Понятие и виды предупредительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание

Все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов, которыми в широком социологическом плане являются общество в целом, коллективы трудящихся, отдельные социальные группы и индивиды; в социально-политическом плане — государство, государственные органы, общественные организации, граждане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 25.86 Кб (Скачать документ)

 использование мер общественного  воздействия в отношении лиц  с отклоняющимся поведением с  тем, чтобы предупредить дальнейшую  деморализацию личности и обеспечить  своевременную коррекцию ее поведения; 

 выявление криминогенно опасных  очагов семейно-бытовых конфликтов  и принятие мер к их устранению;

 проведение индивидуальных  и групповых бесед, обсуждение  поведения конкретных лиц на  собраниях, заседаниях выборных  органов, осуществление общественного  контроля за поведением лиц, склонных к совершению преступлений;

 осуществление общественного  контроля за соблюдением законодательства о трудовой дисциплине и условиях труда, об охране собственности; борьба с пьянством и другими негативными явлениями;

 проведение рейдов, патрулирования  в общественных местах в целях  предупреждения и пресечения  преступных и иных антиобщественных  проявлений.

2.Специальные субъекты – правоохранительные  органы, организации, учреждения, подразделения  органов внутренних дел, прокуратуры,  юстиции, адвокатуры, таможенные  органы, органы федеральной службы  безопасности, решающие вопросы  предупреждения преступлений, включая  применения мер принудительного  характера, в рамках их компетенции  по обеспечению законности, общественной  и государственной безопасности, судебные органы.  

 Важной особенностью правоохранительных  органов как субъектов профилактики  является то, что осуществляемые  ими мероприятия предполагают  обязательное включение в работу  по устранению криминогенных  факторов. Правоохранительные органы  выявляют нарушения закона и  причины этого и предлагают  устранить их должностным лицам,  в компетенцию которых входит  решение таких вопросов. Меры  же, направленные на коррекцию  личности, а также предупреждение  рецидива преступлений, осуществляются  самими правоохранительными органами  с использованием в необходимых  случаях помощи других субъектов. 

 Каждый из правоохранительных  органов осуществляет предупреждение  преступлений в пределах своей  компетенции, конкретных целей  и задач. При этом следует  отметить, что позитивное влияние  системы правоохранительных органов  на уровень преступности в  значительной степени ограничено  объективными обстоятельствами: правоохранительные  органы не имеют возможностей  прямого воздействия на формирование  у лица таких важных элементов  криминогенной мотивации, как  потребности, интересы, цели и  средства достижения преступных  намерений. Только частично они  влияют на формирование правосознания  путем общей и индивидуальной  превенции, устранения причин  и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер  воздействия на лиц, совершивших  преступления, а также исправления  и перевоспитания осужденных. Однако  эти обстоятельства не исключают  участия правоохранительных органов  в процессе предупреждения преступлений  и профилактического воздействия  на конкретное лицо.

 Органы внутренних дел занимают  особое место в системе предупреждения  преступности. Это вытекает из  особенностей их функций и  содержания компетенции. Из всех  органов, ведущих борьбу с преступностью,  органам внутренних дел чаще  других приходится иметь дело  с непосредственной реализацией  соответствующих предупредительных  мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

 Особенно возросла роль органов  внутренних дел в последние  годы, когда усилилась социальная  напряженность в обществе, возникли  межнациональные конфликты, участились  проявления терроризма, экстремизма  и массовые беспорядки. В этих  условиях работникам милиции  приходится принимать на себя  главный удар и осуществлять  решительные меры по обеспечению  правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные  подразделения, такие, как ОМОН (отряды милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

 Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений.

