Понятие и виды предупредительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание

Все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов, которыми в широком социологическом плане являются общество в целом, коллективы трудящихся, отдельные социальные группы и индивиды; в социально-политическом плане — государство, государственные органы, общественные организации, граждане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 25.86 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 ВВЕДЕНИЕ 

1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 

2. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 Как и любая социальная  система, система предупреждения  преступлений включает объекты  и субъекты воздействия, применяемые  ими при этом меры, а также  механизм их реализации, предполагающий  правовое, научное, информационно-аналитическое,  организационно-методическое, материально-техническое,  финансовое, кадровое обеспечение. 

 Все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов, которыми в широком социологическом плане являются общество в целом, коллективы трудящихся, отдельные социальные группы и индивиды; в социально-политическом плане — государство, государственные органы, общественные организации, граждане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ  ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ  КЛАССИФИКАЦИЯ 

 Субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой сфере определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждению преступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам, степени специализации.

 Деятельность конкретного субъекта может быть ориентирована на непосредственное осуществление правовой охраны основных ценностей общества, специализированной в сфере предупреждения преступлений; на оптимизацию условий общехозяйственной и общевоспитательной работы, выражающейся в устранении криминогенных факторов и позитивной коррекции личности; общую организацию и “сквозное” обслуживание общехозяйственной и общевоспитательной деятельности в отдельных отраслях народного хозяйства, органах здравоохранения, просвещения и т.д.

 По месту в государственной  и общественной системе субъекты  профилактики могут быть классифицированы  следующим образом: государственные  (федеральные и субъектов федерации), муниципальные; неправительственные  (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и  некоммерческие структуры, общественные  объединения и специализированные  формирования; граждане.

 По задачам, компетенции и содержанию деятельности, предупреждающей преступность, субъекты профилактики классифицируются на: органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия); неспециализированные; частично специализированные; специализированные органы.

 Субъекты профилактики используют  для предупреждения преступлений  систему различных мер, следует  особо выделить следующие: 

1) экономические меры (стабилизация  экономики; уменьшение степени  дифференциации населения по  уровню доходов; обеспечение прожиточного  минимума для необеспеченных  слоев населения; обеспечение  приоритета легальной экономической  деятельности; экономическое стимулирование  добровольного отказа от совершения  правонарушений в процессе экономической  деятельности; борьба с безработицей; компенсация ущерба жертвам правонарушений  и т.п.);

2) политические меры (демократизация  политической жизни; борьба с  коррупцией; борьба с неправомерным  лоббированием частных (корпоративных)  интересов в органах власти; разработка  государственной стратегии борьбы  с правонарушениями; стабилизация  политического режима; развитие  международного сотрудничества  в сфере борьбы с преступностью  и т.п.);

3) правовые меры (принятие комплексного  законодательного акта об основах  государственной системы предупреждения  преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного,  административного, гражданского  и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой  и административно-правовой оценке  общественно опасных деяний; правовое  обеспечение механизма реализации  законодательства о борьбе с  преступностью и предупреждении  правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);

4) психолого-педагогические и культурно-воспитательные  меры (правовое воспитание населения;  воспитание профилактической активности  личности; формирование доверия  к правоохранительным органам;  информирование о негативных  последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов  борьбы с преступностью и иными  правонарушениями и т.п.);

5) криминологические меры общей  и индивидуальной профилактики (профилактические  беседы; направление информации  об антиобщественном поведении  лиц руководителям предприятий,  учреждений, учебных заведений, общественных  организаций; предупреждение о  постановке на профилактический  учет; постановка на профилактический  учет; административный надзор; официальное  предостережение; виктимологическая профилактика);

6) организационные меры (введение  криминологической экспертизы всего  законодательства; повышение эффективности  управленческой деятельности в  сфере борьбы с преступностью  и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных  органов и обеспечение их взаимодействия  в борьбе с преступностью и  профилактике правонарушений; воспитание  правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);

 7) технические меры (разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 

 Одни субъекты профилактики  осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие - с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

1. Общесоциальные субъекты профилактики преступлений - органы представительной власти (Федеральное Собрание, законодательные собрания субъектов Федерации), государственные органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты, службы, администрации территориальных органов исполнительной власти), органы здравоохранения, учреждения образования, культурно-воспитательные учреждения, социального обслуживания и подчиненные им организации, учреждения и службы, решающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей общей компетенции;

