Системы воздействия на преступность в различных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание

В каждой стране проблема предупреждения преступности важна, независимо от системы и мер предупреждения, от различий в законодательстве конкретных стран.

Без принятия конкретных мер к предупреждению преступности борьба с ней становится невозможной, более того – неэффективной.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Основная часть…………………………………………………………...……..5

2.1. Общая характеристика предупреждения преступности в зарубежных странах………………………………………………….……………………………….…5

2.2. Японский опыт воздействия на преступность……………………….…….8

2.3. Китайская система воздействия на преступность……………………...14

2.4. Особенности систем воздействия на преступность в иных государствах Азиатско-тихоокеанского региона………………………………………….………21

3. Заключение…………………………………………………………………….……..27

4. Список литературы………………………………………….………….……28

Работа состоит из  1 файл

криминология.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

— низкий культурный уровень родителей (конфликт культур отцов и детей);

— неверные методы воспитания;

— неполная семья.

В КНР не желают мириться с этими негативными процессами (уменьшением социальной значимости семьи, снижением ее авторитета среди молодежи). Для их нейтрализации принимаются идеологические, педагогические и экономические меры. Средства массовой информации, школьное воспитание, пропагандистские кампании пытаются восстановить былой авторитет старших. Для родителей организуют курсы по повышению педагогической грамотности — на этих курсах те изучают непростые формулы семейной педагогики, методы профилактики отчуждения между поколениями.

В борьбе с преступностью несовершеннолетних в Китае опираются на советский опыт и исследования наших ученых-криминологов. Например, весьма популярна в этой стране переведенная на китайский язык книга А. И. Долговой "Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних".

В 1996 г. в Китае развернулась широкомасштабная кампания, в ходе которой центр борьбы за чистоту рядов китайских чиновников также переместился в семью. Кампания основывается на результатах опроса жен чиновников по вопросу о том, как лучше вести борьбу с коррупцией. Лозунг кампании — "Честная китайская женщина без колебаний разоблачит мужа-коррупционера". Эта кампания получила название "Три вопроса, одно обязательство", Организаторы кампании считают, что при правильном политическом подходе к вопросу о супружеской верности и повышении внутрисемейной бдительности женщина должна встречать мужа после работы такими вопросами: "Откуда у тебя деньги помимо зарплаты? Где ты взял такую дорогую вещь? Не нарушаешь ли ты инструкцию, обедая в ресторане?" Жена должна взять обязательство возвращать подарки, присланные ей от имени местных фирм, и сообщить по телефону о совершенных мужем правонарушениях. К средине 1996 г. чиновниками было сдано властям Китая ценных подарков на сумму более полумиллиона долларов, что рассматривалось китайскими руководителями как серьезный успех в борьбе со взяточничеством. Воспитательная политика сочетается в Китае с весьма жесткими мерами воздействия на нарушителей. В Китае действуют Правила по вынесению административных наказаний за взяточничество и подкуп среди государственных служащих. Административным взысканиям подвергаются те, чьи установленные расходы превышают размеры среднего годового дохода представителя этой категории населения. Административному наказанию также подвергаются работники государственного аппарата, скрывающие свои зарубежные вклады на сумму более 5 тыс. юаней (чуть более 1 тыс. долларов). В отношении обладателей более значительных тайных сбережений возбуждаются уголовные преследования. В 1994 г. в Китае провели показательные судебные процессы над 5 тыс. взяточников, обязав всех Чиновников присутствовать в залах заседаний. Китайский опыт борьбы с коррупцией показал, что, если правительство объявит войну взяточникам, невзирая на лица и чины, успех возможен.

Административно-судебной и пенитенциарной системе отводится одна из главных ролей в воздействии на преступность. Вообще, идеология перевоспитания занимает в доктрине правящей коммунистической партии ведущее место, а перевоспитание заключенных — составная часть этой доктрины. В основе доктрины принцип, в соответствии с которым каждого человека можно перевоспитать. Наказывая правонарушителей, китайское государство одновременно стремится изменить и их сущность. Вот почему в Китае, даже в отношении преступников, совершивших серьезные преступления, применение смертной казни — довольно редкое явление.

К основным видам уголовного наказания по УК КНР относятся: надзор, уголовный арест, срочное лишение свободы, бессрочное лишение свободы и смертная казнь (расстрел). Штраф, лишение политических прав и конфискация имущества являются дополнительными видами наказания, хотя они могут применяться и самостоятельно. К уголовным наказаниям УК КНР также относит публичное раскаяние, принесение извинения, возмещение ущерба, поднадзорный труд без лишения свободы и высылку из страны. Бессрочное лишение свободы может трансформироваться в срочное, если лицо исправилось в ходе отбывания уголовного наказания.

