Зарубежные системы воздействия на преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание

Социологический подход к изучению преступности
Основная идея социологического подхода к пониманию преступности заключается в том, что преступность — это болезнь социума, а преступления — симптомы (признаки) этой болезни. Характер и масштабы преступности не зависят напрямую от воли законодателя — от того, какие деяния запрещены под угрозой уголовной репрессии (криминализация), а какие разрешены. Как свидетельствует история, в законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстная заинтересованность (конструирование правовой среды, в которой можно безнаказанно совершать общественно опасные деяния и даже разрушать государственность).

Содержание

Подходы к анализу преступности.
Сравнительный анализ состояния преступности в США, ФРГ, Великобритании, Японии и РФ.
Культурно-традиционная, идеократическая, полицейская системы воздействия на преступность.

Работа состоит из  1 файл

криминология.docx

— 44.06 Кб (Скачать документ)

КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Второе высшее образование

 

Направление подготовки – Юриспруденция

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по  дисциплине Криминология

 

 

тема: Зарубежные системы воздействия  на преступность

 

 

Студент Пылаева Анна Владимировна

 

 

Группа ЮЗ-5829

 

 

Преподаватель  Шлыгина Анна Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2012

План.

  1. Подходы к анализу преступности.
  2. Сравнительный анализ состояния преступности в США, ФРГ, Великобритании, Японии и РФ.
  3. Культурно-традиционная, идеократическая, полицейская системы воздействия на преступность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Подходы  к анализу преступности.

Социологический подход к  изучению преступности

Основная идея социологического подхода  к пониманию преступности заключается  в том, что преступность — это  болезнь социума, а преступления — симптомы (признаки) этой болезни. Характер и масштабы преступности не зависят напрямую от воли законодателя — от того, какие деяния запрещены  под угрозой уголовной репрессии (криминализация), а какие разрешены. Как свидетельствует история, в  законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстная заинтересованность (конструирование правовой среды, в  которой можно безнаказанно совершать  общественно опасные деяния и  даже разрушать государственность).

Преступность зависит от характера  сложившихся в социуме общественных отношений. Ее объективной характеристикой  является опасность (в этом смысле количество людей, испытывающих страх оказаться  жертвой преступных посягательств, — характеристика преступности куда более объективная, чем число  зарегистрированных преступлений).

Сущность социологического подхода  к определению преступности характеризуется  следующим:

- во-первых, рассмотрением преступности  не как системы преступлений, а как специфической характеристики  общества — способности порождать  преступления в большом количестве;

- во-вторых, разработкой категории  «преступление», не зависящей от  законодательства (исключение такого  признака, как противоправность, при  сохранении виновности и акцентировании  внимания на общественной опасности).

В рамках социологического подхода  одни ученые считают преступность нормальным и вечным явлением (Э.Дюркгейм), другие полагают, что при радикальном  изменении характера общественных отношений общество может избавиться от этого порока (Э.Фромм).

Социологический подход в определенной мере стирает границы между традиционным пониманием преступности и ее причин. Однако при этом не отрицается причинность. Напротив, этот подход создает установку  на поиск глубинных, сущностных детерминант. Исследование такого феномена как самодетерминация преступности показывает условность и относительность границ между явлением и его причиной: сама преступность в зависимости от исследовательского угла зрения может рассматриваться и как следствие, и как детерминанта.

Сущность социологического подхода  к анализу преступности можно  проиллюстрировать с помощью  магнитной модели. Если под стол поместить магнит, то лежащие на столе металлические опилки из кучки  порошка превратятся в металлические  столбики. Магнит будет аналогом причин преступности, «стоящие» опилки —  совокупность преступлений. Под преступностью  при таком подходе понимается магнитное поле.

Своеобразное поле социальной напряженности  порождает отклоняющееся, в том  числе преступное, поведение. Именно посредством этого поля социальной напряженности общество порождает  массовое совершение опасных для  него деяний.

