Политическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:28, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение сущности политической преступности.
Основными задачами контрольной работы являются:
- определить сущность политической преступности;
- выявить причины политической преступности;
- предложить способы предупреждения политической преступности и соответствующих превентивных мер, лежащих в основе этого процесса.

Работа состоит из  1 файл

главная.docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

 

 

Введение

Криминогенная обстановка и качественные изменения  преступности в стране вызывают серьезную  озабоченность. Преступность становится важнейшим дестабилизирующим фактором в осуществлении экономических  и социальных реформ, снижает у  граждан доверие к органам  власти и управления. Обострение социальной напряженности способствует значительному  росту преступлений «политической» направленности.

Данный  вид преступлений представлял и  представляет в настоящее время  значительную угрозу обществу и является серьезным препятствием для нормальной деятельности государства, вызывая  социальное недовольство и общественное напряжение. Таким образом, его предупреждение социально оправданно и полностью  отвечает интересам законопослушных  граждан и государства.

В то же время правоохранительные органы не могут вести эффективную борьбу с этими преступлениями в связи  с тем, что в российских нормативных  актах даже не дано понятия «политического преступления». Уголовный кодекс Российской Федерации не выделяет в отдельный  или квалифицированный состав политические преступления. Хотя характер и степень  общественной опасности «политических  преступлений» значительно выше, чем у преступлений со схожими  составами; лица, их совершившие, сравнительно редко привлекаются к уголовной  ответственности, а в случае привлечения  к ней в обвинительном приговоре  отсутствует политический мотив  и тем более, не указываются политические цели содеянного. Можно констатировать, что правоохранительные органы в  плане борьбы с политической преступностью  практически не работают вследствие отсутствия нормативной базы.

Целью контрольной  работы является изучение сущности политической преступности.

Основными задачами контрольной работы являются:

- определить  сущность политической преступности;

- выявить  причины политической преступности;

- предложить  способы предупреждения политической  преступности и соответствующих  превентивных мер, лежащих в  основе этого процесса.

В ходе написания  работы использовались работы Долговой А.И., Иншакова С.М., Салаховой А.И. и  других авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Криминологическая характеристика политической преступности.

Уголовное законодательство, а соответственно и преступность, складывающаяся из нарушений уголовных законов, - явления в достаточной мере политизированные. Политическая преступность - криминальный феномен, который связан со сферой государственного управления наиболее тесно.

Политическая  преступность многопланова. В узком  смысле этим понятием охватываются преступления, совершаемые по политическим мотивам. В широком - все преступления, совершаемые в политической сфере, в области государственного и социального управления.

1.1. Политическая мотивация и преступность.

Главным критерием отнесения преступлений к первой группе является политический мотив. Политический мотив как психологический  феномен - явление достаточно сложное и комплексное. Он может носить:

- идеологический  характер (в основе лежат представления  об общественном идеале, социальной справедливости, благе государства или социальной группы);

- религиозный  характер (стремление к переустройству социума в соответствии с одной из религиозных доктрин);

- характер  корысти или иной личной заинтересованности (карьеризм, месть, политические амбиции, властолюбие и т.п.).

Идеологический  и религиозный характер политической мотивации в чистом виде встречаются достаточно редко. Как правило, к ним примешивается мотив корыстной или иной личной заинтересованности. В отдельных случаях политическая мотивация объединяет и идеологические, и религиозные, и корыстные установки. Это единство бывает органичным - в каждом деле и во всяком побуждении человека присутствует личный интерес. Нередко идеологические и религиозные мотивы оказываются лишь прикрытием корысти или иной личной заинтересованности (карьеризма, мести и т.п.). По этому поводу Д. Карнеги заметил, что у человека часто бывают два мотива для того или иного поступка: один, который красиво выглядит, и второй - подлинный.

Властные  полномочия, как правило, сопряжены  с распределением определенных ресурсов (в том числе и в личных интересах), а также предполагают комфортность бытия. Поэтому в мотивации, связанной со стремлением к власти или удержанием ее, достаточно сложно отделить политический мотив от корыстного.

Нередко религиозно-националистические идеи оказываются  лишь инструментом захвата политической власти в государстве или регионе. Организаторы таких политических акций криминального характера руководствуются корыстными мотивами, а непосредственные исполнители могут добросовестно заблуждаться и совершать кровавые злодеяния в националистическом или религиозном исступлении. В этом отношении достаточно показательны события в Чечне: «Националистическая чеченская религиозно-мусульманская идея является скорее всего дымовой завесой для обмана народа, укрепления преступного режима и чеченской организованной преступности, поддерживаемых криминальными кругами России. Нельзя исключать в этом внешних и внутренних сил, заинтересованных в разрушении России. Для такого вывода имеется множество прямых и косвенных доказательств1».

Салахова  А.И. выделяет следующие группы целей  и мотивов совершения политических преступлений: 1) приобретение власти; 2) сохранение власти; 3) укрепление власти; 4) распределение власти; 5) утрата власти; 6) создание нового независимого государства  или автономной территории в рамках того же государства; 7) изменение внешних  или внутренних границ национального  государства или группы государств; 8) национальная, расовая, этническая или религиозная нетерпимость; 9) нетерпимость к политическому инакомыслию; 10) изменение системы управления в государстве; 11) прекращение политической деятельности.2

По мнению профессора Дьякова С.В. и других криминологов, наиболее часто встречающимися мотивами политических преступлений являются недовольство проводимой действующим  правительством политикой и обида  на органы государственной власти за допущенную несправедливость (мнимую или реальную)3.

