Преступность сотрудников правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:23, контрольная работа

Описание

Создание правоохранительных органов предполагает, что работать в них будут лица не только профессионально подготовленные, но и отвечающие высоким нравственным принципам, для которых служение закону – главная задача. Однако действительность оказалась далекой от подобных предположений и стало ясно, что «созданные государством органы контроля за преступностью сами требуют контроля». Это связано с тем, что не всегда и не во всем деятельность правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел, соответствует букве закона.

Работа состоит из  1 файл

преступления сотрудников милиции.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Среди осужденных к лишению свободы сотрудников не выявлены лица, совершившие такие должностные преступления, как халатность и присвоение или растрата. При этом статистические данные показывают, что их доля в структуре рассматриваемых преступлений довольно устойчива. Например, в 1999 г. было выявлено 60 случаев халатности и 29 – присвоения вверенного имущества; в 2000 г. – 28 и 62 соответственно. Преступная халатность сотрудников органов внутренних дел проявляется, прежде всего в том, что они несвоевременно принимают меры к задержанию опасных преступников, что приводит к совершению ими тяжких и особо тяжких преступлений, не надлежащим образом осуществляют охрану подозреваемых и обвиняемых, что способствует совершению ими побегов из-под стражи, не принимают должных мер по охране свидетелей и потерпевших по уголовным делам, что влечет их убийство или причинение вреда здоровью.

В рассматриваемой группе «профессиональных» преступлений доля преступлений, против правосудия по сравнению с должностными не велика. Несмотря на это, они также представляют повышенную общественную опасность. Это связано с тем, что такими преступлениями причиняется значительный вред делу воздействия на преступность, так как нарушаются принципы такой деятельности, существенно ущемляются конституционные права, свободы и интересы граждан и подрывается авторитет, как правоохранительных органов, так и всего государства.

Термин «правосудие» охватывает совокупность взаимосвязанных между собой общественных отношений, содержанием которых является не только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, но и процессуальная деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры по расследованию преступлений, а также деятельность органов, исполняющих вступившие в законную силу приговоры суда. Как отмечают ученые, под преступлениями против правосудия, совершаемыми должностными лицами правоохранительных органов, понимаются общественно опасные, противоправные, умышленные деяния, совершенные специальным субъектом, указанным в законе, и посягающие на общественные отношения, содержанием которых является деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также процессуальная деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокурора по раскрытию и расследованию преступлений.

Как уже отмечалось, доля преступлений против правосудия в преступности сотрудников органов внутренних дел мала. В частности, в 2000 г. в Российской Федерации было зарегистрировано всего 26 таких преступлений. При этом не стоит забывать о довольно высоком уровне латентности подобных преступлений, большая часть из которых не попадает в официальную статистику. Названные преступления по признакам объективной стороны состава близки к должностным преступлениям, совершаемым сотрудниками органов внутренних дел, прежде всего – злоупотреблению должностными полномочиями и их превышению. Злоупотребление при привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности заключается в том, что следователь или дознаватель, предъявляя постановление о привлечении в качестве обвиняемого, привлекают лицо к ответственности, невзирая на отсутствие доказательств его вины или даже на наличие доказательств его невиновности. В 2000 г. было зарегистрировано 3 таких преступления. Нередко подобные действия сопряжены с искусственным созданием доказательств вины в совершенном преступлении – фальсификацией протоколов допросов, протоколов выемок и обысков, осмотров места происшествия. Хотя статистические данные не фиксируют за последние годы совершение сотрудниками таких преступлений, как фальсификация доказательств, 9,9% осужденных и 12% законопослушных сотрудников органов внутренних дел, опрошенных нами, отметили, что занимались фальсификацией документов уголовных дел и материалов проверок по совершенным преступлениям.

Физическая свобода гражданина является одним из благ, строго охраняемым законом. Поэтому если лицо подвергается сотрудниками милиции ограничению или лишению свободы незаконно, то их действия считаются преступными и подлежат наказанию. В 2000 г. было зарегистрировано 12 преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, связанных с незаконным задержанием или арестом граждан. ого насилия. В 2000 г. было совершено 11 подобных преступлений. В результате такой «работы» сотрудников органов внутренних дел при расследовании преступлений у многих граждан страны пропадает вера в справедливость правосудия, в возможность найти преступника и привлечь его к ответственности, восстановить свои нарушенные права. Поэтому не случайно при опросах граждан – потерпевших от преступлений, все чаще встречается ответ, которого ранее вообще не было: сам расправился с преступником, сам «разобрался». В последнем случае нередко при посредстве иных лиц и с применением незаконных методов.

