Женская преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Проблема преступности несовершеннолетних женского пола представляет собой целостный комплекс вопросов, обусловленных социальными изменениями, происшедшими в России за последние годы, ходом экономических реформ и повлекших необходимость преодоления кризиса, связанного с безопасностью личности и общества. В России эта проблема объективно имеет глубокие корни и все больше приобретает феноменологическую окраску.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. «Девичья» преступность
2. Специфика личности несовершеннолетней девушки-преступницы
3. Виктимологическая характеристика преступности несовершеннолетних женщин
Глава 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. Общесоциальные меры предупреждения «девичьей» преступности
2. Специально-криминологические меры предупреждения женской преступности несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

женская пр-ть.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

В основе мотивов преступного поведения несовершеннолетних девушек лежат специфические потребности, которые отличаются от потребностей несовершеннолетних мужского пола.

Как показало проведенное исследование рассмотренных уголовных дел в отношении несовершеннолетних девушек, основным мотивом совершения преступлений является корысть в некоторых ее разновидностях (корысть-стяжательство, корысть, как следствие наркотической или алкогольной зависимости, корысть в сочетании с завистью, ревностью, ненавистью).

Мотивами насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними женского пола, являются гнев, месть, обида и защитная реакция. Импульсивный характер насильственных преступлений вне зависимости от конкретных мотивов прослеживается во всех изученных уголовных делах.

Женская преступность несовершеннолетних, как объект криминологического изучения, обосновывается необходимость изучения женской преступности несовершеннолетних как самостоятельного объекта криминологического исследования.

Изучение этого вида преступности целенаправленно стало осуществляться с 70-х годов XX века[3]. Актуальность его исследования, несмотря на незначительный удельный вес несовершеннолетних преступниц среди всех преступников, связана, прежде всего, с тем, что в настоящее время происходят ее серьезные количественные и качественные изменения: растет удельный вес девушек как в общем числе несовершеннолетних, так и в общем числе женщин; в структуре женской преступности несовершеннолетних увеличивается доля тяжких и особо тяжких преступлений.

Между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) имеется много различий, обусловленных как биологическими, так и социально-психологическими факторами. До настоящего времени при изучении преступности несовершеннолетних и разработке мер профилактического воздействия практически не учитывались тендерные различия несовершеннолетних. Наличие существенных различий мальчиков и девочек, связанных с их социальными ролями, социально-психологическим статусом, позволяет говорить о необходимости изучения женской преступности несовершеннолетних как самостоятельного криминологического объекта и с учетом особенностей динамики состояния и структуры, специфики личности преступницы, факторов, детерминирующих преступное поведение, разрабатывать систему профилактики данного вида преступности.

Особенно активно формирование индивида, идентифицирующего себя с мужчиной или женщиной, происходит в подростковом возрасте и почти завершается к 17 - 18 годам. Процесс тендерной социализации, осознания своей тендерной идентичности и приобретения тендерной роли на фоне серьезных возрастных биологических, психологических и социальных изменений может быть деформирован. Именно поэтому рассмотрение тендерных особенностей юношей и девушек и влияния этих особенностей на их преступное поведение представляется очень важным.

2.      Специфика личности несовершеннолетней девушки-преступницы

Общеизвестно, что преступность как социальная реальность проявляется через поведение конкретных лиц. Ее понятие охватывает как совокупность совершаемых деяний, так и контингент лиц, их совершающих, имеющих свои характеристики, особенности, закономерности формирования и развития.

Любое преступление в большинстве случаев определяется в конечном итоге всей предшествующей жизнью человека, теми его личностными чертами и качествами, которые сформированы в процессе воспитания и которые в конкретной, порой весьма сложной или конфликтной ситуации и предопределяют выбор общественно опасного варианта поведения. Само это поведение есть «не что иное, как реализация вовне (объективизация) определенных сторон, свойств внутреннего мира данной личности»[4]. Отсюда особая значимость выявления и анализа специфических деформаций и иных особенностей личности тех, кто совершает преступления. Через призму характерных черт личности преступника открывается комплекс причин, побудивший его к совершению преступления. Понимание специфики внутреннего мира преступника позволяет создать систему предупредительных мер, позволяющих оградить или уменьшить влияние негативных факторов, способствующих совершению преступления.