 Среди субъектов предупреждения  преступлений особую роль выполняют  государственные органы законодательной  и исполнительной власти и  органы местного самоуправления. Реализуя принципы народовластия,  они осуществляют управление  социально-экономическими процессами, государственное руководство экономикой  и социально-культурным строительством, здравоохранением, образованием, социальной  защитой населения на подведомственных  территориях. Из всех субъектов  предупредительной деятельности  они наделены и обладают наиболее  конкретными и реальными возможностями  в области организации предупреждения  преступности, а именно:

 в пределах своей компетенции  осуществляют руководство всеми  субъектами предупреждения на  подведомственной территории;

 осуществляют координацию деятельности  государственных и общественных  органов при реализации комплексных  мер по предупреждению преступлений;

 координируют на своей территории  работу всех субъектов профилактики  преступлений, обеспечивая им условия  надлежащего функционирования и  реализации перспективных и первоочередных  задач в этой области; 

 совместно с другими субъектами  предупредительной деятельности  разрабатывают и утверждают программы  и комплексные планы профилактики.

 В условиях дальнейшей демократизации  общества многократно возрастает  роль и значение общественных  организаций, трудовых коллективов  и граждан в укреплении законности, усилении охраны прав личности, воспитании людей в духе уважения  к закону.

 Необходимость участия граждан,  общественных организаций и формирований, трудовых коллективов в деле  предупреждения преступлений вызывается  рядом объективных и субъективных  факторов: расширением демократии  и политического творчества масс; возрастанием уровня правосознания  граждан, их социально-правовой  активности в преодолении недостатков  и борьбе с негативными явлениями;  активной поддержкой массами  проводимого государством курса  на предупреждение преступлений; комплексным подходом к осуществлению  предупреждения правонарушений, необходимостью  управления социальными процессами  и регулирования общественных  отношений в сфере упрочения  законности и укрепления правопорядка  и др.

 Участвующие в предупреждении  преступлений общественные организации,  самодеятельные добровольные формирования, исходя из территориального масштаба  их деятельности, места, которое занимает предупредительная работа в числе их основных задач, функций и компетенции, можно разделить на три основные группы:

 а) массовые общественные  организации, действующие на основе  уставов и положений (политические  партии и молодежные формирования, профсоюзы, кооперативные объединения,  добровольные спортивные объединения,  творческие союзы, общественные  и религиозные организации и  фонды), имеющие вертикальную и  горизонтальную структуры и действующие  в масштабах как страны, так и отдельных регионов, районов, городов, а также предприятий и учреждений;

 б) общественность, участвующая  в деятельности государственных,  представительных и правоохранительных  органов (комиссии по борьбе  с пьянством, по делам несовершеннолетних  и защите их прав, административные  комиссии, по бытовому и трудовому  устройству, внештатные сотрудники  милиции и общественные помощники  следователей, службы безопасности, частные детективные и охранные  предприятия);

 в) органы, организации, отдельные  представители местной общественной  самодеятельности (общественные объединения  правоохранительной направленности, добровольные народные дружины,  инспекции по делам несовершеннолетних  на общественных началах, общественные  воспитатели, общественные пункты  охраны порядка).

 Первая группа общественных  организаций осуществляет главным  образом меры общего предупреждения  преступлений (социально-экономические,  культурно-воспитательные и т.д.). Главная их задача — раннее  предупреждение антиобщественных  проявлений.

 Вторая, действуя на основе  положений, утвержденных актами  высшей государственной власти, а также на основе ведомственных  нормативных актов, реализует  меры общего и индивидуального  предупреждения преступлений.

 Третья группа формирований  общественности наиболее многообразна  и менее упорядоченна. Она занимается непосредственно общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований по предупреждению антиобщественных проявлений.

 Предупредительная деятельность  общественных организаций строится  в соответствии с их задачами  и компетенцией. Как правило, она  включает проведение следующих  мероприятий: 

 обсуждение вопросов предупреждения  преступлений на текущий момент  и в ближайшей перспективе;  участие в текущем и перспективном  планировании предупредительной  деятельности, в закреплении ее  задач и форм в совместных  с правоохранительными органами  нормативных и методических документах;

Информация о работе Понятие и виды предупредительной деятельности