 В предупредительной работе  органов внутренних дел можно  выделить следующие основные  ее виды:

 разработка и осуществление  общих направлений предупреждения  преступлений на основе анализа  состояния, структуры и динамики  преступности;

 конкретизация общих направлений  до уровня решения отдельных  задач на более уязвимых в  криминогенном отношении территориях  и объектах народного хозяйства; 

 проведение индивидуальной  воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических  учетах либо нарушающих нормы  общественной жизни; 

 работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений  и ранее судимыми с целью  недопущения совершения ими преступлений;

 предотвращение преступлений  со стороны лиц, о преступных  намерениях которых стало известно  органам внутренних дел; 

 пресечение и раскрытие совершенных  преступлений.

  Рассмотрим их деятельность:

 1)Судебные органы рассматривают вопросы предупреждения преступлений в рамках своей компетенции по осуществлению правосудия (по материалам конкретных уголовных дел суды выносят частные определения об устранении причин и условий преступлений и о принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работе или в быту либо нарушением ими общественного долга), а также они контролируют принятие мер по ранее внесенным по этим же делам представлениям следователей. Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний, привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчеты судей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступления судей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных и т. д. Судьи участвуют в анализе состояния преступности и выработке мер по ее предупреждению, а также в координации и комплексоном планировании профилактики, обобщая судебную практику по этим вопросам.

 Суд, предварительное следствие,  уголовный розыск, должностные лица, уполномоченные привлекать к  ответственности, - это субъекты  мер юридической ответственности  - наказания. 

2) Прокуратура. Место и роль  прокуратуры в системе предупреждения  преступлений определяется ее  функцией высшего надзора за  точным исполнением законов на  территории всей страны. Выполняя  эту функцию, прокуроры не только  сами решают стоящие перед  ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

 Предупредительная деятельность  прокуроров состоит также в  оказании воздействия на должностных  лиц и граждан путем выявления  и пресечения средствами общего  надзора уже совершенных правонарушений  и преступлений. Выявив их, прокурор  принимает соответствующие меры  к пресечению правонарушений  и наказанию виновных. Повышение  эффективности этой деятельности  прокуратуры достигается обеспечением  широкой гласности. 

3)Участковый инспектор милиции  одновременно реализует меры  социальной профилактики, безопасности  и ответственности. 

4)Органы юстиции участвуют в  профилактике преступлений, посредством  правовой пропаганды и правового  воспитания, обобщений экспертной  практики и разработки на этой  основе предложений, направленных  на совершенствование мер специальной  профилактики, организационное и  методическое обучение правового  воспитания в учебных заведениях.

5)Адвокатура, являясь общественной  организацией, входит в систему  юстиции. Работая по уголовным  делам в ходе следствия и  судебного заседания, адвокаты  содействуют выявлению причин  и условий преступлений (в рамках  основной задачи - защиты). Обслуживая  юридические учреждения и предприятия,  адвокаты оказывают помощь должностным  лицам, предупреждая возможность  совершения ими правонарушений. Члены коллегий адвокатов консультируют  по вопросам применения права  граждан, выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую  помощь.

6)Федеральная служба безопасности  в пределах предоставленной ей  компетенции предупреждает особо  опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе  с органами внутренних дел  и прокуратуры, участвует в  общепрофилактических мероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средств массовой информации.

7)Налоговая полиция осуществляет  контроль за соблюдением организациями, учреждениями, предприятиями и гражданами налогового законодательства и применяет санкции за его нарушение.

8)Таможенные органы осуществляют  контроль за перемещением товаров и услуг через границу, своевременной и полной уплатой таможенных пошлин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Криминология. Долгова  А.И. ИНФРА-М-НОРМА. М., 2005

2.     Криминология. Учебник  для вузов/В.Н. Бурлакова. Питер,2003

3.     Криминология. Общая  часть / Под. ред. В.В. Орехова. СПб.2004

4.     Криминология /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.,2002

5.     Зудин В.Ф. Криминологическая  профилактика преступлений. Воронеж:2006

6.     Жалинский А.Э. Условия эффективности профилактики преступлений. Москва:2001

7.     Теоретические основы  предупреждения преступности. Москва.2005.


Информация о работе Понятие и виды предупредительной деятельности