 

1.2. Типология политических преступлений

Данный  тип преступности может рассматриваться  как одна из форм политической борьбы. В этом ракурсе достаточно продуктивной оказывается принятая еще в Древнем Риме классификация преступлений на естественные и выдуманные - указанная классификация способствует уяснению сущности различных аспектов политической преступности. К первой группе относятся совершенные по политическим мотивам убийства, причинение вреда здоровью, уничтожение имущества и т.п. Эти деяния, независимо от характера мотивации, считаются преступными практически в любом государстве. Политические мотивы оказывают влияние лишь на квалификацию преступлений, меру наказания или характер исполнения наказания.

Вторая группа охватывает деяния, которые признаются преступными  именно в силу политической мотивации. В различных странах спектр данной группы политических преступлений разный - то, что в одном государстве  признается нормальным, в другом запрещено  под страхом уголовного наказания. Критика политического режима, разоблачение политических деятелей и руководителей  государства в Ираке, Китае, Северной Корее может стоить человеку свободы или даже жизни. В демократических государствах такие деяния не относятся к разряду преступлений.

Преступления, совершаемые по политическим мотивам, в зависимости от целей могут  быть классифицированы следующим образом:

- направленные  на изменение социальной и  политической системы,

- направленные  на захват власти;

- направленные  на удержание власти;

  • направленные на ослабление политического противника (как внутри государства: на уровне отдельного политического деятеля, политической партии, так и на межгосударственном уровне - как инструмент геополитики)4.

По характеру  организации преступной деятельности политические преступления, совершаемые в нашей стране, классифицируют на:

1) совершаемые  отдельными гражданами (по международной  терминологии - «инициативная политическая преступность»);

2) совершаемые  членами политической организации:

- легальной  или нелегальной;

- расположенной  в нашей стране или за рубежом;

3) совершаемые  должностными лицами и государственными  деятелями:

- отечественными;

  • иностранными5.

1.3. Внутриполитические и внешнеполитические преступления

Деление политических преступлений на внутри- и внешнеполитические имеет существенное значение с точки зрения анализа  причин и выработки мер воздействия  на преступность каждого типа. К  внутриполитическим корректно относить преступления, совершаемые лицами в отношении того государства, гражданами которого они являются.

Внешнеполитические  преступления - оборотная сторона  враждебной внешней политики зарубежных государств. Одной из форм политической преступности является направленная на достижение политических целей деятельность иностранных государств и зарубежных (международных) общественных организаций, а также иностранных граждан - деятельность, которая российским законодательством признается преступной. К такого рода деяниям может быть отнесен шпионаж (ст. 276 УК РФ6), терроризм (ст. 205), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), диверсия (ст. 281), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), насильственный захват власти (ст. 278), вооруженный мятеж (ст. 279), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), подстрекательство российских граждан к государственной измене - оказанию помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ (ст. 33, 275).

1.4. Преступность в политической сфере

Преступность  в политической сфере - феномен менее  определенный и недостаточно изученный. Основанием для выделения данного  типа преступности является специфика характера и последствий указанных преступлений. С определенной долей условности этот вид можно назвать преступлениями, влекущими существенные политические последствия.

Помимо преступлений, совершенных  по политическим мотивам, к данной группе следует отнести преступления высших должностных лиц и их ближайшего окружения, которые имеют особый социальный резонанс. Например, должностные злоупотребления генерального прокурора страны или министра юстиции могут служить основанием для гипотез о порочности всей политической системы общества, не говоря уже о преступлениях президента государства или его родственников.

К политическим преступлениям данного типа относят  и преступную халатность или самонадеянность в области управления государством. На этот аспект политической преступности обратил внимание В.В. Лунеев при исследовании криминальных деяний правящей элиты: «Мгновенный и неоправданный развал Союза со страшными последствиями для народов, попытки его насильственного сохранения, массовые межнациональные кровавые столкновения, разрушение экономического пространства, беспрецедентное расхищение народного достояния, катастрофическое обнищание народа, интенсивная криминализация всех общественных отношений, включая политические, - все это лежит на совести этой части элиты. Нет никаких оснований говорить о ее прямом или косвенном умысле (хотя такие утверждения в печати имеются), но нельзя не видеть в ее действиях должностной самонадеянности и небрежности, которые могут быть преступными»7.

К политическим преступлениям корректно отнести  некоторые деяния, совершенные по корыстным мотивам - такие, как государственная  измена, вооруженный мятеж, насильственный захват власти или насильственное удержание  власти и т.п. Указанные преступления, независимо от характера мотивации, носят политический характер и влекут негативные политические последствия (от ослабления государства до полного  его развала).

К какой  группе деяний следует отнести такую  организацию приватизации национальных богатств России, в результате которой  собственниками уникальных оборонных предприятий, а также предприятий космической и авиационной промышленности стали граждане США, покажет будущее. Будущее даст оценку и таким деяниям, как назначение на пост руководителя Совета безопасности России гражданина Израиля, а на министерские посты - лиц, имеющих вид на жительство в США.

Особая  опасность политической преступности заключается в следующем:

- во-первых, она сопряжена со значительными  человеческими жертвами;

- во-вторых, политическая преступность  наносит значительный ущерб государственной  безопасности, причиняет существенный  вред экономическому развитию общества, подрывает обороноспособность страны;

  • в-третьих, отдельные политические преступления могут привести к разрушению государственности, демографическим и гуманитарным катастрофам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Причины политической преступности.

2.1. Типология личности политического преступника.

В соответствии с классификацией Аристотеля8 среди политических преступников можно выделить:

Информация о работе Политическая преступность