Преступность сотрудников правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:23, контрольная работа

Описание

Создание правоохранительных органов предполагает, что работать в них будут лица не только профессионально подготовленные, но и отвечающие высоким нравственным принципам, для которых служение закону – главная задача. Однако действительность оказалась далекой от подобных предположений и стало ясно, что «созданные государством органы контроля за преступностью сами требуют контроля». Это связано с тем, что не всегда и не во всем деятельность правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел, соответствует букве закона.

Работа состоит из  1 файл

преступления сотрудников милиции.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)


Создание правоохранительных органов предполагает, что работать в них будут лица не только профессионально подготовленные, но и отвечающие высоким нравственным принципам, для которых служение закону – главная задача. Однако действительность оказалась далекой от подобных предположений и стало ясно, что «созданные государством органы контроля за преступностью сами требуют контроля». Это связано с тем, что не всегда и не во всем деятельность правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел, соответствует букве закона. Преступления, которые совершают сотрудники органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, довольно распространены и представляют повышенную общественную опасность, так как не только нарушают нормальную работу правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан страны. Преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен.

Сказанное обусловливает необходимость криминологического изучения преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в связи со служебной деятельностью, и разработки эффективных мер воздействия на них с целью предупреждения.

Выделение этой группы преступлений в преступности сотрудников органов внутренних дел обусловлено тем, что они не только связаны с правовым статусом сотрудника, но, прежде всего с выполнением им непосредственных служебных или должностных обязанностей, например, следователя, дознавателя, оперуполномоченного уголовного розыска или участкового уполномоченного милиции. Они совершаются непосредственно при исполнении сотрудниками своих «профессиональных» функций, как правило, в рабочее время или же вне его, но когда виновный выполнял обязанности, вытекающие из его правового положения сотрудника органов внутренних дел, например, при задержании правонарушителя, пресечении преступления. То есть это те преступления, которые, как правило не могут совершить представители других, не «милицейских» профессий. Данный вид преступлений был нами назван «профессиональными» преступлениями, совершаемыми сотрудниками органов внутренних дел.

Ученые, занимающиеся исследованием преступности сотрудников органов внутренних дел, по-разному определяют подобные преступления и их структуру. В частности, Н.В. Тарасов выделяет 2 группы рассматриваемых преступлений: преступления, совершенные специальным субъектом – должностным лицом, которым является сотрудник милиции (должностные преступления), и преступления, совершенные собственно сотрудником милиции (преступления против правосудия). С.А. Алтухов выделил три группы таких преступлений: 1) превышение должностных полномочий вследствие азарта, неправильной оценки обстановки; 2) преступления, имеющие своей целью получение имущественной или иной выгоды; 3) преступления, совершенные из иных низменных побуждений, обусловленных ложно понятыми интересами службы. А.А. Купленский называет четыре группы преступлений, связанных со служебной деятельностью сотрудников органов внутренних дел: 1) посягательства, направленные на причинение вреда жизни и здоровью граждан; 2) посягающие на неприкосновенность личности, ее свободу, честь и достоинство; 3) деяния, посягающие на существующую систему правосудия; 4) корыстные преступления, совершенные в связи с исполнением служебных обязанностей.

Не со всеми авторами, на наш взгляд, в этом вопросе можно согласиться. В частности, вряд ли можно считать удачной классификацию рассматриваемых преступлений по мотивации преступных действий, предложенную С.А. Алтуховым. Преступления, выделенные им в различные группы, могут совершаться по одним и тем же мотивам. Например, получение материальной или иной выгоды может преследовать не только такое преступление, выделенное им во второй группе, как получение взятки, но и привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, а также незаконное освобождение от уголовной ответственности. Два последних преступления могут совершаться также из ложно понятых интересов службы, из иных побуждений, не связанных с интересами службы, например, мести. Классификация рассматриваемых деяний на преступления, совершенные специальным субъектом и совершенные собственно сотрудником милиции, также вызывает определенные возражения, так как в обеих группах преступлений, как должностных, так и против правосудия, сотрудник милиции является специальным субъектом. Причем субъектом большинства преступлений против правосудия может быть не каждый сотрудник органов внутренних дел, а лишь дознаватель, следователь или начальник следственного отдела, принявший уголовное дело к своему производству.

