Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:39, реферат
Целью данной работы является показать уровень криминализации РФ в сфере незаконного оборота наркотиков и основные направления деятельности государства снижению уровня наркотизации населения и повышения борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и документов.
За 2009 года также увеличилось количество изъятых наркотиков из незаконного оборота. Так, общая масса наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, изъятых по возбужденным уголовным делам из незаконного оборота всеми правоохранительными органами, возросла на 20,3 % по сравнению с 2008 годом и достигла 45 т 871 кг. Из них органами наркоконтроля изъято 29 т 529,1 кг (64,4 % от общего количества изъятого), органами внутренних дел - 12 т 740,1 кг (27,8 %).
За 2009 год правоохранительными органами страны изъято более 3 т 152 кг героина, в том числе органами наркоконтроля - 1 т 638,4 кг (52 %).
При этом отмечается стремительный рост объемов изъятого правоохранительными органами афганского гашиша. За 2009 год масса изъятого гашиша увеличилась в 2,3 раза и составила 3 т 983,6 кг. Из них органами наркоконтроля изъято 1 т 404,8 кг (рост на 64,4 %).
Наиболее часто изымаемым из незаконного оборота наркотиком остается марихуана. Так, в 2009 году правоохранительными органами было изъято 33,4 т марихуаны, в том числе органами наркоконтроля - 22,9 т (68,6 % от общей массы изъятого наркотика).
Широкая её распространенность обусловлена не только наличием в регионах Российской Федерации собственной растительно-сырьевой базы, представленной дикорастущей коноплей, но и существующей потенциальной опасностью возрастания поставок наркотиков каннабисной группы казахстанского производства.
Основным районом произрастания конопли в Республике Казахстан является Чуйская долина, где вызревает каннабис с высоким содержанием алкалоида - тетрагидроканабинола. Площади конопли в республике в настоящее время составляют 138 тыс. га и превышают аналогичный показатель в Марокко, являющемся мировым лидером по производству гашиша, в 2,3 раза (60 тыс. га) и в 1,6 раза в Афганистане (83 тыс. га).
Тенденция к увеличению объемов поставок наркотиков каннабисной группы из Казахстана подтверждается возросшими изъятиями марихуаны и гашиша на территории федеральных округов, граничащих с Казахстаном.
Основной угрозой для России является афганский наркотрафик. До 90 % наркозависимых в нашей стране потребляют опиаты афганского происхождения. Анализ событий, происходящих в Афганистане, дает основание полагать, что проводя контртеррористическую операцию, международные силы содействия безопасности в Афганистане не предпринимают каких-либо серьезных усилий по противодействию наркобизнесу, который является одним из основных источников финансирования террористической и экстремистской деятельности (Приложение № 1 «Карта мирового наркотрафика»).
Одним из существенных факторов, способствующих нарастающему потоку афганских опиатов в Россию, является низкий уровень технической оснащенности российско-казахстанского участка государственной границы, протяженность которого составляет около 7,5 тыс. километров, а также "прозрачность" границ в центральноазиатских республиках, находящихся в зоне транзита афганских наркотиков, масштабы их контрабанды ежегодно увеличиваются.
Оказывая противодействие поставкам в страну наркотиков из-за рубежа, правоохранительные органы в 2009 году выявили и пресекли 1 954 преступления, связанных с контрабандой наркотиков, что на 19,1 % больше, чем за 2008 год. Из них 35,1 % преступлений данной категории пресечено органами наркоконтроля (685) при росте показателей на 24,5 % по сравнению с 2008 годом. Наибольшее число преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, пресечено в пределах Центрального (373, или 19,1 %) и Южного (243, или 12,4 %) федеральных округов.
Практически не обустроенная граница Казахстана с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном не может являться препятствием для транзитных поставок через эти республики афганских опиатов на территорию таможенного союза.
Стремительно растущая безработица в странах наркотранзита содействует активному вовлечению гастарбайтеров в ряды наркокурьеров. Из их числа в России идет формирование организованных групп и преступных сообществ, непосредственно связанных с криминальными сообществами, действующими на родине и в других странах мира.
В 2009 году только органами наркоконтроля задержано 1 266 иностранных граждан, что на 27,9 % больше, чем за 2008 год. Из них 487 - граждане Республики Таджикистан (рост на 51,2 %).
Действующее
миграционное законодательство, размытое
многочисленными международными соглашениями,
превращает наркокурьеров в "челноков",
снующих через государственную границу
Российской Федерации до 30 и более раз
в году.
