Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать опасные ситуации криминогенного характера.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать понятие ситуации и ее основные характеристики.
2. Рассмотреть виды криминогенных ситуаций.
3. Раскрыть характеристику опасных ситуаций криминогенного характера.
Введение 3
1. Понятие криминогенной ситуации 5
1.1. Понятие ситуации и ее основные характеристики 5
1.2. Виды криминогенных ситуаций 8
2. Характеристика опасных ситуаций криминогенного характера 11
2.1. Общая характеристика и классификация терроризма 11
2.2. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях, вызванных террористическими действиями 14
2.3. Понятие экстремизма 17
2.4. Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Правила личной безопасности 19
2.5. Экстремальные ситуации в природных условиях. Автономное существование, безопасность, умения и навыки 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Содержание
Введение 3
1. Понятие криминогенной ситуации 5
1.1. Понятие ситуации и ее основные характеристики 5
1.2. Виды криминогенных ситуаций 8
2. Характеристика опасных ситуаций криминогенного характера 11
2.1. Общая характеристика и классификация терроризма 11
2.2. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях, вызванных террористическими действиями 14
2.3. Понятие экстремизма 17
2.4. Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Правила личной безопасности 19
2.5. Экстремальные ситуации в природных условиях. Автономное существование, безопасность, умения и навыки 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Введение
Современное состояние преступности свидетельствует о том, что уровень профессионализма преступников непрерывно повышается, динамика общего уровня преступности не снижается, находят на недопустимо высоком уровне, что свидетельствует о необходимости совершенствования методов борьбы с преступностью. Любое действие по борьбе с преступностью должно базировать на анализе преступности как объекта противодействия, в частности не обходимо ответить на вопрос «почему совершаются преступления?» с целью формирования и реализации мер по профилактике преступности.
Таким образом, проблема настоящего исследования базируется на том, что преступность в России в настоящий момент продолжает оставаться на уровне, недопустимом для нормального развития общества, что, в свою очередь, является предпосылкой для исследования причин совершения преступления с целью их эффективной профилактики, в частности, исследования роли ситуации в совершении преступления в тем, чтобы определив криминогенные ситуации, сформировать научную базу для дальнейших исследований по профилактике преступностью с помощью максимальной декриминализации ситуаций.
В России действует ряд мощных криминогенных факторов, обусловливающих рост преступности в стране и увеличение числа потерпевших от преступлений. Усиливается правовой нигилизм. Разрастаются этнические и религиозные конфликты, множатся проявления экстремизма и политической нетерпимости в обществе. Имеется ряд важных направлений, требующих первоочередного решения в вопросах восстановления прав жертв преступлений и террористических актов на уровне органов государственной власти Российской Федерации и неправительственных организаций. Преодоление сложившейся неблагоприятной обстановки - задача государства, т.к. согласно ст.2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Устранений криминогенной ситуации способствует предотвращению преступлений, т.о. исследование роли ситуации в совершении преступления - необходимый элемент научной подготовки мер по профилактике преступности.
Объект курсовой работы - опасные ситуации криминогенного характера.
Предмет курсовой работы - общественные отношения, возникающие при предотвращении опасных ситуаций криминогенного характера.
Цель курсовой работы - исследовать опасные ситуации криминогенного характера.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать понятие ситуации и ее основные характеристики.
2. Рассмотреть виды криминогенных ситуаций.
3. Раскрыть характеристику опасных ситуаций криминогенного характера.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Понятие криминогенной ситуации
1.1. Понятие ситуации и ее основные характеристики
Под ситуацией понимается «совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение». Психология и другие науки о человеке связывают ситуацию с определенной системой внешних, объективных условий и обстоятельств, побуждающих и опосредствующих человеческую активность [12, с. 78].
Анализ научных литературных источников позволяет автору настоящего дипломного исследования сделать вывод, что в содержание обстановки совершения преступления, как правило, включаются статические объекты окружающей среды, которые выполняют функцию отражения криминалистически значимой информации, а также динамические элементы, такие как: время, природные и погодные условия, особенности поведения «прямых» и «непрямых» участников преступления, социально-психологические связи между ними и др. Однако это не в полной мере и объеме отражает содержание данной категории [12, с. 78].
С категорией «ситуация» в криминологии тесно связана категория «обстановка места преступления» Категория «обстановка места преступления» как элемент механизма преступления, соотносится с категорией «ситуация (обстановка) совершения преступления» как часть и целое в механизме реализации преступного деяния. Обстановка места преступления, - это объективная совокупность материальных объектов, явлений, процессов, атрибутивный элемент преступной деятельности субъекта. Ситуация совершения преступления - это местоположение, состояние, роль элементов механизма взаимодействия субъекта и объекта преступления с внешней обстановкой его совершения, взятого в конкретных пространственно-временных рамках [12, с. 78].
Обстановка же места совершения преступления как внешняя материальная среда в определенной мере является статическим элементом механизма преступления, в пределах которого развивался механизм совершения преступления. Ситуация совершения преступления является динамической моделью проявления всех или, во всяком случае, основных элементов механизма совершения преступления, взятой на конкретном этапе его развития в определенных пространственно-временных рамках материальной обстановки преступного деяния.
В связи с этим обстановка совершения преступления должна рассматриваться в двух уровнях: во-первых, обстановка как элемент механизма совершения преступления, как материальная внешняя среда места противоправного деяния и, во-вторых, обстановка как криминальная ситуация, форма взаимосвязи, показывающая местоположение, состояния, роль элементов механизма совершения преступления, взятых в конкретных условиях места и времени.
Ситуация совершения преступления - это форма взаимосвязи физической и социальной сред в реализации механизма преступления, формирующая (наряду с другими) объективные закономерности его функционирования, развития преступного умысла или отказа от преступления и являющаяся отражательной системой противоправного поведения, по закономерностям которой на основе комплекса следов создается ретроспективная модель преступления в процессе его раскрытия и расследования, выявляются внутренние связи, условия и причины преступления [9, с. 65].
Данное разделение необходимо не только для изучения ситуации, но и позволяет конкретизировать особенности механизма преступления, что существенно обогащает и совершенствует методику расследования, тактические рекомендации и приемы, научно-технические методы и средства по сбору, фиксации, исследования и оценке следов преступления [9, с. 65].
Следует отметить, что важным свойством любой ситуации является ее конкретность, выражающаяся в том, что она существует в определенных пространственно-временных рамках. Ситуации могут охватывать большие территории и сохраняться в течении длительного времени либо, наоборот ограничиваться небольшими пространствами и длиться несколько мгновений. Пространственно-временные масштабы ситуации во многом зависят от характера деятельности конкретных лиц, от их возможностей и направленности их умысла.
Другим свойством ситуаций является их систематичность и известная повторяемость, что создает необходимые гносеологические и логические основания для предвидения их появления в будущем.
Большая часть ситуаций в жизни человека возникает под влиянием различных социальных факторов, порождается конкретными общественными связями и отношениями.
Поэтому ситуации в общем можно рассматривать как одно из проявлений социальной среды, играющей решающую роль в формировании личности и ее поведения, в том числе преступного поведения. Сам механизм индивидуального преступного поведения -- это очень сложный механизм, включающий в себя [7, с. 95]:
- потребности;
- интересы;
- мотивы или мотивация;
- цель (в механизме совершения преступления она противозаконна);
- средства достижения цели (как правило, незаконные);
- решение;
- сам поступок (общественно опасный, уголовно-наказуемый).
Мотив преступления -- это сформировавшееся под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение, которое является внутренней непосредственной причиной преступной деятельности и выражает личностное отношение к тому, на что направлена преступная деятельность. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Большинство определений, устанавливают, что «криминогенная ситуация -- это событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление». В этом определении есть определенные пробелы: состояние относится к субъективной сфере.
1.2. Виды криминогенных ситуаций
Криминогенные ситуации классифицируются на:
- заранее создаваемые самим преступником;
- создаваемые им же, но непреднамеренно;
- возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц (виктимное поведение);
- вызванные стихийными силами природы;
- возникшие по стечению случайных обстоятельств.
Криминогенные ситуации - это те, которые в силу фактического содержания положительно влияют на формирование преступного замысла, цели преступления, являются благоприятными для достижения преступного результата. Такие ситуации часто являются мотивирующими и содержат в себе «провоцирующие» моменты, т.о., по источнику формирования криминогенные ситуации можно разделить на три группы [13, с. 52]:
- связанные с личностью субъекта и его деятельностью;
- складывающиеся независимо от субъекта и, связанные с предметом преступного посягательства;
- смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств.
Ситуации первой группы нередко складываются вследствие целеустремленных поступков субъекта, специально направленных на создание условий, наиболее благоприятных для осуществления его преступных намерений. Они могут быть созданы и такими действиями лица, которые первоначально были направлены на совершение другого преступления либо на достижение совсем другой цели, а также антиобщественным, аморальным, но не преступным поведением.
Ситуации второй группы часто возникают из-за упущений и недостатков в деятельности государственных органов, хозяйственных и общественных организаций, отдельных должностных лиц.
Наиболее распространены ситуации третьей группы. В каждой конкретной ситуации может преобладать та или иная группа таких обстоятельств.
Криминогенные ситуации не могут существовать в чистом виде, то есть состоять только из криминогенных факторов. В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы.
К некриминогенным ситуациям относятся такие, которые либо не благоприятствуют совершению преступления, либо существенно препятствуют ему, либо вообще исключают возможность совершения данного преступления.
Криминальная психология предлагает такое определение криминогенной ситуации: криминогенная ситуация -- это относительно длительное состояние взаимодействия по меньшей мере двух сторон, которое предполагает причинение всевозрастающего вреда общественным отношениям.
Все эти виды ситуаций играют определенную роль в формировании преступного поведения, однако для целей настоящего исследование наиболее актуальна классификация ситуаций по стадиям, представлена ниже. Структура криминогенной ситуации [15, с. 36]:
- субъекты, которые участвуют в этой ситуации (не менее двух);
- объекты -- это какие-либо ценности, на которые направлен умысел преступления, из которого совершается преступление;
- стадии криминогенной ситуации:
I. конкретная жизненная ситуация -- это стечение определенных обстоятельств или условий, когда лицо субъективно воспринимает их и оценивает;
II. конфликтная ситуация -- это неадекватное поведение сторон (конфликт);
III. проблемная ситуация -- здесь лицу предоставляется выбор между правомерным и противоправным поведением;
IV. стрессовая ситуация -- это совокупность факторов внешне и внутренне воздействующих на человека и образующих у него состояние внутреннего физического напряжения;
V. фрустрационная ситуация -- она образуется в результате возникновения непреодолимых препятствий при достижении очень важной цели, приводит к дезорганизации сознания и в результате человек идет на преступление, т.е. человек, не видит выхода из создавшейся ситуации, например, идет на совершение кражи, не имея постоянного источника дохода.
Жизненная ситуация - как повод к совершению преступления.
Мотивирующая ситуация связана с преступлением через повод к его совершению. На личность перед совершением преступления в течение длительного времени могут влиять многие объективные и субъективные факторы, однако поводом к совершению преступления становятся лишь те из них, которые играют роль «спускового крючка» в общем механизме поведения.
Информация о работе Опасные ситуации криминогенного характера