Ценность социологического подхода  заключается в следующем:

1) он предполагает направление  главной энергии в воздействии  на преступность не на совокупность  преступлений и преступников, которые  являются лишь внешними симптомами  болезни, но на саму болезнь  общества и на причины этой  болезни. И профессиональная задача  тех, кто борется с преступностью,  заключается не только в том,  чтобы «изъять намагниченные  опилки», но и в том, чтобы  оказать разрушающее воздействие  на «магнит» и уменьшить порождающее  преступление поле социальной  напряженности;

2) социологический  подход открывает перспективу  реализации теории поля в криминологии. Этот подход очерчивает новый  объект воздействия — информационное  поле социума. Например, безнаказанность  можно снижать реально (повышая  раскрываемость), и идеально (формируя  общественное мнение о высокой  раскрываемости). Несмотря на то, что и реальный и идеальный  уровни взаимосвязаны, они обладают  определенной автономией (на фоне  реального повышения раскрываемости  преступлений может увеличиваться  число людей, уверенных в возможной  безнаказанности при совершении  преступлений);

3) социологический подход открывает  перспективу выявления новых  признаков преступности. В свою  очередь, чем больше признаков  явления известно, тем больше  возможностей его объективного  изучения. Новые признаки могут  дать начало новым направлениям  исследований (количество жертв  как показатель преступности  и виктимология).

Заявления критиков данного направления  о том, что социологические определения  преступности неконкретны, а сам  феномен преступности в такой  трактовке трудноуловим и труден для понимания — не вполне справедливы. С преступностью как совокупностью  преступлений человек взаимодействует  опосредованно через средства общественной коммуникации. А социальную напряженность  ощущает каждый. Именно поэтому люди не только не забывают, уходя на работу, запереть дверь, но и стремятся еще установить на окнах решетки и укрепить металлом входные двери. В этом смысле количество решеток на окнах и бронированных дверей также может быть показателем преступности;

4) попытка очистить понятие преступления  от политической конъюнктуры  и произвола властьимущих также имеет положительные аспекты:

- оправдывает тех, чьи деяния  не имеют общественной опасности  (например, противников антинародного  политического режима);

- уличают тех, кто, совершая  общественно опасные деяния, «застраховался»  при помощи манипуляций в области  законодательства.

Это в свою очередь благоприятствует совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Социологический подход здесь корреспондирует  с богатой философскими традициями школой естественного права.

Антропологический подход к анализу  преступности

В рамках антропологического подхода  преступность определяется как болезнь, но не общества, а отдельных людей. Преступность, по мнению сторонников  этого подхода, — результат вырождения, дегенерации, следствие тех или  иных психофизиологических аномалий, влекущих «нравственное помешательство». При этом понятие вменяемость  и общая превенция уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основной метод воздействия на преступность, вырабатываемый данным направлением, — отделение здоровых от больных (изоляция и лечение либо уничтожение последних).

Антропологический подход традиционно  оценивается весьма критически абсолютным большинством представителей мирового научного сообщества. В то же время и в рамках этого подхода вырабатываются идеи, заслуживающие внимания:

- все, что представляет опасность,  должно быть в сфере научного  интереса исследователей;

- дифференциация бытия различных  типов людей (опасных и неопасных)  — эффективный метод социальной  защиты;

- в целях профилактики преступности  необходимо проявлять заботу  о психическом и физическом  здоровье нации (увеличение числа  психофизиологических аномалий  в обществе — основание для  прогноза роста преступности);

- во главу угла практики социальной  защиты ставится безопасность  потенциального потерпевшего;

- изоляция преступников не должна  быть сопряжена с причинением  страданий человеку.

Теологический подход к изучению преступности

Преступность всегда оставалась в  значительной мере феноменом загадочным. Ее сущность нередко ускользает от исследователя.

Основная криминологическая идея теологов: преступность — проявление зла. Преступление есть результат того, что человек либо отвернулся от бога (безверие), либо оказался во власти дьявола (сатанизм).

В мире существуют два полюса: плюс и минус, добро и зло, бог и  антибог. Вокруг первого полюса группируются светлые личности (силы добра), вокруг второго — темные (силы зла). Абсолютное большинство людей занимают промежуточное положение. В определенные периоды (золотой век) большая часть людей смещается к полюсу добра.

