Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Судейское сообщество и его органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:11, контрольная работа

Описание

Формирование гражданского общества и построение правового демократического государства настоятельно требуют совершенствования и укрепления сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебной власти уделяется большое внимание. Подтверждает данное обстоятельство и тот факт, что Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 235).

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Основные гарантии независимости судей в России………………..5-10
Несменяемость судей…………………………………………………11-15
Неприкосновенность судей…………………………………………..16-17
Заключение…………………………………………………………………..17-18
Библиографический список………………………………………………...19-20

Работа состоит из  1 файл

КР Судебная защита.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра «Правосудия»

Специальность «Юриспруденция»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Иммунитет как элемент правового статуса судей»

Тема: «Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Судейское сообщество и его органы»

 

 

 

 

                                                             Выполнил: студент  группы 10 ЮДО5

                                                                                  Сысоев С.А.

                      Проверил: к.ю.н., доцент

                                                                      Терехин Виктор Александрович

 

 

 

 

 

 

                                        

                                                  Пенза, 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3-4

  1. Основные гарантии независимости судей в России………………..5-10
  2. Несменяемость судей…………………………………………………11-15
  3. Неприкосновенность судей…………………………………………..16-17

Заключение…………………………………………………………………..17-18

Библиографический список………………………………………………...19-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование гражданского общества и построение правового  демократического государства настоятельно требуют совершенствования и  укрепления сильной, независимой и  доступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебной власти уделяется большое внимание. Подтверждает данное обстоятельство и тот факт, что Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 235).1

Согласно ст. 118 Конституции  Российской Федерации, принятой всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В ст. 120-122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которому, судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, и подчинены только Конституции и федеральному закону.

Среди конституционных  принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.

Принцип независимости  судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит  в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.

Следует отметить, что  высокая социальная ценность принципа независимости судей и подчинения их только закону универсальна и ни в коем случае не ограничивается рамками  только одного отдельно взятого государственного образования. Его значение настолько велико, что эта гарантия эффективной защиты прав и свобод граждан стала предметом специального обсуждения в Организации Объединенных Наций. 13 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальный документ «Основные принципы независимости судебных органов», который связывает в неразрывное единство и институционально-организационную независимость или самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным и общественным органам, выражающуюся в формировании самоуправляющейся и обособленной судебной системы или систем, и в запрете иным государственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться в нее (п.п. 1, 3-5, 7 Основных принципов). Такое положение должно обеспечивать независимость судебной власти и ее носителей в сущностном значении этого понятия, т.е. беспристрастность и подчинение во время отправления правосудия только Закону.

Учитывая требования ст. 10 Конституции Российской Федерации о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых являются самостоятельными, а также принятый страной курс на построение правового демократического государства, очень важным для законодательных органов РФ стоит вопрос комплекса гарантий, направленных на обеспечение реализации конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону. В этих условиях существенно возрастает значение научных работ в данной области, основанных не только на сугубо теоретических исследованиях, но и, прежде всего, опирающихся на обширный статистический, эмпирический, социологический материал, анализ практики применения новых законодательных актов о суде.

      Проблема  состоит в том, что судебная  система построена по принципу: судья отвечает не только за  свои правосудные решения, но  и одновременно организует и  обеспечивает судебный процесс,  несет ответственность за организацию  работы суда в целом. Это отвлекает судей от выполнения своей непосредственной задачи по отправлению правосудия, а также дает возможность косвенно или прямо вмешиваться в процесс принятия судьей правосудных решений, несмотря на то, что ст. 10 Федерального закона "О статусе судей в РФ" запрещает какое-либо вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные гарантии независимости судей в России

 

Независимость судей  обеспечивается гарантиями (ст. 10—11 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Многие авторы придерживаются теории деления гарантий независимости судей на политические, экономические и правовые гарантии (ст. 9-10 Закона о статусе судей в РФ).

С учетом такого деления  можно предложить следующую классификацию  гарантий:

I. Политические гарантии. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

II. Экономические гарантии. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы (ст. 19 Закона о статусе судей в РФ).2

III. Правовые (юридические)  гарантии:

- предусмотренная законом  процедура осуществления правосудия (п. I ст. 9 Закона о статусе судей);

- несменяемость судей  (ст. 121 Конституции РФ);

- порядок отбора и наделения судей полномочиями (ст. 13 Закона о судебной системе, ст.ст. 3-6 Закона о статусе судей в РФ);

- установленный порядок  приостановления и прекращения  полномочий судьи (ст.ст. 13-14 Закона  о статусе судей в РФ);

- право судьи на  отставку (ст. 15 Закона о статусе судей в РФ);

- не подотчётность  никому судей в своей деятельности  по осуществлению правосудия (п. 4 ст. 1 Закона о статусе судей  в РФ);

- запрет вышестоящему  суду давать в своих определениях  при отмене решения нижестоящего  суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ);

- неприкосновенность  судей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о судебной системе);

- неограниченность срока  полномочий судьи (кроме случаев  назначения впервые судей районных  судов, судей военных судов  гарнизонов, армий, флотилий, соединений  сроком на 3 года) (ст. 11 Закона о  статусе судей);

- установление системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких (Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);3

- система органов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).

Судья, члены его семьи  и их имущество находятся под  особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать  необходимые меры к обеспечению  безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных  или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в  порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

Независимость судей  гарантируется неприкосновенностью  личности судьи (ст. 16 Закона "О статусе  судей в Российской Федерации" и ст. 16 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (п. 3—7 ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Гарантии независимости судей относятся и к присяжным (народным) заседателям.

Многие факторы, способные  ставить судью в зависимое  от них положение, не могут быть парализованными  лишь действием конституционных  гарантий. Иначе говоря, одним только принципом несменяемости независимость  судьи, конечно, не обеспечивается, поскольку у субъектов противоправного влияния на судью в запасе имеются многие средства. К ним можно отнести продвижение по службе, присвоение квалификационных классов, государственных наград и др. Все это можно считать основанием для закрепления в законе, например, формулы: судьям запрещается принимать государственные награды. Актуальность такой меры может быть обоснована, например, ссылкой на доплаты судьям, имеющим ученую степень (звание) или почетное звание. Федеральным законом от 21 июня 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают одинаковую доплату - 10 % от должностного оклада. Такой подход к оценке профессионализма судей продиктован, видимо, мотивами, далекими от интересов правосудия: почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», как свидетельствует статистика, присваивается преимущественно руководящему составу судейского сообщества. Говоря о гарантиях независимости судьи, следует подчеркнуть, что Закон о статусе судей в Российской Федерации не только закрепляет их перечень (ст. 9), но и определяет содержание (ст. 10 - 20).4

Далее хотелось бы раскрыть суть некоторых, на наш взгляд наиболее важных и требующих наиболее пристального внимания, гарантий судейской независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Несменяемость судей

 

«Несменяемость, - утверждает И.Я. Фойницкий, - есть право оставаться на должности судьи и получать соединенное с ней содержание независимо от желания власти, которой принадлежит назначение судей, будут ли то власть верховная или подчиненная»5. В Законе о статусе судей впервые задействована такая мощная гарантия независимости судей как их несменяемость (ст. 12). Несменяемость судей подтверждена и Конституцией РФ (ст. 121). Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судьи означает запрет его перевода на другую должность либо в другой суд без его согласия, а также запрет прекращения или приостановления полномочий помимо оснований и порядка, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 12—14).

Информация о работе Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Судейское сообщество и его органы