Роль внутренних органов в предупреждении преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:35, контрольная работа

Описание

Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в редакции от 10 января 2001г. №24, установлен приоритет профилактики в ряду всех направлений борьбы с преступностью. Среди важнейших задач в области борьбы с преступностью на первое место поставлено «выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность».

Содержание

Введение.
1. Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел.
2. История становления системы предупреждения преступлений и административных правонарушений органов внутренних дел в этой системе.
3. Место органов внутренних дел в системе предупреждения преступлений и других правонарушений, являющихся фоном преступного поведения.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

23.docx

— 40.01 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение.

1. Понятие предупреждения  преступлений и административных  правонарушений органами внутренних дел.

2. История становления  системы предупреждения преступлений  и административных правонарушений  органов внутренних дел в этой  системе. 

3. Место органов внутренних  дел в системе предупреждения  преступлений и других правонарушений, являющихся фоном преступного поведения.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в редакции от 10 января 2001г. №24, установлен приоритет  профилактики в ряду всех направлений  борьбы с преступностью. Среди важнейших  задач в области борьбы с преступностью  на первое место поставлено «выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность».

В этом руководящем документе  поставлена задача привлечения не только правоохранительных, но и других государственных  органов к деятельности по предупреждению правонарушений. Подчеркивается, что  решения и меры в области борьбы с преступностью должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому  гражданину, носить упреждающий характер, опираться на поддержку общества.

Сказано о том, что важно  лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере. Сформулированы требования, предъявляемые  к деятельности по предупреждению коррупции, проявлений национализма, политического  и религиозного экстремизма и  других социально негативных явлений, связанных с преступностью. По существу в этих лаконичных формулировках  определена стратегия превентивного  противодействия преступности в  современных условиях, реализация которой  призвана сыграть далеко не последнюю  роль в решении глобальных задач  обеспечения национальной безопасности.

Своевременное осуществление  деятельности по предупреждению преступности в РФ позволит обеспечить решение  других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных).

Определяющую роль в борьбе с преступностью играет деятельность различных правоохранительных органов. Охарактеризовать эту деятельность можно словосочетанием предупреждение преступности.

1. Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых  мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений  на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной деятельности она  рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение  которых указывают на высокую  вероятность совершения ими таких  действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам  законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что  профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов  и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих  работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что  профилактика преступности ведется  под контролем органов представительной власти, общественных объединений и  с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются  более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и  предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование  и сопровождение всех уровней  и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний.

Содержание и формы  мер недопущения преступлений в  решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения.

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном  виде (в конце цепочки) либо возможность  совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены. При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и  подчиненным единой цели) в зависимости  от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера. Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):

- социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на  качественно-количественные характеристики  преступности в целом);

- собственно криминологическая  профилактика (предупреждение видов  и форм преступного поведения;  предупреждение преступлений отдельными  социальными группами лиц);

- индивидуальная криминологическая  профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами).

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение  преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую  профилактику.

Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности  частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых  в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика  уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует  «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая  профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение  преступлений. Она осуществляется как  путем воздействия на причины  и условия преступлений, так и  на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых  есть необходимость удержания их от совершения преступлений.

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления  и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать  совершения преступления.

Можно выделить следующие  методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности.

Применительно к нормативно-правовому  регулированию предупредительной  работы необходимо отметить, что в  соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы  конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках - законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение  предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических  норм, реализация которых позволяет  осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно  регулирующие (регламентирующие) в  рамках конкретных правоотношений поведение  субъектов превентивного противодействия  преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной  деятельности, ее роль и место в  антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов  предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение  предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным  условием осуществления предупредительной  деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для  достижения целей эффективностью.

 

 

 

 

 

 

 

2. История становления  системы предупреждения преступлений  и административных правонарушений  органов внутренних дел в этой  системе

История становления системы  предупреждения преступлений и административных правонарушений органов внутренних дел в этой системе в современной  России началась с принятием 18 апреля 1991 г. закона РСФСР «О милиции».

В нем были сформулированы основные задачи милиции, урегулирован ее правовой статус, определена организационная  структура, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Среди важнейших для развития милиции мероприятий правового  и организационного характера принципиальное значение имело законодательное  деление милиции на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 7 закона «О милиции»). Это самостоятельные структурные  подразделения органа внутренних дел.

Учреждение криминальной милиции было обусловлено обострением  криминальной ситуации в стране. При  этом довольно часто использовалась практика воздействия местной финансовой и политической элиты на работу тех  подразделений, которые занимались противодействием наиболее опасным  преступным проявлениям, в том числе  со стороны должностных лиц. Во избежание  этого криминальная милиция была выведена из подчинения региональных и местных органов власти

Одной из основных задач  криминальной милиции закон определил  выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам  о которых производство предварительного следствия обязательно. К таким  преступлениям относятся тяжкие и особо тяжкие преступления.

Основным нормативным  актом, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом  направлении, является  «Инструкция  о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»  в соответствии с которой можно  отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений.

Информация о работе Роль внутренних органов в предупреждении преступления