу наиболее значительных теоретических исследований в 20-х -30-х годах относятся труды М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, Д.П. Година, В.И. Куфаева, Е.И. Торновского, В.И. Халфина, А.С. Шляпочникова.
Белорусский кабинет по изучению преступника и преступности был создан при факультете хозяйства и права Белгосуниверситета только в октябре 1926 года. Основной линией работы кабинета было изучение преступности с целью ее ликвидации. По сравнению с другими кабинетами здесь проводились исследования не биологического, а социологического характера.
Психологические исследования в указанном кабинете имели практическую направленность. На их основе каждому заключенному назначалась работа сообразно уровню его развития, способностям и интересам.
В криминально-психиатрической секции велась работа по изучению отдельных типов преступников, направлявшихся на судебно-психиатрическую экспертизу.
Белорусский кабинет существовал всего лишь до ноября 1928 г. В августе 1929 г. при НКЮ БССР был создан Институт научно-судебной экспертизы. Секции криминологии в его структуре не было. В 1932 г. был создан отдел криминологии, а институт переименован в Белорусский государственный институт криминологии, криминалистики и судебной экспертизы при НКЮ БССР. Вскоре он был переименован в Белорусский государственный научно-исследовательский институт криминалистики и судебной экспертизы.
Криминологические исследования в Беларуси прекратились. Наука, по существу, была под запретом до ХХ съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина.
Возрождение криминологических исследований последовало в начале 1960-х гг. Были опубликованы первые теоретические труды по криминологии как самостоятельной науке, а не в рамках уголовного права, как ранее. Их авторами были С.С. Остроумов, А.Б. Сахаров, А.А. Герцензон, Г.М. Миньковский, В.К. Звирбуль.
В мае 1963 г. организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. С 1964 г. криминология вносится в учебные планы как обязательная дисциплина юридических вузов. В 1966 г. был подготовлен первый учебник.
В Беларуси преподавание криминологии началось на юридическом факультете БГУ в 1965 г.
В середине 70-х гг. в Минской высшей школе МВД СССР была создана кафедра криминологии.
Криминологическими исследованиями в советской Белоруссии занимались П.А. Дубовец (БГУ), Н.А. Барановский (Институт социологии Академии наук Беларуси), Л.В. Багрий-Шахматов, Ю.Д. Блувштейн, А.А. Примачонок, В.К. Стешиц (Минская высшая школа МВД СССР).
В 1990 г. на базе НИИ судебных экспертиз был образован НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. В нем был создан отдел криминологии, который совместно с юристами-практиками активизировал проведение криминологических исследований в республике.
Новый этап в развитии криминологии в Беларуси начинается после распада СССР.
Основными задачами криминологии на современном этапе являются:
НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь проводит научные исследования причин и тенденций преступности в республике, разрабатывает научно-практические рекомендации по предупреждению и расследованию наиболее опасных видов преступлений, изучает общетеоретические, методологические, процессуальные и научно-организационные основы судебной экспертизы, разрабатывает новые и совершенствует имеющиеся методы и методики экспертных исследований, а также развивает теоретические, правовые и организационные положения по обеспечению деятельности судов.
Результаты указанных и иных исследований отдела криминологии легли в основу ряда научно-практических пособий, среди которых «Алкоголизм: предупреждение и лечение», «Правонарушения и преступность несовершеннолетних в Беларуси в последнем десятилетии ХХ века».
Тема 3. Методика криминологических исследований
План
1. Понятие методологии и методики. Источники № 2, с. 41-42; № 3, с. 27-28; 35-36; № 6, с. 34-35; № 7, с. 53-54.
Осуществление криминологических исследований предполагает знание методологии и методов, ведущих к реализации поставленной цели. Метод – это прием, способ исследования. Метод – система правил (требований), ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Метод не произволен и не случаен. Он обусловливается содержанием поставленной цели.
Термин «методология» многозначен. Он употребляется в различных смыслах. Одни авторы под методологией понимают учение о методах познания. Другие – всю совокупность методов, применяемых в процессе познания. Третьи – не все методы, а лишь всеобщий, философский метод.
В качестве методологии выступают общие диалектические законы познания окружающего мира.
В криминологии нет единой методологической основы теорий причин преступности. Основу большинства из них составляют такие направления в философии, как позитивизм, прагматизм, эмпиризм, эклектизм. Поэтому параллельно существуют биологические, биосоциальные, социологические и социопсихологические теории причин преступности, мало связанные между собой.
Под методикой криминологических исследований понимают совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ней.