Личность преступника в современной криминологии – это системная научная проблема в том смысле, что она предполагает исследование собственно личности преступника, преступного поведения, образа жизни преступника, особенностей его социальной среды, связей и отношений. В современных условиях вышеуказанная проблема приобрела особую актуальность. Она определена прежде всего тем, что без научного познания тех, кто совершает преступления, выявления их криминологических особенностей невозможно бороться с преступностью в целом и ее отдельными видами.

Личность преступника характеризуется не только набором нравственно отрицательных качеств, она является носителем различных признаков, присущих любой личности. В этой связи полагаем, что необходимо выделить два основных уровня, характеризующих личность преступника, в том числе несовершеннолетних женского пола. Первый уровень касается тех качеств лица, которые не несут в себе криминальной информации о личности. Их можно условно назвать криминально нейтральными (в криминологии их принято называть социально-демографическими, т.е. содержащими сведения о биологическом и социальном статусе индивида: его пол, возраст, семейное положение[5], уровень образования, род занятий, наличие соматических и психических заболеваний и т.п.).

Второй уровень касается признаков, характеризующих личность преступника. Он содержит сведения, являющиеся, по сути, уголовно-правовыми. Сюда входят те данные, которые касаются судимости лица, его общей криминальной направленности, сведения о возрасте, в котором лицо впервые совершило преступление и было за него осуждено, а также иные факты, характеризующие его поведение как криминально ориентированное. Подобные признаки являются важным критерием в оценке общественной опасности личности[6].

Эти данные могут включать информацию о характере отношений между преступником и потерпевшим, физиологическом состоянии преступника в момент совершения преступления, мотивах его поведения, собственном отношении к поведению и т.п.

Обе группы перечисленных признаков, характеризующих личность несовершеннолетней преступницы и составляющих ее криминологическую характеристику, находятся в тесной взаимосвязи. При изучении личности преступниц необходимо рассмотреть определенные группы личностных признаков, естественно, с учетом определенных черт, которые связаны с половой принадлежностью.

Проведенное исследование показало, что более активной в криминальном плане возрастной группой является группа 16 – 17-летних девушек, однако в последние годы произошло повышение удельного веса осужденных несовершеннолетних девушек в возрасте 14 – 15 лет по сравнению с их ровесниками. Это связано с психофизиологическими и гендерными особенностями взросления девушек, которое начинается значительно раньше, нежели взросление их сверстников мужского пола, что обязательно должно учитываться при разработке профилактических программ.

Характерной особенностью Брянской области является то, что удельный вес числа осужденных девушек, которые воспитывались в семье с одним родителем или вне семьи, от общего числа осужденных несовершеннолетних девушек превышает общероссийские показатели.

Удельный вес неработающих и неучащихся осужденных девушек в общем числе осужденных несовершеннолетних женщин по России на протяжении последних лет не меняется и составляет чуть более 40%. Что свидетельствует об остро стоящей в стране проблеме незанятости несовершеннолетних, в том числе женского пола.

Возрастные и гендерные особенности девушек в возрасте 14 – 17 лет обусловливают особенности нравственной сферы, связанные с завышенной оценкой своих качеств и способностей, стремлением к взрослости и потребностью в самоутверждении. Для большинства несовершеннолетних девушек характерны паразитическое существование, отсутствие интереса к труду и учебе. Со становлением личности преступницы тесно связаны алкоголизация и наркотизация несовершеннолетних девушек, происходящая на фоне серьезных психофизиологических и социальных изменений в организме.

Гендерные особенности объясняют различия между несовершеннолетними женского и мужского пола в моменте возникновения умысла и отношению к последствиям совершенного преступления.

Важное значение для социальной характеристики личности несовершеннолетних имеет выявление их занятости и общеобразовательного уровня. Известно, что уровень образования человека оказывает влияние на формирование его жизненных установок, ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, привычек, правил поведения, способов реагирования на конкретные жизненные ситуации. Чем выше уровень образования индивида, тем реже формируются у него антиобщественные взгляды, привычки и наблюдается их преступное проявление вовне[7].

В ходе проведенных исследований нами было установлено, что на момент совершения преступления проходили обучение - 40,4%, работали - 5,8%, не учились и не работали - 53,8%. Зачастую обучению девушек из исследуемой группы препятствовало отставание в умственном развитии, которое затрудняет их социализацию, препятствует формированию и закреплению социально значимых потребностей и интересов, отрицательно влияет на поведение. Как правило, такие лица или преждевременно бросают школу, или становятся второгодниками. Их удельный вес составляет 5 - 7%. Среди законопослушных сверстников второгодники составляют всего 0,8%.

Криминогенность такого явления, как второгодничество, подчеркивается многими исследователями. Результаты отдельных исследований показывают, что при повышении доли второгодников от 1 до 7% уровень всей преступности несовершеннолетних увеличивается более чем вдвое, а уровень преступности среди школьников - втрое[8].

Известно, что незанятость трудоспособных молодых людей имеет криминогенное значение, так как лишает его возможности добывать честным путем средства к существованию, дает много свободного времени, которое может быть использовано им вопреки интересам общества, выводит из сферы необходимого уровня социального контроля и позитивных связей в коллективе.

В момент совершения преступлений, по данным нашего исследования, значительная часть несовершеннолетних характеризовалась асоциальным поведением, большинство из них были уже известны органам внутренних дел (ОВД) как правонарушители (до 70%), были замечены в бродяжничестве, конфликтах с учителями и учениками, пропусках занятий. Около 28% несовершеннолетних совершали общественно опасные деяния, но были освобождены от уголовной ответственности в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. Причем в отношении 30% из них это происходило дважды, что значительно повышало их уверенность в безнаказанности за совершение преступления.

Анализ типов мотивации совершенных преступлений позволяет разделить всех исследуемых преступниц на корыстных, корыстно-насильственных и насильственных.

Изучение специфических особенностей женской преступности несовершеннолетних, связанных с их социально-демографической, нравственно-психологической и уголовно-правовой характеристикой, необходимо для более глубокого понимания механизма совершения ими преступления и разработки на этой основе мер предупреждения данного вида преступности и, в первую очередь, мер индивидуальной профилактики.

Вместе с тем нельзя не отметить углубляющиеся личностные деформации девушек, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (агрессивность, дерзость, цинизм), повышающие тяжесть преступлений, что соответственно дает рост в структуре.

Следует отметить, что некоторые преступления совершаются девушками так называемыми «мужскими» способами (кражи с проникновением в жилище или помещение путем взлома окна, дверных запоров, карманные кражи, грабежи, разбойные нападения). Нередко девушки совершают преступление совместно с лицами мужского пола, при этом по своей активности они не уступают мужчинам и даже являются инициаторами преступления.

К наиболее типичным видам преступлений, совершаемых несовершеннолетними женщинами, относятся корыстные, корыстно-насильственные и насильственные преступления, в частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, которые в общероссийской структуре преступлений несовершеннолетних женщин составляют максимум 7,4%.

За время реформ уровень жизни в России существенно снизился, что увеличило число семей, оказавшихся в условиях бедности. Заработная плата для многих превратилась в социальное пособие, не обеспечивающее удовлетворение даже минимальных потребностей. В основе преступного поведения лежат побуждения, отражающие игнорирование принятых в обществе норм и требований, предъявляемых к личности в сфере труда, обучения, стиля жизни и иных областях социального функционирования. Уклонение от социально значимых форм деятельности, вызванное нежеланием или неспособностью к адаптации с учетом требований современного общества, отсутствие трудовых навыков и умения соизмерять свои потребности с возможностями, определяемыми результатами своего трудового участия, предопределяют варианты поведения. Отметим, что определенная избирательность линии поведения несовершеннолетних женщин-преступниц объясняется, с одной стороны, устойчивостью антисоциальных воззрений, которая обусловлена тем, что стандарты высокого потребления не связываются в массовом сознании с размерами трудового вклада, а экономическая ситуация в стране способствует нелегальным приемам извлечения доходов, а с другой – возможной интеллектуальной дефектностью индивида, порождаемой различными психическими аномалиями[9].

Следует заметить, что такое негативное явление, как безнадзорность, и отсутствие надлежащих семейных контактов особенно пагубны для девочек[10]. Во-первых, почти все отвергнутые семьей девочки слишком рано начинают половую жизнь, становятся легкой сексуальной добычей более взрослых подростков, быстро деморализуются, их интимные связи приобретают беспорядочный характер. Во-вторых, оторвавшись от семьи, школы, выйдя за пределы нормального человеческого общения, таким девушкам очень трудно, а иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих. Социальное клеймение (стигматизация)[11] женщин обычно оказывается более стойким и губительным, чем мужчин. Особенно трагично складывается судьба бродяг, проституток, наркоманок, алкоголичек, а также тех, кто связал себя с профессиональными преступниками[12]. Их не только трудно перевоспитать, но они сами подчас не могут найти место в нормальной человеческой жизни.

Информация о работе Женская преступность несовершеннолетних