Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:06, практическая работа

Описание

Предлагаемые пути решения некоторых вопросов имеют спорный характер. Таким образом, в настоящее время проблемы института дознания нельзя признать разрешенными.
Поэтому в рамках настоящей работы мы попытались акцентировать внимание на наиболее значимых проблемных вопросах реформирования и совершенствования современного дознания в Российской Федерации, в том числе, структуры органов дознания, процессуального статуса дознавателя, порядка производства дознания.

Содержание

Введение 5
Основная часть 6
1 Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД 6
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Отдел дознания отчет по НИРМ.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Для определения качественной характеристики доказывания используется понятие — пределы доказывания. Данное понятие относится к числу принципиально важных категорий доказательственного права, так как для успешного достижения цели доказывания необходимо правильное понимание не только его предмета, но и его пределов. Пределы доказывания — это совокупность доказательств, необходимых и достаточных для достоверного выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Определяя пределы доказывания, органы предварительного расследования и суд решают вопрос об оптимальных границах исследования каждого существенного для дела обстоятельства. Пределы доказывания — это то, что необходимо и достаточно для того, чтобы признать какое- либо обстоятельство установленным, доказанным. В зависимости от этого устанавливается степень детализации выяснения тех или иных фактов, объем доказательств, достаточных для достоверного их выяснения, круг исследуемых версий, в обоснование которых собираются и проверяются доказательства . Пределы доказывания зависят от предмета доказывания, от особенностей каждого конкретного дела и избранной должностным лицом методики и тактики его расследования и рассмотрения. Представляется очевидным, что в делах о должностных преступлениях используются доказательства, которые могут не иметь значения по делам о преступлениях против личности, доказательства, используемые при расследовании и рассмотрении дел о воинских преступлениях, и т.п.  Правильное определение пределов доказывания гарантирует от неполного, поверхностного ведения предварительного расследования и судебного разбирательства

Дознаватель — одна из центральных  фигур досудебного уголовного судопроизводства. Это участник уголовного процесса со стороны обвинения, и данное обстоятельство иногда может создать ошибочное представление о роли дознавателя как изначально не имеющей ничего общего с нравственностью и добром, поскольку его деятельность связана с доказыванием вины лица, совершившего преступление, с применением мер процессуального принуждения . Однако это не так. Дознаватель защищает не только права и законные интересы потерпевшего от преступления, его деятельность также нацелена на обеспечение прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, а также интересов общества и государства. Нравственные основы деятельности дознавателя закреплены в УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство опирается на ряд коренных, руководящих  положений, которые определяют характер всего уголовного процесса, играют в нем особую, главенствующую роль.

Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, обвинение их перед судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания – все эти задачи реализуются в уголовном процессе.

Расследование уголовных дел расследование  уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено  это тем, что оно приводит к  предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем  специальными полномочиями, которые в основном перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ) . Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего над законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать  вывод, что роль предварительного расследования  весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности  во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Основными задачами криминальной милиции  являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно  производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

В настоящее время в состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные (уголовного розыска, борьбы с экономическим  преступлениями, борьбы с незаконным оборотом наркотиков), научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.

Основными же задачами милиции общественной безопасности является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения  патрульно-постовой службы, Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и  заключенных под стражу лиц и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач. В составе органов местной милиции формируются подразделения (отделы, группы) дознания, главная задача которых - осуществление дознания, заменяющего предварительное следствие.

Кроме того, на органы дознания возлагается  принятие необходимых оперативно-розыскных  и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер в целях  обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Однако эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами.

На органы дознания возлагаются:

- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в порядке, установленном главой 32 УПК РФ).

- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

УПК РФ установил, что  полномочия органа дознания возлагаются  на дознавателя начальником отдела дознания.  Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель – должностное  лицо органа дознания, правомочное  осуществлять предварительное расследование  в форме дознания.

Дознаватель уполномочен:

- проводить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

- проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ .

Указания прокурора  и начальника органа дознания обязательны  для дознавателя. При этом дознаватель  вправе обжаловать указание начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данные указаний не приостанавливает их исполнения.

Процессуальные акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такую же юридическую  силу, как и акты предварительного следствия.

Следует упомянуть об участии защитника при проведении дознания. Защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления удостоверения адвоката и  ордера юридической консультации, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол – официальный  документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание).

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с  помощью технических средств.

В протоколе указываются:

1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются  процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для  данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления  лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении  участникам следственных действий в  соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая  удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных  ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст. 186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.

Также от руководителя практики получал задание по оформлению различных  постановлений.

Постановление – любое  решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично, решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта.

Во все времена и  при всех режимах в системе  органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, дознание занимало и  занимает особое место в деле борьбы с преступностью. Выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, изобличение преступников, ограждение граждан страны от любых преступных посягательств - таким было и остается трудное и чрезвычайно ответственное назначение органов дознания России, особенно если всерьез, а не на словах строить правовое государство, решать, а не имитировать решение проблемы сдерживания в стране преступности.

В содержание понятия  «орган дознания» включается производство всех полномочий органа дознания, предусмотренных  законом. Поэтому государственные органы и должностные лица могут именоваться органами дознания не только в связи с осуществлением ими предварительного расследования в форме дознания.

Для того, чтобы обладать статусом органа дознания совершенно не обязательно быть носителем всех его процессуальных полномочий, и тем более полномочий по производству дознания. Достаточно осуществлять лишь часть из них. С учетом этого, диссертант констатирует, что органами дознания должны называться государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом осуществлять процессуальные и иные полномочия, в том числе полномочия по реализации оперативно-розыскной деятельности.

Это обосновывается тем, что УПК РФ (также как и прежний  УПК РСФСР), наделяет органы дознания полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Но если из содержания ст.117 УПК РСФСР четко не определялось, кто из органов дознания обладает этими полномочиями, то современный уголовно-процессуальный закон (п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ) эту проблему разрешает. Поэтому причины, побудившие законодателя обозначить отдельные органы дознания через органы, наделенные полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, очевидны.

Информация о работе Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД