Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:48, шпаргалка
Понятие криминологии.
Криминология – это социально-правовая наука о преступности как социально-демографическом и относительно-самостоятельном, исторически изменчивом и негативном явлении; о комплексе социальных, экономических и иных процессов, воспроизводящих преступность; о закономерностях формирования личности, совершающей общественно опасно деяние; об эффективных направлениях борьбы с преступностью.
Март 1925 г. -
при Народном комиссариате внутренних
дел РСФСР был образован
Наиболее
серьезные теоретические
Государственный институт проводил комплексные исследования убийств и убийц, хулиганства и хулиганов, заключенных, осужденных к высшей мере наказания, растрат и растратчиков и др. на основе изучения конкретных уголовных дел.
В 1931 году Государственный институт по изучению преступности и преступника был ликвидирован по идеологическим соображениям. В ЦСУ закрыт отдел статистики. Согласно официальной позиции, изучение причин преступности не имело смысла, поскольку эти причины были вызваны пережитками прошлого.
С 1930 по конец
50-х годов криминологические
В 50-х годах
двадцатого века возобновились
Новое уголовно – процессуальное законодательство (1961 года) содержало нормы, регламентирующие обязанности правоохранительных органов выявлять по каждому уголовному делу причины и условия, способствующие совершению преступлений.
Проведена значительная работа сектором уголовного права ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР, ВНИИ охраны общественного порядка при МООП СССР, сектором по изучению и предупреждению преступности Института государства и права Академии наук СССР.
С 1957 года проблемами криминологии занимались ученые юридических факультетов Ленинградского, Воронежского и Латвийского университетов, Харьковского, Саратовского и Свердловского юридических институтов, кафедр высших школ охраны общественного порядка.
Основы криминологии впервые стали преподавать в 1964 году на юридических факультетах Московского университета и Свердловского юридического института.
Криминология утверждается как самостоятельная наука и учебная дисциплина. В 1966 году выходит первый отечественный учебник по криминологии, подготовленный Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.
Преподавание криминологии направлено на получение реальной возможности участвовать в разработке, реализации и оценке различных социально-правовых программ, законодательных норм и иных документов.
В последние
годы происходит интенсивное развитие
социально-психологических
Вывод: на пути развития криминологии как науки, предстоит широко использовать резерв различных сфер научного познания преступления ее детерминант, личности преступника, для более полного и эффективного внедрения криминологических рекомендаций в дело борьбы с преступностью.
Основные подходы к
Преступность – это массовое, относительно устойчивое, иррегулярное, негативное, социально обусловленное, исторически изменчивое, общественно опасное, социально-правовое явление, выражающееся во множестве преступлений, совершаемых на определенной территории за определенный промежуток времени.
Признаки:
Соотношение преступления и преступности:
преступление
– это единичный акт
преступность – статистическая совокупность преступлений.
Коэффициент преступности рассчитывается по формуле:
4
К= П*10 , где
Н
К – коэффициент преступности,
П – число зарегистрированных преступлений,
Н – численность населения (лица, достигшие возраста, с которого может наступать уголовная ответственность),
4
10 – расчетная база.
Индекс преступной активности – средний показатель количества лиц, совершивших преступления, и достигших возраста, с которого возможно наступление уголовной ответственности по отношению к числу жителей данного региона в расчете на 1000, 10000, 100000 человек.
4
R= m*10 , где
N
R – индекс преступной активности,
M – число лиц, совершивших преступления на определенной территории за определенный промежуток времени,
N – численность населения, достигшего возраста уголовной ответственности,
4
Латентная преступность – это совокупность преступлений, не ставших известными правоохранительным органам и (или) не нашедших отражения в уголовной статистике.
Виды латентности:
1.Естественная – случаи, когда потерпевшие (и иные лица) по каким-либо причинам не сообщают в компетентные органы о совершении преступления.
2.Искусственная латентность – случаи, когда компетентные органы по каким – либо причинам не регистрируют ставшие им известные факты совершения преступления – укрывательство преступлений и лиц, их совершивших.
3.Пограничная (смешанная) латентность – случаи, когда другие лица добросовестно заблуждаются в правовой оценке деяния.
Уровни латентности
Минимально латентные
Средне латентные преступления(
Максимально латентные(взяточничество, хранение, ношение огнестрельного оружия)
Причины латентности
-низкий уровень грамотности населения
-ограниченные возможности
-страх перед преступниками
-недоверие к работе
-сложный процесс регистрации и квалификации деяний
17-21. Детерминанты преступности. Тема 4.
22. Основные подходы к изучению личности преступника
Вульгарно-социологический (бихевиористский): всякая активность личности сводится к схеме «внешний стимул – реакция».
Биосоциальный:
не отрывая личность от социальной среды, причины преступного поведения находят в основном в индивидуальных особенностях личности, чаще всего биологического порядка.
Личность преступника – это относительно устойчивая совокупность социальных свойств и отношений лица, совершившего преступление, которые во взаимодействии с внешними факторами обусловили его преступное поведение.
23. Основные свойства личности преступника. Тема 5, 2 вопрос
Личность преступника – это единство многообразия свойств человека, характеризующие его как социально-определенного индивида.
-Личность криминогенного правонарушителя
-Личность законопослушного
-Субъект преступления – это
совокупность юридически значим
-Лицо, совершившее преступление
-Преступник
-Личность виновного
Социализация - это процесс формирования личности, то есть наделение личности общественными свойствами, выбор жизненных путей, установление социальных связей, формирование самосознания, и системы социальных ориентаций, вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных социальных ролей и функций. Возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.
-Первичная социализация = социализация ребенка
-Вторичная социализация, знаменует собой переход от юношества к зрелости, то есть период от 17- 18 до 23-25 лет
Личность формируется не только под влиянием микросреды, ее составных элементов, но и макросреды – общества в целом, с помощью средств массовой информации. Макросреда может действовать на личность как напрямую, так и через сферу макросреды: семью, школу, труд, коллектив, неформальные группы.