На наш взгляд, классифицировать «профессиональные» преступления сотрудников органов внутренних дел следует по видовому объекту составов совершаемых ими преступлений, разделяя их на преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) и преступлений против правосудия. В их рамках возможна дальнейшая классификация по конкретным составам преступлений.

Должностные преступления и ответственность за их совершение закреплены в главе 30 УК РФ. Сам закон не дает их определения. Ученые, в частности Б.Т. Разгильдиев, определяют их следующим образом: «Это совокупность уголовно-правовых норм, описывающих деяния лиц, совершенных с использованием прав и обязанностей, образующих правовой статус, и существенно нарушающих права и законные интересы граждан, организаций либо интересы общества или государства». Их отличительными признаками являются следующие: 1) совершаются единственно благодаря занимаемому виновным должностному (служебному) положению; 2) совершаются вопреки интересам службы; 3) причиняют существенный вред нормальному функционированию государственного (общественного) аппарата или содержат реальную угрозу его причинения. На наш взгляд, должностные преступления сотрудников органов внутренних дел, кроме причинения вреда нормальному функционированию государственного аппарата, также наносят существенный вред охраняемым законом правам и свободам граждан, так как деятельность сотрудников осуществляется в сфере взаимодействия с гражданами (прежде всего попавшими в поле зрения милиции – правонарушителями, свидетелями, потерпевшими), чьи интересы непосредственно затрагиваются ими.

Таким образом, должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как причиняют ущерб не только нормальной работе и авторитету правоохранительных органов, призванных обеспечивать правопорядок и законность в обществе, но и законным правам, интересам и свободам граждан, что дает основание последним наряду с другими причинами считать всю государственную власть античеловечной и беспомощной. Кроме того, они совершаются представителями власти, наделенными широким кругом полномочий по отношению не только к рядовым гражданам, но и должностным лицам, и в силу этого обладающими значительными возможностями причинить больший вред гражданам и обществу в целом.

Не меньшую общественную опасность представляют совершаемые сотрудниками органов внутренних дел преступления против правосудия, которые тесно взаимосвязаны с должностными преступлениями. Так, по отдельным оценкам в 24–30% случаев взяточничества дополнительным объектом последнего становились общественные отношения в области борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

Группа преступлений против правосудия довольно велика. Но сотрудники органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей могут быть субъектами не каждого преступления против правосудия, а лишь некоторых из них. Это такие преступления, как привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), заведомо незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ), фальсификация доказательств (чч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ), провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ).

Доля должностных преступлений и против правосудия, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, в общем их количестве довольно высока. Например, в 1997 г. из 2 848 злоупотреблений должностными полномочиями, зарегистрированных в стране, 231 – совершено сотрудниками органов внутренних дел, что составляет 8,1% от общего количества. Из 2 153 случаев превышения должностных полномочий – 623 приходится на их долю (28,9%); из 3559 выявленных фактов получения взятки 450 преступлений (или 12,6%) совершены сотрудниками органов внутренних дел; из 40 зарегистрированных случаев принуждения к даче показаний ими совершены 17 (42,5%).

Статистические данные показывают состояние и структуру «профессиональных» преступлений сотрудников органов внутренних дел.

Как видно из таблицы, самыми распространенными преступлениями из числа «профессиональных» являются превышение должностных полномочий (в среднем за последние четыре года составляют 44,9% от общего числа), получение взятки (24,2%), злоупотребление должностными полномочиями (17,4%) и должностной подлог (5,7%). Коэффициент «профессиональных» преступлений сотрудников органов внутренних дел составил 15,1 преступлений на 10 тыс. сотрудников в 1999 г. и 16,1 преступлений в 2000 г.