В человеке уживаются хорошие и  плохие качества, его душа оказывается  полем битвы добра со злом. Добрый — тот, кому удалось подавить в  себе силы зла. Злой — тот, кто подавил  в себе доброе начало.

От того, что подавляет в себе человек:

- добро или зло; 

- сострадание или бессердечие; 

- жадность, корыстолюбие, чревоугодие,  гордыню или щедрость, бескорыстие,  скромность,— зависит, куда он  движется: к богу или в противоположную  сторону.

Идеи, вырабатываемые в рамках теологического подхода к анализу преступности, достаточно сложны. Многие из них носят  трансцендентный (недоказуемый на уровне научных аргументов) характер. В  то же время они открывают новую  грань бытия, новую плоскость  изучения криминальных явлений. Они  могут быть положены в основу соответствующих  научных гипотез, имеют колоссальную мировоззренческую значимость. К  числу таких идей относятся:

- преступность есть зло. Отрицание  ее — добро;

- цель воздействия на преступность  — движение общества к высшей  справедливости посредством разрешения  противоречий между добром и  злом;

- борьба с преступностью осенена  богом. В приверженности идеалам  добра — залог успеха (в то  время как многие люди находятся  во власти иллюзии: чем больше  жестокости в борьбе с преступностью,  тем лучше). Идеализация принципа  «зло в ответ на зло» превращает  борцов со злом из поборников  добра в приверженцев зла;

- добро онтологически (по сути  бытия) сильнее зла — в этом  источник оптимизма тех, кто  борется с преступностью;

- религиозные меры воздействия  на преступность имеют значительный  антикриминогенный потенциал. Основные из них — проповедь, образец добропорядочности в деяниях и помыслах. С ними тесно связаны такие нетрадиционные меры воздействия на преступность как молитва, медитация и т.п. Они привлекают внимание исследователей к биоэнергетическим аспектам преступности;

- акцент в разрушающем воздействии  на преступность каждый должен  делать прежде всего, на самого себя (самосовершенствование).

       Неправовые подходы к анализу преступности мы назвали нетрадиционными. Эти подходы не являются вполне отработанными. Они в значительной мере уязвимы для критики. Однако их уязвимость — результат того, что те, кто разрабатывает эти подходы, пытаются постичь вещи настолько сложные, что наше мышление не всегда готово их охватить. Как бы то ни было, прикосновенность к этим идеям позволяет увидеть новые грани криминального феномена. Каждый из рассматриваемых подходов к изучению преступности имеет свои сильные и слабые стороны. Наибольшая опасность для криминологии таится в абсолютизации одной из граней криминального феномена. Это чревато формированием плоской и однобокой криминологической теории. Не меньшая опасность таится и в механическом соединении разнородных подходов (эклектика). Здесь очень важно найти механизм корректной реализации принципа дополнительности. Задача криминологического поиска заключается в формировании единой непротиворечивой теории преступности, способной объективно отразить сложнейшую сущность криминально-криминогеной реальности.

 

 

 

2.Сравнительный  анализ состояния преступности  в США, ФРГ, Великобритании, Японии  и РФ.

Дать криминологическую  характеристику преступности — означает раскрыть ее состояние, структуру и  динамику.

Состояние, структура и динамика преступности в мире

В мире ежегодно регистрируется значительное количество преступлений. По данным иракского  ученого М. Раишахри, в 1975 году во всех странах земного шара было зарегистрировано 350 млн. преступлений. В 1989 году их количество возросло до 500 млн.Вероятно, в первой половине XXI века она перешагнет миллиардный рубеж.

Исходя из усредненных данных, можно утверждать, что преступность в мире в расчете  на 100 тыс. населения за последние 25 лет возросла более чем в 4 раза. Коэффициент преступности в расчете на 100 тыс. населения в 1985 году в развивающихся странах составил 1300, в развитых — 6800, а в среднем в мире — 4100. В 1990 году средний коэффициент преступности в мире составил 5500 преступлений на 100 тыс. населения, а в развитых странах он превысил 8000.

Информация о работе Зарубежные системы воздействия на преступность