Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:11, контрольная работа
Формирование гражданского общества и построение правового демократического государства настоятельно требуют совершенствования и укрепления сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебной власти уделяется большое внимание. Подтверждает данное обстоятельство и тот факт, что Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 235).
Введение………………………………………………………………………3-4
Основные гарантии независимости судей в России………………..5-10
Несменяемость судей…………………………………………………11-15
Неприкосновенность судей…………………………………………..16-17
Заключение…………………………………………………………………..17-18
Библиографический список………………………………………………...19-20
Однако принцип несменяемости судьи способен вызывать в действительности следующую нежелательную для организации правосудия ситуацию: судья прошел все испытания, связанные с замещением должности, а потом обнаруживается, что он недостаточно подготовлен к социальной миссии судьи. Подобная ситуация не носит гипотетический характер, она - объективная реальность, поскольку не существует таких механизмов (как свидетельствуют специальные исследования), которые гарантировали бы той или иной социальной системе защиту от проникновения в нее чуждых ей элементов.
Так, по данным Высшей квалификационной коллегии судей РФ, за 2005, 2006, 2007 года были прекращены полномочия и дано согласие на возбуждение уголовных дел против более чем 200 судей; квалификационными коллегиями субъектов Федерации 2006, 2007 года рассмотрены материалы о проступках 230 судей, полномочия 130 из них были прекращены (пьянство, волокита, совершение дорожно-транспортных происшествий, фальсификация дел, злоупотребление служебным положением). Приведенные статистические данные сами по себе обязывают принять эффективные меры с целью избавления правосудия от недостойных его людей. Казалось бы, следует отказаться от принципа несменяемости судей и поставить право на замещение должности судьи в зависимость от периодически проявляемой воли избирателей. Однако подобный подход к принципу несменяемости разрушит судейскую независимость и превратится в тормоз на пути создания той модели правосудия, которая получила закрепление в Конституции РФ, так как угроза быть неизбранным на новый срок может побуждать судью вступать в компромиссы с лицами, влиятельными на выборах, во вред правосудию. Частые избрания, по мнению И.Л. Фойницкого, уменьшают вместе с тем и авторитет судей в глазах населения, которые привыкают видеть в них людей сменяемых и потому зависимых. Несменяемость есть гарантия надлежащего исполнения судейских обязанностей, поэтому общество должно смириться с тем, что 3 - 5 % судейского корпуса составляют лица, неспособные к судейской службе, чтобы большая его часть - 97 % - была защищена судейской несменяемостью и на самом деле обеспечена независимостью. Действие принципа несменяемости должно прекращаться при обнаружении неспособности судьи исполнять возложенные на него функции, т.е. этот конституционный принцип не должен служить частным интересам конкретной личности, ибо он действует в интересах судебной службы как института публичного порядка. Естественно, законодатель обязан предусмотреть механизм определения неспособности к судебной службе, которая может предопределяться двумя видами причин - физическими и нравственными. Один из таких механизмов уже существует: судьи, избранные впервые, лишь после 3 лет судейской работы приобретают право баллотироваться на неограниченный срок. Полагаем, что это правильно, другого способа испытать кандидата на должность судьи нет.
Судья - это особая должность, и назначается он на эту должность пожизненно Президентом, пройдя все-таки жесткий отбор. Отношение к нему должно быть особое. Возбуждение уголовного дела против него возможно только по инициативе Генерального прокурора и только с согласия квалификационных коллегий. Относительно недавно такое согласие было окончательным и не могло быть обжаловано. Это вызывало в среде юристов возражения. Отмечалось, что «возбуждение уголовного дела не должно быть связанно с согласием квалификационной коллегии судей». Или «... любое должностное положение, занимаемое лицом, не может препятствовать возбуждению против него уголовного дела либо служить основанием для освобождения его от ответственности за совершенное преступление. Тем самым подтверждается необходимость соблюдения равенства граждан перед законом и судом, как одного из основополагающих принципов права».
В чем суть судейского иммунитета? Судейская неприкосновенность является определенным исключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления его работы по отправлению правосудия. То есть положение о неприкосновенности, закрепляющее один из существенных элементов статуса судей, направлено на обеспечение основ конституционного строя, разделение властей, самостоятельности и независимости судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты его профессиональной деятельности, прежде всего интересов правосудия. По данным высшей квалификационной коллегии судей РФ, региональные квалификационные коллегии в основном правильно используют институт судейского иммунитета и все чаще соглашаются с представлениями Генпрокурора. Генпрокуратура максимально объективно и профессионально подходит к решению вопроса о вхождении в квалификационные коллегии судей о даче согласия на возбуждение уголовного дела, и имеются не единичные примеры, когда Генпрокуратура возвращала не совсем качественные материалы и представления прокурорам субъектов РФ. Важным средством обеспечения независимости судьи являются гарантии неприкосновенности его личности, жилища, служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, корреспонденции, имущества и документов. В Российской Федерации, каждый человек пользуется личной неприкосновенностью в соответствии со ст. 22 Конституции РФ. Однако уровень личной неприкосновенности судей поднят значительно выше (ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Законом установлен особый порядок принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Оно принимается Генеральным прокурором РФ: в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — на основании заключения Судебной коллегии Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия ВККС РФ; в отношении судьи иного суда — на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия ККС соответствующего субъекта РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается Верховным Судом РФ по ходатайству (представлению) Генерального прокурора РФ: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ; При этом в отношении судьи Конституционного Суда РФ с согласия этого Суда; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена. Установлен особый порядок осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности. Их проведение после возбуждения уголовного дела в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего. Проникновение в жилище, служебное помещение судьи, используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание телефонных разговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, досмотр, изъятие и выемка корреспонденции, имущества и документов, принадлежащих ему, могут делаться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы, как пишет М.К. Треушников, есть основания системы норм гражданского процессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей совокупности процессуальных законов.
Независимость судей
является важнейшим конституционным
принципом российского
Независимость судей - это неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры процессуального, организационно-правового, социально-правового характера, направленные на обеспечение независимости судей как носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия, являются объективно необходимыми обществу.
Гарантии процессуальной
независимости судьи - это установленная
законом процедура
Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 15.04.2011) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы". // Собрание законодательства РФ 25.04.2011
2 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (с изм. от 29.12.2010) "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская газета, N 122, 27.06.1995.
3 Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (с изм. от 07.02.2011) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // Российская газета, N 82, 26.04.1995.
4 Федеральный закон от 21.06.1995 N 91-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская газета, N 122, 27.06.1995
5 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1896.