Согласно результатам нашего исследования самым распространенным «профессиональным» преступлением, за совершение которого отбывают наказание в виде лишения свободы сотрудники органов внутренних дел, также является превышение должностных полномочий. На долю этого состава приходится 12,4% от общего количества всех преступлений, совершенных опрошенными осужденными.

Превышение должностных полномочий представляет собой совершение сотрудником органов внутренних дел действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Закон не определяет, в каких конкретно действиях заключается превышение должностных полномочий. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» указаны основные виды превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном нормативном акте;

3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Основными нормативными актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел, являются Закон «О милиции» и Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Статья 5 Закона «О милиции» гласит, что милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом. Основания применения физической силы регламентированы в ст. 13 этого Закона. Сотрудники милиции имеют право применять силу лишь для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Об этом же гласят ст.ст. 7 и 26 Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Несмотря на это, как показало исследование, превышение должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел проявляется, прежде всего в применении насилия к гражданам. Среди опрошенных, совершивших это преступление, 90% осуждены по ч. 3 ст. 286 УК РФ и лишь 10% по ч. 1 этой статьи. Граждане, а это, как правило, лица, задержанные сотрудниками органов внутренних дел по подозрению в совершении преступлений, подвергались не только психическому насилию – запугиванию, угрозам причинения физического насилия им или их близким, но и непосредственному причинению физического насилия. Если раньше насилие проявлялось в избиении граждан руками, ногами, резиновыми палками, то в последние годы его способы стали более изощренными и носят характер мучения и издевательства. Граждан морят голодом, лишают сна и подвергают всевозможным иным пыткам.

При этом, как уже отмечалось, субъектами названных преступлений, за исключением трех последних, могут быть лишь следователи, дознаватели органов внутренних дел или начальник следственного отдела, принявший уголовное дело к своему производству. Опасность преступлений против правосудия, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, заключается не только в том, что снижается авторитет этих органов, а еще в том, что грубым образом попираются права и свободы граждан, прежде всего конституционное право на неприкосновенность личности, подрывается идея социальной справедливости, идея равенства всех перед законом и судом. В результате этого многие граждане остаются беззащитными перед произволом отдельных сотрудников органов внутренних дел.

Пытка – это «любые насильственные действия представителей государственной власти, нарушающие уголовный и уголовно-процессуальный законы и причиняющие страдания и мучения человеку для получения требуемых показаний, совершения определенных действий ради причинения страданий и мучений, мести и (или) наказания». Международные правовые акты (например, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 г. и ратифицированная нашей страной в 1987 г.) также запрещают использовать должностным лицам подобные виды обращения с правонарушителями. Но в практике деятельности многих подразделений органов внутренних дел такое обращение довольно распространено. Оно достигло таких масштабов, что даже в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 г. отмечалось: проблема предупреждения жестокого обращения с людьми стала одной из наиболее актуальных для страны. Ради получения признания или показаний против других лиц в первые часы после задержания людей в милиции нередко избивают, подвергают жестокому обращению и пыткам. Помимо этого практикуется использование заключенных в местах предварительного содержания, которые избивают и запугивают подозреваемых, чтобы принудить их сотрудничать со следствием. В ряде случаев пытки приводили к смерти или стойкому расстройству здоровья подозреваемого. О таких негативных фактах неоднократно сообщалось в прессе.

22,2% изученных нами случаев превышения должностных полномочий, совершенных осужденными сотрудниками, были связаны с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности. Значительная доля опрошенных нами осужденных (26,5%) отметили, что при исполнении служебных обязанностей применяли незаконное насилие к гражданам. 24% работающих сотрудников органов внутренних дел также показали, что применяют насилие к гражданам. В силу этого большинство граждан, так или иначе попавших в сферу интересов органов внутренних дел, остаются беззащитными перед произволом их сотрудников.

Информация о работе Преступность сотрудников правоохранительных органов