Как показало проведенное исследование, прослеживается определенная зависимость характера совершаемых преступлений от вида подразделения или службы, в которой работали виновные. Так, среди лиц, совершивших рассматриваемые «профессиональные» преступления, преобладают сотрудники патрульно-постовой службы, на долю которых приходится 30,5% совершенных преступлений (в первую очередь это такие преступления, как превышение должностных полномочий и получение взятки), затем следуют сотрудники службы участковых уполномоченных милиции (23,6% преступлений) и уголовного розыска (20,8% преступлений). В преступности сотрудников ГИБДД (6,9% преступлений) превалирует получение взятки.

Многие «профессиональные» преступления сотрудники органов внутренних дел совершили в группе, что подчеркивает их повышенную общественную опасность. Так, 66,7% превышения должностных полномочий, 52,9% получения взятки, 43,3% злоупотреблений должностными полномочиями носят групповой характер. Это подтверждается и другими исследованиями. В большинстве случаев (90%) группы состояли только из сотрудников органов внутренних дел, как правило, из одного и того же подразделения. Наблюдается своеобразное распределение ролей в группах сотрудников, совершивших «профессиональные» преступления, например получение взятки. Одни сотрудники вымогают взятку и рекомендуют передать ее определенному лицу, которое ее и получает, третьи – фальсифицируют материалы проверки по заявлению о преступлении, выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. Подобные группы сотрудников-взяточников характеризуются повышенной общественной опасностью в связи с тем, что у них появляются возможности совершать такие действия, которые они не смогли бы совершить в одиночку. Кроме того, совместными усилиями преступники маскируют совершаемые за взятку нарушения, создают бюрократические препоны их выявления, а соучастники из числа руководителей органов внутренних дел или их подразделений покрывают своих подчиненных, нарушивших закон.

Завершая рассмотрение этого вопроса, следует отметить, что из года в год увеличивается количество преступлений сотрудников органов внутренних дел, так называемых «профессиональных» преступлений, которые непосредственно связаны с их служебной деятельностью. Их можно определить следующим образом: это совокупность преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел при исполнении своих непосредственных профессиональных или служебных обязанностей, посягающих на нормальную работу правоохранительных органов, интересы правосудия, а также законные права, свободы и интересы граждан.

Отличительными признаками таких преступлений являются следующие: 1) совершаются благодаря занимаемому должностному (служебному) положению сотрудника; 2) совершаются вопреки интересам службы; 3) посягают на нормальную работу правоохранительных органов и подрывают их авторитет; 4) существенно нарушают охраняемые законом права, свободы и интересы граждан.

Большинство таких преступлений носят коррупционный характер и связаны с корыстными устремлениями сотрудников органов внутренних дел. По уровню коррупции органы внутренних дел находятся на одном из первых мест среди других государственных структур. Коррупция в органах внутренних дел – это явление, заключающееся в противоправном использовании сотрудниками указанных органов своего служебного положения и предоставленных им возможностей для получения от физических и юридических лиц материальных и иных благ и выполнении в обеспечение требований этих лиц действий вопреки интересам службы.

Самыми распространенными из числа «профессиональных» преступлений являются: превышение должностных полномочий, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями. Значительная доля таких преступлений в настоящее время совершается в группе, что подчеркивает их повышенную общественную опасность.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время должность сотрудника органов внутренних дел, его профессиональные полномочия все чаще и чаще становятся источником материального обогащения для определенных сотрудников. В связи с тем, что своими противоправными действиями преступники в погонах дискредитируют правоохранительные органы и весь государственный аппарат, необходимо ужесточить уголовную ответственность виновного за совершение преступления с использованием правомочий сотрудника правоохранительного органа. Для этого следует изложить пункт «н» ч. 1 ст. 63 УК РФ, предусматривающей обстоятельства, отягчающие наказание, в следующей редакции: «совершение преступления с использованием правомочий сотрудника правоохранительного органа, а равно с использованием форменной одежды или документов представителя власти». В этих же целях необходимо, на наш взгляд, дополнить ч. 2 статей 285, 286 и ч. 3 ст. 290 УК РФ таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления сотрудником правоохранительного органа.



Информация о работе Преступность сотрудников правоохранительных органов