Перевоспитание криминальных типов начинается уже в ходе предварительного следствия. Среди задач, стоящих перед китайскими следователями, организация эффективного воспитательного воздейстия на подследственных является едва ли не более важной, чем оперативное и объективное расследование преступлений. После ареста обвиняемого или подозреваемого доставляют в следственный изолятор, где в тот же день арестованные в камере проводят общее собрание, на котором обсуждают проступок их нового сокамерника, призывают его раскаяться и оказать помощь следствию. Вопрос об искренности выступающих на таких собраниях остается открытым, но большое количество осведомителей вынуждает заключенных выступать активно и находить убедительные аргументы для перевоспитания товарища по несчастью, в противном случае тюремная администрация может принять достаточно жесткие меры.

Вообще, в арсенале тюремной администрации имеется широкий набор мер воздействия на заключенных: от физических пыток до усиленного трудового режима.

В КНР насчитывается 680 исправительных заведений, которые делятся на три категории: 110 тюрем, 533 лагеря перевоспитания физическим трудом и 37 исправительных центров для молодых правонарушителей. Направление в трудовые лагеря и центры по перевоспитанию молодежи — это не уголовная, а административная санкция. Эта мера имеет целью принятие превентивных мер исправительного воздейстия на граждан, которые совершили правонарушения и данные о личности которых позволяют предположить, что они находятся на грани преступления. Правонарушители направляются в эти учреждения решением административной комиссии по ходатайству их семей или предприятия, где они работают, как правило, на 1—2 года (максимальный срок — 4 года). С тех пор как в Китае начали практиковать трудовое воспитание, в подобные учреждения ежегодно направляется в среднем 50 тыс. человек.

Лозунг изменений пенитенциарной системы Китая — "Реформы через образование". В соответствии с этим направлением политики в 1980 г. в Китае впервые были опробованы учебно-трудовые школы, которые сразу же весьма положительно зарекомендовали себя. В 1980 г. было создано 100 таких школ со штатом 3 тыс. учителей, рассчитанных на 6 тыс. учеников. Направление в такую школу дает комитет соседей по собственной инициативе, по представлению директора общеобразовательной школы, по заявлению соседей или родителей. Главная задача Школы — трансформация ученика (обращение его из плохого в хорошего). Эта реабилитация — достаточно длительный процесс сроком в 2—3 года (по усмотрению администрации школы). В этой же школе проходят краткий курс обучения и родители (их готовят продолжать воспитание трудного подростка в правильном направлении после возвращения того домой). Источник финансирования указанных школ — труд подростков плюс взносы родителей (так что эта мера весьма экономична). По типовому распорядку 24 часа в неделю ученики изучают различные учебные предметы, 12 часов в неделю — работают. Проживают они в закрытом лагере, где приобретают навыки коллективизма. Основной воспитательный метод, практикуемый в таких школах, получил название "метода трех тестов". Суть его заключается в трехступенчатом подходе к реабилитации трудного ученика. В первый период (до двух недель) у учеников формируют навыки исполнять указания учителей, раскрывают сущность и общественную опасность совершенных ими проступков или преступлений. В течение второго периода акцент делается на психотерапевтические методики: ученики анализируют свою личность, рассказывают учителям, кто и когда оказал на них дурное влияние, в чем оно выразилось, какие отрицательные качества в результате этого сформировались. Третий этап — основной. Ученикам раскрывают главные задачи, стоящие перед коллективом школы и перед каждым учеником, — избавиться от отрицательных качеств. 87% учеников успешно проходят эти три ступени в течение двух месяцев, 91% — в течение трех. Оставшееся время отводится формированию и закреплению социально полезных навыков. Криминальный рецидив после таких школ имеет место, но уровень его невысок: в первый год после выпуска — 1%, в течение второго года — 7%, в течение третьего — 5%.

Вообще, низкий уровень рецидива можно отнести к уникальным достижениям китайской пенитенциарной системы — в течение многих лет он колеблется в пределах 6—8 процентов (в то время как в развитых странах этот показатель достигает 30 и даже 50 процентов).

К числу непростых проблем относится проникновение организованной преступности в Китай, возрождение там кланов "Триад", уничтоженных социалистическим режимом. Организованное преступное сообщество в Китае до народной революции относилось к числу наиболее мощных и развитых. Придя к власти, народное правительство уничтожило эту криминальную сеть в Китае, однако достаточно развитая сеть "Триад" продолжает функционировать за пределами КНР (на Филиппинах, в Гонконге, Таиланде, США и др. странах). Своеобразие режима на Тайване (''одно государство — две системы") облегчает развитие организованных форм преступности в Китае. Китайские криминальные дельцы восстанавливают международные связи, опираясь на китайскую диаспору в демократических государствах. Производство и контрабанда наркотиков постепенно начинают набирать обороты и в социалистическом Китае, вставшем на путь реформ. Например, 80% наркотиков в Австралию поставляется китайскими преступными группами.

