Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:48, шпаргалка
Понятие криминологии.
Криминология – это социально-правовая наука о преступности как социально-демографическом и относительно-самостоятельном, исторически изменчивом и негативном явлении; о комплексе социальных, экономических и иных процессов, воспроизводящих преступность; о закономерностях формирования личности, совершающей общественно опасно деяние; об эффективных направлениях борьбы с преступностью.
Криминология – это социально-правовая
наука о преступности как социально-демографическом
и относительно-самостоятельном, исторически
изменчивом и негативном явлении; о комплексе
социальных, экономических и иных процессов,
воспроизводящих преступность; о закономерностях
формирования личности, совершающей общественно
опасно деяние; об эффективных направлениях
борьбы с преступностью.
Предмет криминологии в широком смысле – природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению.
Предмет криминологии
Основные элементы:
Вспомогательные элементы:
1. Преступность – это негативное, массовое, относительно устойчивое, социально обусловленное, исторически изменчивое, общественно опасное, социально-правовое явление, выражающееся во множестве совершаемых преступлений на конкретной территории за определенный промежуток времени.
2. Детерминанты преступности – совокупность социальных, экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих, идеологических, культурных и иных явлений и процессов, которые непосредственно порождают преступность как свое закономерное следствие. Изучаются на следующих уровнях:
а) причины и условия преступности; б) причины и условия видов преступности; в) причины и условия совершения конкретных преступлений.
3. Личность преступника – система социально-демографических, социально – ролевых, нравственно-психологических и уголовно-правовых свойств лица, совершающего общественно опасное деяние.
Проблемы: а) соотношение социального и биологического в личности; б) система личностных характеристик как основы совершения преступления; в) особенности формирования личности субъекта преступления; г) типология личности преступников; д) система личностных характеристик как основа концепции профилактики преступлений
4. Предупреждение преступности - это сложная система деятельности, которая включает следующие элементы:
1) общая
организация борьбы с
Вспомогательные элементы предмета криминологии
Проблемы:
- виктимность – как совокупность определенных свойств личности и социального статуса потерпевшего, повышающих его криминальную уязвимость;
- классификация потерпевших;
- значение
провоцирующего поведения
- профилактика криминогенной активности.
Общая часть:
- преступность (строение, основные показатели);
- причины преступности;
- личность преступника (понятие, этапы формирования, типология личности преступника);
- борьба с преступностью;
- планирование, прогнозирование, программирование;
- развитие криминологии (история,
современное состояние,
Особенная (специальная) часть:
криминологическая характеристика преступлений различных групп и видов (корыстная, насильственная, неосторожная, и.т.д.) выделяемых по различным критериям.
1.Уголовное право – уголовно правовые нормы используются для юридического обоснования конкретных мер криминологической профилактики. Влияние криминологии прослеживается по следующим направлениям:
а) во-первых, представляет статистическую информацию, б) во-вторых, осуществляет прогнозирование преступности в целом, ее отдельных видов, а также конкретных преступлений, в) в-третьих, дает рекомендации о криминализации и декриминализации деяний.
2.Уголовный процесс – для криминологии актуальны вопросы предупреждения преступлений, установление детерминант совершения отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, которые проявляются на различных процессуальных стадиях. Для уголовного процесса имеют значение криминологические выводы о личности преступника.
3.Уголовно-исполнительное право связано с криминологическими проблемами предупреждения рецидивной и пенитенциарной преступности, вопросами ресоциализации лиц, отбывших наказание, повышения эффективности мер.
4.Деликтология – нормы отраслевого законодательства
используются для разработки мер предупреждения
преступлений.
1.Аналитическая: исследование состояния преступности в целом, по категориям преступлений, личности преступников, механизме индивидуального преступного поведения, детерминант преступлений, системы предупреждения.
2.Практизация криминологии: внедрение разработанных рекомендаций в законотворческую и правоприменительную деятельность.
3.Прогностическая: выдвижение научно обоснованных гипотез о возможном развитие криминологических исследований.
4.Просвещение населения с целью снижения уровня виктимности граждан.
Цели:
теоретическая – познание криминологически значимых явлений и процессов, выявление закономерностей их возникновения и развития, выработка полученных теорий, концепций.
практическая – разработка прикладных рекомендаций по совершенствованию борьбы с преступностью.
профилактическая – создание и совершенствование системы предупреждения преступлений
непосредственная – противодействие в ежедневной работе.
1.Социология и политология – их научные знания необходимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также в рамках изучения детерминант и мер профилактики преступлений, совершенных определенными субъектами: несовершеннолетними, рецидивистами, безработными и др.
2.Педагогика разрабатывает проблемы обучения и воспитания, используется криминологией при исследованиях отдельных категорий преступлений.
3.Демография – результаты исследований, полученных данной наукой, используются при характеристике качественно-количественных показателей преступности.
Исследование преступности в России проводилось в рамках социологической школы уголовного права.
М.В. Духовской в 1872 году прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины.
Главная причина преступлений: дурное экономическое устройство, дурное воспитание и целая масса других условий.
М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, М.П.Чубинский, М.Я. Фойницкий, Х.М. Чарыхов и другие ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи, существующей между социальными процессами и преступностью.
Теоретики социологической школы уголовного права не представили развернутой концепции своего исследования, несмотря на провозглашение преступности социальным явлением.
Х.М. Чарыхов в 1910 г. в своей работе «Учение о факторах преступности» критиковал идеалистические методы социологии и считал, что путь к истине – использование диалектического метода познания явлений, в том числе и преступности.
Основной метод исследования – статистический анализ
Статистические закономерности, выявленные в рамках данных исследований, давали информацию о состоянии преступности, объяснении того, почему появляются эти закономерности, но объяснить их сущность ученые не могли.
Антропологическое направление уголовного права не нашло такого распространения, как на Западе.
Д.А. Дриль (1846-1920 гг.) уделял особое внимание индивидуальным факторам преступности. Источник преступности, по его мнению, личное и социальное, причем второе определяет первое.
Основные работы: «Преступный человек» (1882), «Малолетние преступники», «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890), «Преступность и преступники» (1899), «Учение о преступности и мерах борьбы с ней» (1912).
«Поведение и поступки человека – это равнодействующая усилий факторов двух категорий: особенностей психофизической природы человеческого тела и особенности внешних воздействий, которым он подвергается», – писал он.
Левое крыло
социологической школы
Вывод: основные подходы к изучению преступности и ее детерминант объединены общностью взглядов о происхождении преступности, методах ее изучения, задачах применения уголовного наказания и мерах, обеспечивающих эффективную борьбу с преступностью.
Анализ состояния преступности, ее причин и условий, личности субъекта проводится специализированными правоохранительными органами (юстиции, милиции), научной общественностью и студентами.
Научно-методологическая база криминологических исследований – статистические учреждения.
1918 г. по
инициативе Петроградского
В 1922 г. образован Саратовский губернский кабинет криминальной антропологии и судебно-психиатрической экспертизы.
Исследования велись по следующим направлениям:
Возникновение в апреле 1923 г. Московского криминального кабинета связано с обследованием арестных домов Москвы. В 1923 году при административном отделе Московского Совета был создан кабинет по изучению личности преступника и преступности.
Проводились социологические обследования молодых заключенных, чтобы выявить в каждом конкретном случае влияние социально-экономической среды, в которых проходило формирование исследуемой личности.
1926 г. –
организован кабинет в Ростове-
1925 г. –
в Ленинграде организован