Меры по повышению эффективности пресечения незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации также были рассмотрены в сентябре 2009 года на заседании Совета Безопасности Российской Федерации Принятые на нем решения легли в основу формирования Стратегии4 государственной антинаркотической политики Российской Федерации, предусматривающей меры правового, медицинского, социально-экономического и профилактического характера.
Необходимость принятия Стратегии была обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, уменьшение числа молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, ростом ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и других опасных заболеваний.
Стратегия
государственной
Стратегия содержит в себе основные направления реализации государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту, а именно: организацию мониторинга наркоситуации в сфере незаконного распространения и потребления наркотиков, а также их последствий, совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики, включающей в себя государственную систему профилактики наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации больных наркоманией и ряд других мер.
ФСКН РФ совместно с МВД России, ФСБ России и другими правоохранительными органами усовершенствовано нормативно-правовое обеспечение межведомственного взаимодействия, переработана ведомственная нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, организовано взаимодействие оперативно-розыскных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений, откорректирована система оценки эффективности оперативно-розыскной деятельности с ориентацией на приоритетность выявления и пресечения оптовых наркопоставок, прежде всего зарубежного происхождения, разобщения преступных группировок и привлечения их организаторов и активных участников к уголовной ответственности.
Правоохранительные органы Российской Федерации также на постоянной основе проводят комплекс мероприятий, направленных на сокращение незаконного производства наркотических средств из конопли.
Анализ показывает, что борьба с распространением наркотиков растительного происхождения путем выявления очагов их произрастания и уничтожения наркосодержащих растений «на корню» значительно более эффективна, чем последующее изъятие из незаконного оборота уже готовых наркотиков, после того как они начали распространяться по стране и значительная их часть найдет своего потребителя.
Проблема распространения наркотиков в России является неотъемлемой частью мировой проблемы наркомании, требующей скоординированных и сбалансированных действий всего мирового сообщества.
Учитывая
данные обстоятельства, руководством
страны и органами государственной исполнительной
власти предпринимаются существенные
меры, направленные на противодействие
наркобизнесу и оздоровление наркоситуации
в Российской Федерации и сопредельных
с ней странах.
Профилактика
преступлений в сфере незаконного
оборота наркотиков – это комплекс
социальных, образовательных и медико-
Мероприятия по профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков можно разделить на две группы: уменьшение спроса и уменьшение предложения. На современном этапе наиболее действенным является первое направление – уменьшение спроса, которое образуют:
1. Первичная профилактика - деятельность, направленная на профилактику производства и торговли незаконными веществами. Объектом первичной профилактики может быть население, не потребляющее наркотики. Субъектом профилактики - милиция общественной безопасности, образовательные учреждения, СМИ, муниципальные психологические центры, церковь.
Особое
место среди специальных
а) информирование населения (прежде всего, несовершеннолетних и молодежи) о вреде употребления наркотиков, в том числе о правовых и медицинских последствиях приобретения наркотической зависимости, об услугах по избавлению от наркотической зависимости или ее уменьшению;
б) антинаркотическая пропаганда, в основе которой лежит пропаганда здорового образа жизни;
в) антинаркотическое образование в части, относящейся к изучению мер ответственности за совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, формированию навыков раннего распознавания возникновения наркотической зависимости и способов вовлечения в потребление наркотических средств;
г) антинаркотическое воспитание, направленное на формирование стойких психологических установок и образа жизни, препятствующих вовлечению в потребление наркотиков, стимулирующих активное участие в противодействии распространению наркотиков в своем окружении.
2. Вторичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнение наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни. Объект профилактики - лица, имеющие опыт потребления наркотиков. Субъект профилактики - органы внутренних дел (на стадии выявления), медицинские учреждения, психологические центры. В основе программы лежит идентификация потребителей наркотиков и вмешательство в их поведение.
В то же время, круг собственно медицинских средств борьбы с преступным оборотом наркотических средств не сводится к излечению больных наркоманией, для многих из которых преступление становится едва ли не единственным способом добыть наркотики. Медицинская практика даже наиболее развитых стран мира показывает, что полному излечению поддается не более 2-10% наркоманов. Вместе с тем современная медицина способна справиться с задачей общего оздоровления наркомана, поддержания его трудоспособности и интереса к обычным жизненным ценностям посредством снижения дозы единовременно потребляемого наркотика до минимальных величин. Однако чаще всего спустя непродолжительное время эта доза вновь достигает критически опасных величин.