В мае 1996 г. руководство КПК предприняло широкомасштабную акцию по ликвидации возрождающейся сети организованной преступности — началась общенациональная кампания по пресечению убийств, грабежей, проституции и наркомании, незаконного владения оружием и боеприпасами. Органы общественной безопасности ликвидировали свыше ста крупных банд, изъяли несколько тысяч единиц огнестрельного оружия. "Решительный удар" — под таким кодовым названием проходила вся операция. Главная сила удара пришлась на южные провинции Гуандун и Юньнань, в наибольшей степени пораженные наркомафией. Там удалось ликвидировать несколько группировок (местных отделов транснациональной мафии), занимавшихся контрабандой и сбытом наркотиков. У пойманных с поличным преступников конфисковано свыше 600 кг героина (для Китая это значительный объем). Правоохранительные органы этих провинций выявили и ликвидировали свыше 170 публичных домов, начато расследование в отношении торговцев "живым товаром". Ряд преступников были приговорены к смертной казни. Чем большее воздействие на общественную жизнь определенной страны оказывает современная цивилизация (изрядно пропитанная всевозможными пороками), тем более неблагоприятно развиваются криминальные процессы. Реформирование китайского общества наряду с гуманизацией общественных отношений инициировало и процесс их криминализации. Пример Запада показывает, что рост криминала ведет к ограничению демократических свобод и прав человека. Поэтому риск возврата к политике "затягивания гаек" во избежание сползания в криминальную пропасть очень велик. Остается лишь надеяться, что на фоне достаточно стабильной политической обстановки в Китае удастся найти способ стабилизировать преступность, пресечь опасные процессы возрождения "Триад" и продолжить гуманизацию и демократизацию общественных отношений, не сдавая позиций в области воздействия на криминальный феномен.

 

2.4.   Особенности систем воздействия на преступность в иных государствах Азиатско-тихоокеанского региона

Очень похожа на китайскую система воздействия на преступность в Северной Корее. В противостоянии преступности в этой стране акцент делается на информационную обработку граждан на фоне достаточно жестких мер подавления инакомыслия. Мощная пропагандистская сеть (от электронных и печатных средств массовой информации до передвижных мегафонных установок) подобно паутине опутывает сознание всех граждан и уничтожает в зародыше мысли о преступлении. В арсенале корейских лидеров культ руководителя, единство взглядов, нетерпимость к инакомыслию, превентивные полицейские меры. Одним словом, Гунсунь Ян остался бы доволен такими учениками — его идеалы здесь живут и побеждают.

Не чужды корейским политикам и жесткие репрессивные меры: только за 5 месяцев с октября 1995 г. по март 1996 г. в Северной Корее было проведено более трехсот показательных смертных казней. Так новый корейский вождь Ким Сен Ир продемонстрировал свою твердую руку.

Южная Корея недавно преподнесла всему миру урок принципиальности: двух высших должностных лиц, замаравших себя коррупцией и должностными злоупотреблениями, привлекли в этой стране к уголовной ответственности. В 1996 г. были арестованы такие одиозные фигуры, как Чон Дух Ван и Родеу. Эти несгибаемые вожди в бытность президентами и помыслить не могли о том, что за разбазаривание национальных богатств им придется отвечать. Однако еще до того, как предстать пред судом божьим, им пришлось обживать не очень уютные тюремные камеры. Лишь после ареста Родеу осознал свои ошибки, признался во всех злоупотреблениях и публично принес извинения корейскому народу. Чон Дух Вану такой шаг оказался не по силам. 26 августа 1986 г. Верховный Суд

Южной Кореи приговорил Чон Дух Вана к смертной казни, Родеу— к двадцати двум с половиной годам тюремного заключения. Одновременно с ними в качестве взяткодателей к тюремному заключению были приговорены крупнейшие корейские бизнесмены, среди которых оказался и руководитель всемирно известной фирмы "Самсунг".

Сингапурское общество сумело удачно сочетать демократическую политическую систему с тотальным полицейским контролем, опирающимся на технические средства. Особое внимание здесь уделяется профилактике правонарушений, которые нередко сказываются прологом к преступной стезе. Например, штраф в несколько тысяч долларов может быть наложен на тех, кто рискнет бросить мусор на тротуар или сломать ветку дерева. Специальные датчики (чутко реагирующие на пары аммиака) могут заблокировать малокультурного аборигена в лифте, если тот решит использовать его как туалет. По примеру княжества Монако вся территория Сингапура покрыта сетью видеокамер, что обеспечивает практически тотальное полицейское присутствие: представители правоохранительных органов бдительно следят за порядком и принимают оперативные меры по пресечению правонарушений и задержанию виновных.

Таиланд продемонстрировал миру оригинальный подход к перевоспитанию преступников и преодолению негативных тенденций их отчуждения от общества. Раз в год в этой стране в течение семи дней в тюрьмах проводится акция, получившая название "Открытые двери". В этот период заключенные могут неограниченно общаться с родственниками и близкими. Этот эксперимент проводится уже несколько лет, и, по отзывам специалистов, такая практика положительно влияет на фиксируемое в Таиланде снижение уровня рецидива.

Информация о работе Системы воздействия на преступность в различных странах